Участник группы, который постоянно молчит, может стать для ведущего сложной проблемой. Некоторые молчаливые участники группы могут получать пользу от своего молчаливого участия посредством отождествления с другими активными участниками группы, и за рамками группы постепенно осваивать новые стратегии поведения и более решительно идти на риск. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что чем активнее участник, тем с большей вероятностью он извлечет пользу из групповой терапии. И.Ялом приводит результаты исследования, которые показали, что чем больше участники произносят слов, независимо от того, что они говорят, тем заметнее они изменяются в положительную сторону. Многие ведущие психотерапевтических групп сходятся во мнении, что молчащий участник не извлекает пользы из пребывания в группе. Те участники группы, которые очень медленно раскрываются, никогда не могут успеть за остальными, более активными участниками группы. Ялом предостерегает, что не стоит обольщаться, что молчащий участник группы извлекает пользу от своего пребывания в группе.
Молчание участника группы можно объяснить многими причинами. Некоторые из них испытывают ужас при мысли о самораскрытии; других страшит проявление агрессии, поэтому они не решаются на самоутверждение, связанное с участием в разговоре; некоторые ожидают, что их активизирует какой-то добрый опекун; другие хранят высокомерное молчание, удерживая группу на дистанции. Еще одной причиной молчания участника группы может стать опасение впасть в плач и причитания. Ну и, конечно, существует тип участников, которые своим молчанием стремятся обратить на себя внимание.
Здесь определенную роль играет групповая динамика. Групповая тревога по поводу потенциальной агрессии или доступности эмоциональных ресурсов в группе может вынудить уязвимого участника к молчанию, чтобы уменьшить напряженность или соперничество за внимание. Таким образом, весьма полезно проводить различие между ситуативным молчанием и постоянным молчанием.
Между тем молчание никогда не молчаливо, молчание – это поведение, и, как любое другое поведение в группе, несет определенную смысловую нагрузку. Необходимо помочь участнику понять смысл этого поведения.
Выбор стратегии зависит от понимания ведущим причин этого молчания. Следует избегать крайностей, так, чтобы с одной стороны, не оказать слишком большое давление на участника, а с другой – не допустить его ухода в полную изоляцию. Ведущий может время от времени вовлекать молчуна в участие, комментируя его невербальное поведение. Часто молчаливый участник, который введен в работающую группу, испытывает страх перед четкостью изложения, проницательностью и прямотой более опытных участников группы. В таком случае терапевту полезно сделать акцент на том, что ранее эти опытные участники также боролись со своим молчанием. Хороший способ вызвать участника на более активное участие в групповой работе – поощрять других участников размышлять вслух о том, как его воспринимают, а затем попросить молчащего участника отозваться на эти впечатления. Даже если требуются постоянные уговоры, все равно можно избежать превращения участника в пассивный объект: для этого нужно постоянно задавать вопросы по типу: «Вам хочется, чтобы на этой встрече Вас подталкивали к разговору?», «Могли бы Вы нам давать понять, когда из-за наших разговоров Вам становится неуютно?», «Какой вопрос мы могли бы задать Вам, чтобы Вы могли влиться в наш разговор?».
Если, невзирая на все эти усилия, участник через три месяца его нахождения в группе по-прежнему молчалив, то это будет все больше озадачивать и фрустрировать группу. На этом этапе полезна индивидуальная психотерапия участника.