Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?

Когда-то давно (еще до профессиональной практики как психоаналитик) я написала коммуникативную игру Королевство. И играла в неё с разными людьми, знакомыми и новыми. Поразило, что группы с разной историей, мотивами зачем мы играем, разными уровнями знаний об игре и друг друге - играли одинаково. Игра создавала конфликт и приглашала к хитрости. Разные люди строили похожие последовательности ходов и разыгрывали одни и те же базовые роли.

Тогда я убедилась. Группа всегда (и при желании, и без) будет жить по определенным закономерностям. Нужно просто знать на что смотреть. Об этом же говорят нам и социологи, и групповые терапевты, изучающие вопрос.

Группа всегда покажет матрицу. Введите туда новых людей, измените условия или наблюдателя - матрица остаётся. Ниже я напишу девять основных пунктов, из которых она состоит. Это моя вольная переработка идей Зигмунда Фукса.

Что групповая матрица даёт тому, кто ищет помощи, понимания, поддержки и улучшения качества своей жизни? - Как минимум, надежду. Что твои личные проявления в группе можно принять, понять и объяснить. А, следовательно, - изменить на более комфортные и успешные. И даже — исцелить небольшое общество. А возможно и гораздо большее.

Итак. На что смотреть, пока группа живёт своей жизнью? И чего ждать дальше?

 

1. Баланс отдельности (изоляции) и включённости (единения) с группой. Именно баланс.

Например. Если личность привносит в группу некую свою неадекватность, дискомфорт для других, то группа начнет отвергать такого участника (активно или пассивно), в результате чего он станет еще более неадекватным и неудобным для группы. Происходит повторение одного и того же с усилением дискомфорта для всех.

Это будет происходить до тех пор, пока в группе не родится идея, что следует измениться не только индивиду (стать адекватнее), а и группе - стать понятливее, опытнее и терпимее.

То есть, пока не начнут меняться все — осуждения (изоляция) и даже изгнание единичных участников бесполезны.

 

2. Остановки мышления у участников. К чему они ведут?

Например. Группа оживленно обсуждает свои события. Вдруг один из участников рассказывает сон о разрушенном здании. Группа тяжко молчит какое-то время. На следующей сессии кто-то рассказывает о пожаре в своём дворе и группа вновь затихает. Можно предположить, что метафора разрушения-пожара важна и ресурсна для группы. Даже если группа ее игнорирует и не размышляет, метафора вновь и вновь будет появляться, вызывая то ступор, то напряжение. Что вновь таки будет похоже на остановку и замкнутый круг.

До тех пор, пока группа не начнёт об этом размышлять и порождать новые идеи, которые изменят ее представления о себе, образ будет приходить и нависать.

 

3. Что участники отвергают как чуждое?

По отверженному видно, чего участники не желают о себе знать. Знать — больно. Однако, они чувствуют и потому ярко реагируют на отвергаемое.

Возврат проекций приводит к базовым чувствам вины, стыда и горя. Отказ от возврата проекций ведёт к тревоге и отвержению. Вина и горевание, таким образом, — это развитие группы, а отвержение – застой. И они обычно чередуются, то мягко, то ярче проявляясь.

 

4. Группа всегда накапливает эмоции. А потом незначительное событие становится последней каплей.

Например. Группа обсуждала свои новости, казалось, что все рады видеть друг друга. Многие говорили, как скучали за группой в промежутках. Вдруг одна из участниц сказала, что не придёт в следующий раз. В виде цепной реакции, многие начинают предъявлять претензии к группе и к ведущему, высвобождая накопленные негативные чувства. Последние и до этого были. Но не было спускового крючка для их осознания и выражения.

После сильных позитивных чувств приходят и негативные, никуда не денутся.

 

5. Участники повторяют и будут повторять друг за другом.

Например. Кто-то начал рассказывать о своих предках и происхождении - другие подхватили. Таким образом, появляется возможность задуматься и заговорить о том, о чем сам бы и не придумал размышлять. Группа оживляет целые пласты нашей памяти и эмоций.

Повторение обеспечивает жизнестойкость группы и ее терапевтический эффект.

По-сути, только в этом и содержится обучающий потенциал группы — в желании повторять друг за другом.

 

6. Группа всегда продвинется либо вперед — к пониманию проблем. Либо назад — к неврозу и регрессу.

Любое направление полезно. И не стоит ни ускорять, ни тормозить. Это ничего не даст, а только запутает ситуацию не меняя ее эволюции. Ошибки приносят пользу, если не спешить их исправлять (слова Зигмунда Фукса).

Регресс только на первый взгляд пугает. А приглядевшись и с опытом приходит понимание, что регресс максимально полезен когда речь идет о травмах.

 

7. Все участники разбирают и будут разбирать групповые роли.

Привычные и предпочтительные для каждого. Что и позволяет проиграть (прожить) привычные ситуации в терапевтической обстановке. Осознать автоматизмы и пересмотреть их. В индивидуальной терапии этого может вообще не произойти. А группа сработает.

Роли могут быть примерно такие: молчун, рассказчик, утешитель, жалобщик, адвокат, чужак, козел отпущения, слабак-лох, крутой-успешный, лидер, злой, добрый, психолог-наставник-гуру, незнайка, наивный, комик, больной, ребенок, подчиняющийся, доминирующий, провокатор, судья, историк-летописец и проч.

Распределение ролей — важный процесс социализации. Без этого группа невозможна, в ней просто не будет связей. Даже приверженцы изоляции и отдельности, и «асоциальные агрессоры» - займут в группе свое место. И если индивида убрать (изгнать) то его место с готовностью займет другой, конкурировавший с ним за эту роль.

Ответственность за распределение ролей — это и индивидуальный, и групповой процесс одновременно. Группа может назначить на роль или снять с роли, так и каждый участник может как согласиться на роль, так и отказаться от нее, сопротивляться ей или перерасти её.

Всё это очень терапевтично. Роли – рог изобилия для инсайтов.

Предсказание тут в том, что базовые роли, доминирующие, зависимые и помогающие всегда будут кем-то заняты. Обязательно будет кто-то агрессором и провокатором, кто-то обязательно будет пострадавшим, а кто-то станет адвокатом и спасателем.

 

8. Колебания ритмов. Активности и застоя, оптимизма и пессимизма, единения и разобщенности и прочих.

Это базовый принцип любого развития. Разрушительным он станет, если группа надолго задержится в какой-то одной фазе и прекратит стремиться к переменам активности и пересмотру самой себя. Но такие остановки обязательно вызывают дискомфорт, он передается другим менее чувствительным участникам и группа взрывается желанием что-то менять.

То есть, циклы всегда были и будут. И либо приведут к развитию нового, либо к погребению под уже знакомым материалом. Смотри также п.1.

 

9. Как меняет группу стресс или аномальная личность?

И от того и от другого группа становится аномальной. А что будет с нормальной группой, ставшей аномальной? Произойдет перераспределение ролей, на арену выйдут новые черты у каждой личности личности и новые конфликты, появится новая цикличность.

Например. Группа достигла баланса, но участники слегка устали от изучения связей друг с другом. Пришел новый участник, который недавно травматично для себя развелся и очень переживал о своей неполноценности. Группа вначале погрузилась в общую депрессию, новое для себя состояние, затем активно стала помогать участнику, создавая новые роли и отношения внутри. Все участники показали себя с совершенно незнакомых сторон. Закончилось это новой фазой развития группы, полной личных инсайтов и новых внутригрупповых связей.

 

Итак. Вот девять фокусов внимания. Наблюдая и исследуя которые можно догадаться, что будет дальше. И не просто подготовиться, а попытаться посмотреть на повторения по-новому. Сыграть в знакомую игру, слегка изменившись самому. Утверждая себя и свои способности сегодня уже чуточку сильнее и мудрее, чем раньше.

Приглашаю желающих в свою терапевтическую группу в Киеве (на октябрь-ноябрь 2019 их набирается несколько). Найдите на сайте публикации статьи мои контакты и напишите мне. Отвечаю на все вопросы.



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О чем твой сон? Расскажет группа
  • Психотерапевтическая группа: радости и сложности
  • ГРУППА "ПОДДЕРЖКИ"
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Гендерные роли. Или, кто кому что должен?
  • Что такое психотерапевтические группы и зачем они нужны
  • ЧТО БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ВАШЕЙ ЖИЗНЬЮ?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Дай мне то, что я хочу - и будет хорошо
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Статья для тех, кто понимает на своем собственном опыте, что человеку измениться сложно
  • Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
  • Так будет не всегда
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • О роли ведущего в создании и сохранении терапевтической среды группы
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь