|
Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?Когда-то давно (еще до профессиональной практики как психоаналитик) я написала коммуникативную игру Королевство. И играла в неё с разными людьми, знакомыми и новыми. Поразило, что группы с разной историей, мотивами зачем мы играем, разными уровнями знаний об игре и друг друге - играли одинаково. Игра создавала конфликт и приглашала к хитрости. Разные люди строили похожие последовательности ходов и разыгрывали одни и те же базовые роли. Тогда я убедилась. Группа всегда (и при желании, и без) будет жить по определенным закономерностям. Нужно просто знать на что смотреть. Об этом же говорят нам и социологи, и групповые терапевты, изучающие вопрос. Группа всегда покажет матрицу. Введите туда новых людей, измените условия или наблюдателя - матрица остаётся. Ниже я напишу девять основных пунктов, из которых она состоит. Это моя вольная переработка идей Зигмунда Фукса. Что групповая матрица даёт тому, кто ищет помощи, понимания, поддержки и улучшения качества своей жизни? - Как минимум, надежду. Что твои личные проявления в группе можно принять, понять и объяснить. А, следовательно, - изменить на более комфортные и успешные. И даже — исцелить небольшое общество. А возможно и гораздо большее. Итак. На что смотреть, пока группа живёт своей жизнью? И чего ждать дальше?
1. Баланс отдельности (изоляции) и включённости (единения) с группой. Именно баланс. Например. Если личность привносит в группу некую свою неадекватность, дискомфорт для других, то группа начнет отвергать такого участника (активно или пассивно), в результате чего он станет еще более неадекватным и неудобным для группы. Происходит повторение одного и того же с усилением дискомфорта для всех. Это будет происходить до тех пор, пока в группе не родится идея, что следует измениться не только индивиду (стать адекватнее), а и группе - стать понятливее, опытнее и терпимее. То есть, пока не начнут меняться все — осуждения (изоляция) и даже изгнание единичных участников бесполезны.
2. Остановки мышления у участников. К чему они ведут? Например. Группа оживленно обсуждает свои события. Вдруг один из участников рассказывает сон о разрушенном здании. Группа тяжко молчит какое-то время. На следующей сессии кто-то рассказывает о пожаре в своём дворе и группа вновь затихает. Можно предположить, что метафора разрушения-пожара важна и ресурсна для группы. Даже если группа ее игнорирует и не размышляет, метафора вновь и вновь будет появляться, вызывая то ступор, то напряжение. Что вновь таки будет похоже на остановку и замкнутый круг. До тех пор, пока группа не начнёт об этом размышлять и порождать новые идеи, которые изменят ее представления о себе, образ будет приходить и нависать.
3. Что участники отвергают как чуждое? По отверженному видно, чего участники не желают о себе знать. Знать — больно. Однако, они чувствуют и потому ярко реагируют на отвергаемое. Возврат проекций приводит к базовым чувствам вины, стыда и горя. Отказ от возврата проекций ведёт к тревоге и отвержению. Вина и горевание, таким образом, — это развитие группы, а отвержение – застой. И они обычно чередуются, то мягко, то ярче проявляясь.
4. Группа всегда накапливает эмоции. А потом незначительное событие становится последней каплей. Например. Группа обсуждала свои новости, казалось, что все рады видеть друг друга. Многие говорили, как скучали за группой в промежутках. Вдруг одна из участниц сказала, что не придёт в следующий раз. В виде цепной реакции, многие начинают предъявлять претензии к группе и к ведущему, высвобождая накопленные негативные чувства. Последние и до этого были. Но не было спускового крючка для их осознания и выражения. После сильных позитивных чувств приходят и негативные, никуда не денутся.
5. Участники повторяют и будут повторять друг за другом. Например. Кто-то начал рассказывать о своих предках и происхождении - другие подхватили. Таким образом, появляется возможность задуматься и заговорить о том, о чем сам бы и не придумал размышлять. Группа оживляет целые пласты нашей памяти и эмоций. Повторение обеспечивает жизнестойкость группы и ее терапевтический эффект. По-сути, только в этом и содержится обучающий потенциал группы — в желании повторять друг за другом.
6. Группа всегда продвинется либо вперед — к пониманию проблем. Либо назад — к неврозу и регрессу. Любое направление полезно. И не стоит ни ускорять, ни тормозить. Это ничего не даст, а только запутает ситуацию не меняя ее эволюции. Ошибки приносят пользу, если не спешить их исправлять (слова Зигмунда Фукса). Регресс только на первый взгляд пугает. А приглядевшись и с опытом приходит понимание, что регресс максимально полезен когда речь идет о травмах.
7. Все участники разбирают и будут разбирать групповые роли. Привычные и предпочтительные для каждого. Что и позволяет проиграть (прожить) привычные ситуации в терапевтической обстановке. Осознать автоматизмы и пересмотреть их. В индивидуальной терапии этого может вообще не произойти. А группа сработает. Роли могут быть примерно такие: молчун, рассказчик, утешитель, жалобщик, адвокат, чужак, козел отпущения, слабак-лох, крутой-успешный, лидер, злой, добрый, психолог-наставник-гуру, незнайка, наивный, комик, больной, ребенок, подчиняющийся, доминирующий, провокатор, судья, историк-летописец и проч. Распределение ролей — важный процесс социализации. Без этого группа невозможна, в ней просто не будет связей. Даже приверженцы изоляции и отдельности, и «асоциальные агрессоры» - займут в группе свое место. И если индивида убрать (изгнать) то его место с готовностью займет другой, конкурировавший с ним за эту роль. Ответственность за распределение ролей — это и индивидуальный, и групповой процесс одновременно. Группа может назначить на роль или снять с роли, так и каждый участник может как согласиться на роль, так и отказаться от нее, сопротивляться ей или перерасти её. Всё это очень терапевтично. Роли – рог изобилия для инсайтов. Предсказание тут в том, что базовые роли, доминирующие, зависимые и помогающие всегда будут кем-то заняты. Обязательно будет кто-то агрессором и провокатором, кто-то обязательно будет пострадавшим, а кто-то станет адвокатом и спасателем.
8. Колебания ритмов. Активности и застоя, оптимизма и пессимизма, единения и разобщенности и прочих. Это базовый принцип любого развития. Разрушительным он станет, если группа надолго задержится в какой-то одной фазе и прекратит стремиться к переменам активности и пересмотру самой себя. Но такие остановки обязательно вызывают дискомфорт, он передается другим менее чувствительным участникам и группа взрывается желанием что-то менять. То есть, циклы всегда были и будут. И либо приведут к развитию нового, либо к погребению под уже знакомым материалом. Смотри также п.1.
9. Как меняет группу стресс или аномальная личность? И от того и от другого группа становится аномальной. А что будет с нормальной группой, ставшей аномальной? Произойдет перераспределение ролей, на арену выйдут новые черты у каждой личности личности и новые конфликты, появится новая цикличность. Например. Группа достигла баланса, но участники слегка устали от изучения связей друг с другом. Пришел новый участник, который недавно травматично для себя развелся и очень переживал о своей неполноценности. Группа вначале погрузилась в общую депрессию, новое для себя состояние, затем активно стала помогать участнику, создавая новые роли и отношения внутри. Все участники показали себя с совершенно незнакомых сторон. Закончилось это новой фазой развития группы, полной личных инсайтов и новых внутригрупповых связей.
Итак. Вот девять фокусов внимания. Наблюдая и исследуя которые можно догадаться, что будет дальше. И не просто подготовиться, а попытаться посмотреть на повторения по-новому. Сыграть в знакомую игру, слегка изменившись самому. Утверждая себя и свои способности сегодня уже чуточку сильнее и мудрее, чем раньше. Приглашаю желающих в свою терапевтическую группу в Киеве (на октябрь-ноябрь 2019 их набирается несколько). Найдите на сайте публикации статьи мои контакты и напишите мне. Отвечаю на все вопросы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|