"Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить

Случаи с так называемыми групами смерти (сообществами в социальных сетях, которые в прямой или косвенной форме пропагандируют самоповреждение и самоубийства) долгое время были для украинцев новостями из-за бугра. Мы впервые услышали о таком интернет-явлении летом этого года, за границей о них знают уже не один год. Но совсем недавно, около месяца назад, новость о самоубийстве 13-летней девочки из Мариуполя подняла обсуждение темы на новый уровень. «Группы смерти» стали шоковой информацией, близкой каждому родителю подростка.Именно тогда, на пике темной славы, начали появляться в сети упоминания о том, что с ее смертью связаны так называемые "группы смерти" - сообщества в социальных сетях, пропагандирующие самоубийство среди подростков. Исследование по поводу этого феномена проводила Новая газета.  Многие государственные и негосударственные организации занимались расследованиями и то находили, то не находили связь между самоубийствами и группами в соцсетях. Так или иначе, имеем факт: на апрель 2016-го было совершено более 130 самоубийств и большая часть детей состояла в соответствующих пабликах.

Как работают "группы смерти"

Это, наверное, самый важный вопрос. Потому что виноваты по сути не администраторы этих пабликов, не соцсети и тем более не подростки. Виновата та среда, которая сформировала такую неустойчивую личность. Согласитесь, не каждый подросток заинтересуется подобным и не каждый подросток решится даже на самоповреждение. Демонстративно или нет, но самоповреждение не говорит о здоровой личности. 
Первое, что следует знать, это группы риска по подростковому суициду:
  • дети из неблагополучных семей;
  • дети и подростки с особенными потребностями;
  • дети и подростки, переживающие резкую смену условий жизни;
  • переживающие утрату близкого человека или друга (не стоит обесценивать утрату любого человека из окружения);
  • способные дети (уровень интеллекта выше среднего, увы, связан с суицидальным риском);
  • дети-одиночки, которые преимущественно замкнуты в себе и не общаются с семьей или сверстниками;
  • жертвы любого насилия (эмоциональное, изическое, сексуальное);
  • дети, имеющие определенные особенности внешнего вида (лишний вес, дефекты внешности, кожные заболевания и т.д.), которые подвергаются насмешкам или издевательствах
Стоит ли бояться и бить тревогу, имея подростка с подобным "анамнезом"? Группа риска подразумевает, что при наличии этих факторов + неблагоприятных семейных/рабочих/коллективных аспектов в жизни и отсутствии адекватной  (соответствующей потребности человека) поддержки  - эти люди имеют суицидальный риск вполовину выше остальных.
Нужно ли учитывать это? Безусловно. 

Каким образом дети попадают в эти сообщества? Начать стоит с того, что счастливый и ощущающий любовь близких ребенок не отреагирует на подобного рода контент. Если у подростка не было и нет мыслей о самоповреждении, безысходности и самоубийстве - никакой  подобный текст не вызовет внутреннего отклика. 

Если же отклилк есть - стоит натсторожится. Несмотря на то, что по обвинению в организации печально известных "групп смерти" арестовали двоих подростков, все здравомыслящие люди понимают, что организовать две сотни самоубийств подростков - это работа взрослых и совсем не глупых людей, предположительно - специалистов. Я не любитель теории заговора, но могу сделать предположение, что эти люди имеют достаточно сильную "крышу" для того, чтобы не быть пойманными.

Обычно детей "заманивают" шоковым контентом либо выраженным сочувствием. Вопреки распространенному мнению, их ищут. По постам в соцсети соответствующего содержания. Собственно, как начиналась "игра"? В нескольких суицидальных группах объявили о флешмобе самоубийств, запланированном на определенную дату. Всем желающим поучаствовать предложили разместить у себя настранице вот такой текст с хештегами  (текст с #) Вариантов стартового стиха и текста много. Хештеги всегда одни и те же. 

Администраторы пабликов (сообществ) реагируют на хештеги и выдают детям "номера" и "задания". Задания - это определенного вида самоповреждения, которые наносятся на тело с определенными же интервалами. Выполнение контролируется, у подростков и детей берут номера телефонов и адреса. Каждый день в одно и то же время нужно выкладывать фотоподтверждение выполненного задания. Финал игры  - самоубийство.
 
Откуда "киты"? Грустящих подростков привлекает сравнение с китами, которые по неизвестным пока науке причинам массово выбрасываются на берег. Ученые склоняются, что причиной тому служат сезонные течения. Но депрессивные подростки6 уверены, что это осознанное самоубийство от безысходности. Всвязи с этим на их руках, тетрадях, и прочей атрибутике возникают изображения китов или текст в виде хэштэгов "#морекитов" и тому подобное.
Откуда "тихий дом"? Тихим домом называется мифическое пространство интернета, не индексируемое поисковиками и случайно не находимое, попав в которое можно сойти с ума. Поиск этого самого глубокого урвня интернета - удел нетсталкеров (это течение интернет-поклонников, которые собирают такие вот недоступные большинству ресурсы). Каким образом этот самый тихий дом стал достоянием суицидальной общественности - непонятно. Но и хэштэг #тихийдом тоже условие "игры".
 Во  так вот, в такие вот "игры" сейчас играют подростки. И это действительно повод для беспокойства.

История из жизни

В процессе изучения темы я писала в соцсети множетсво эмоциональных комментариев по теме. На один из них отозвалась девушка Д. Она не так давно стала жертвой такой "группы смерти", но, к счастью, ей удалось выйти из "игры" до ее окончания. 

Д. согласилась поделиться своей историей и помочь предотвратить несчастье во многих семьях. Писать эту историю было непросто, ведь это большая ответственность - донести чужую беду деликатно и правдиво. 

Текст оставляю неизмененным и публикую с согласия Д. Текст разбит на части, с комментариями и изображениями.

/Примечание автора: Д. - девушка 14 лет, которая находилась в непростом моральном состоянии в связи с тяжелым заболеванием, которое сильно отражается на качестве жизни. Именно угнетенное состояние в связи с новостью о болезни сподвигло Д. на подобный шаг./

 

- Каким образом ты попала в такое сообщество, что произошло?

- Месяц назад мне написал человек, сказал, что поможет решить проблемы в семье и морально облегчить ситуацию с болезнью, только нужно вступить в группу. 
- Каким образом эти люди смогли тебя найти? 
 - Накануне вечером я слушала музыку, меня тогда почему-то потянуло на депрессивную, и выложила эту песню в вк, а наверное дня за 3 до этого я стала интересоваться грустными пабликами, разными картинками и цитатами, тоже их выкладывала вк. /вк - социальная сеть ВКонтакте, где эти самые паблики распространены более всего в силу возрастного контингента/ Мне кажется именно поэтому они меня и выбрали.
-  Давно у тебя было такое грустное настроение? 

- Честно, как обьявили диагноз.

- Да, это очень трудно, принять такую новость. Тебя поддерживали близкие люди? 

 - Не очень, мама совсем расстроилась и сама заболела. Ей не до меня, ей лечиться нужно. Пусть хоть она поправится. Еще есть собака. И подруга поддерживала.

- Что происходило дальше, когда тебя нашел администратор паблика? 
 - Примерно через день мне позвонил человек, голос был мужской, сказал, что знает о моих проблемах. Он рассказал о них настолько подробно, что  я поверила. /откуда человек знал подробности - остается неизвестным/. Далее он убедил, что эти проблемы не такие уж и страшные, и если я хочу их решить, нужно лишь подробно следовать заданиям и необходимо вступить в группу, где много таких же как я. 
Вот такое письмо получила Д. от администратора:

 
На первый взгляд, ничего серьезного. Но если задуматься - как это все воспринимается в угнетенном и подавленном состоянии, и обратить внимание на требование адреса и фотоподтверждение выполненного задания - становится ясно, в чем опасность. 

 Продолжаем беседу:
- Он тут же дал первое задание, каждый день он будет мне звонить или писать и я должна рассказывать что делала. Звонки продолжались около получаса. Я была рада, просто рада, что смогу выбраться, но как же я ошибалась... В течении следующих дней я отвечала на все его вопросы, всупила в группу, туда он выкладывал задания, я помню одно -  вырезать лезвием на руке #морекитов и #тихий дом, по-моему я это сделала и на следующий день он позвонил опять, и все я как будто отключилась.
Д. поделилась парой скриншотов из таких пабликов. Такой вот контент так или иначе наталкивает на депрессивные мысли и запечатывается в памяти:
Да, контент не самый приятный. Но он существует в таких пабликах как факт. 
- Отключилась?
 - Ну как будто сознание потеряла. При этом его не теряя.
 - Перестала понимать, что делаешь? 

 - Да, что-то вроде этого. 

 - А накануне как себя чувствовала? Были ли какие-то изменения настроения? 

- Я могла вспомнить как ложилась спать и «проснуться» часам к 7 вечера. При этом чувствовала себя радостно.
 - Радостно? Что вызвало радость тогда? 

 - Мне казалось, что становится лучше. И в первый раз тогда я задумалась о том что "нашла выход". Я верила, что нужно просто четко слушаться инструкций, выполняла их.

- А что говорил тот человек, когда звонил? 

 - Он задавал вопросы, помню только несколько - что ела, сколько спала, когда проснулась, что делала утром, днем, вечером. 

- А помнишь, как он реагировал на ответы?

 - Он молчал, просто слушал, а если что-нибудь не говорила - он кричал, ругался, что у меня ничего не получится.

- Потом ты "отключилась", и что следующее ты помнишь? Были ли моменты "просветления"? 
- Да, я могла ,"очнуться" и понять, что сейчас утро или вечер, но буквально через 30-35 мин я снова "отключалась". 
 - А что происходило в общении с мамой, подругой в этот период?

 - Именно в тот период я не помню. Помню, что потом они говорили, что я была, как заторможенная. 

 - Понятно. А скажи пожалуйста, кто-то пытался тогда на тебя повлиять? Из окружающих, я имею в виду. Узнать что происходит, разобраться?

 - Нет, сначала были вопросы, но я говорила, что все нормально. Причем эмоции совершенно пропали,ни радости,ни злости,ни грусти.

 Дальше Д. рассказывает о том, как "очнулась". Это произошло в процессе одного из актов самоповреждения. Д. в какой-то момент почувствовала боль и осознала, что режет себе руки. Это понимание и, пожалуй сила воли, вернуло девочку в реальность. В тот же вечер ей позвонил мужчина (возможно, один из администраторов паблика). По словам Д. этот день должен был стать "финишем", то есть концом "игры". К счастью, до этого не дошло. Да, руки порезаны, но жизнь на месте. 
Дальше  Д. пыталась осознать и вспомнить события того периода. Поднимая переписку, фото, задания - она сама была шокирована тем, что делала все это. Сейчас с Д. работает психолог, она возвращается к привычному ритму жизни. На момент, поа мы общались вышеупомянутый мужчина звонил ей несколько раз, угрожал. Со временем перестал.

Вот такая вот история, друзья. Вам решать, как к ней относиться. У меня есть все основания верить ей. Почему? Потому что это одна из многих историй. Тот же сценарий повторяется и у других "вырвавшихся". 
То состояние, которое описывает Д., не имеет в себе никакой мистики. Это эмоциональный аффект, которому подвержены люди, страдающие депресией. При осознанном воздействии и фиксации этого состояния человек может долгое время пребывать в полутрансе, не осознавая до конца свои поступки.

 

Как уберечь своего ребенка и на что обратить внимание

Первое, о чем я прошу помнить - это о группах риска. Второе - о том, что даже демонстративное самоповреждение говорит о проблеме. И она в глазах человека настолько значительна, что он "кричит" о ней через нанесение себе умышленного физического ущерба. Так настолько ли важно, согласны ли Вы как родитель с ее значимостью?
Вот несколько практических советов о том, на что стоит обратить внимание в поведении ребенка, чтобы заметит эмоциональные нарушения - тревожные сигналы:
 
  • изменение поведения в семье - бунтующий подросток становится кротким и послушным, отличник - начинате хамить и грубить - все это происходит внезапно и получить объяснение не удается;
  • нарушение пищевого поведения - отсутствие аппетита, отказ от еды, или наоборот - обжорство;
  • физическая слабость, не характерная  для ребенка обычно;
  • бессонница либо наоборот неестественно долгий сон;
  • ребенок демонстрирует смущение, стеснение по отношению к близким без причин, просит прощения;
  • резкие перемены настроения - от плаксивого до ярко выраженной агрессии;
  • изоляция от друзей, знакомых и форальное общение с близкими (по типу спросите - ответит, но односложно и без желания)
  • продукты творчества, отражающие депрессивные, агрессивные либо аутоагрессивные тенденции;
  • нетипично и неожиданно раннее пробуждение (в "группах смерти" популярное время - 4:20 утра);
  • наличие результатов самоповреждений (обычно это запястья, предплечья, бедра), которые могут как демонстративно выставляться, так и прятаться под рукавами (особенно это бросается в глаза летом).

Обратив внимания на это, можно смело утверждать - существует проблема. И это проблема, которая начинается с сознания ребенка грозит стать бедой для всей семьи. Поэтому так важно не игнорировать. 

Вот что я категорически НЕ рекомендую делать, если Вы заметили у ребенка подобное поведение:

  • НЕЛЬЗЯ организовывать допрос с пристрастием и перерывать всю комнату вверх дном в поисках продуктов творчества или лезвий - Вы только подтвердите подростку, что у него есть основания Вам не верить;
  • НЕЛЬЗЯ проявлять агрессию, критиковать, ругать или устраивать огромный скандал по поводу суицидального либо аутоагрессивного поведения. Знаю, что сохранить спокойствие почти невозможно, но так Вы рискуете спровоцировать аутоагрессию "на зло";
  • НЕЛЬЗЯ игнорировать проблему и делать вид, что ничего не происходит - если Вы узнали о таком поведении без особого труда - ребенок хотел привлечь Ваше внимание. К проблеме, к реально существующей проблеме в Ваших с ним взаимоотношениях. И если Вы будете игнорировать сигнал - ребенок будет искать более доходчивые пути демонстрации.

Знаете, выше я написала три классические реакции среднестатистического родителя на депрессивного или суицидально направленного подростка. Это такая автоматическая реакция. А как иначе? -  спросите Вы. 

А вот как:

  1. Не делайте резких перемен Вашего привычного поведения - у подростков потрясающая интуиция и обостренное чувство справедливости - они мгновенно заметят "подставу". Лучше понаблюдайте день-другой за Вашим взаимодействием, проанализируйте его;
  2. Не пытайетсь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Аутоагрессивное поведение - это про агрессию. Ей нужен выход. Дайте вдоволь "побить посуду", а затем послушайте, что вызывает агрессию, задавайте вопросы - сейчас ребенок важнее Вашей правоты;
  3. Не останавливайте слезы, когда они есть - нередко за агрессией стоит душевная боль (неважно, считаете ли Вы повод настолько стоящим ее). Боли нужен выход. А ребенку, который плачет - нужна поддрежка. Отразите эти слезы, как зеркало - скажите, что Вы видите, что ребенку больно и спросите, как Вы можете помочь. Не лезьте помогать, как Вас не просили.
  4. Смотрите и слушайте, не обесценивайте жалобы или недовольство. Если Вы в контакте с Вашим подростком - Вы обязательно заметите перемены.
  5. Если видите, что что-то идет не так и не уверены, что справитесь сами - обратитесь к специалисту. Да, именно Вы, а не тащите туда ребенка. Поговорите с психологом, получите рекомендации и попробуйте сами - все равно никого ближе у ребенка нет.
  6. Если сами н справлятесь даже с поддержкой специалиста (это очень непросто, постепенно и плавно становиться слышащим и понимающим родителем для депрессивного подростка) - ведите к специалисту/вызывайте специалиста на дом. 
  7. Не забывайте, что если Вам пытаются что-то продемонстрировать, каким бы то ни было способом, значит глубоко в душе верят Вам и верят, что Вы способны услышать.

Да, это все очень непросто. Я понимаю, что хочется потащить к психиатру, попутно отругав и забрав телефоны. Но так Вы только закрепите недоврие к Вам. Имейте терпение. Исключение составляют случаи попыток самоубийства - тогда ждать нельзя, необходимо срочно ехать в больницу и решать острую проблему.

Я очень верю в то, что счастье и здоровье ребенка для большинства родителей, особенно тех, кто сейчас это читает - главный приоритет. Я верю в то, что профилактика - лучшее лечение. Потому прошу Вас, забудьте о гордости и умных книжках  и вспомните, как категоричен мир, когда тебе 15. И как болезненна в этом возрасте боль. Примите это состояние вместе с ребенком и научитесь видеть за деревьями лес. 

/Прошу также воздержаться от критичных комментариев в сторону Д. Напомню, что есть основание верить ее истории и что она - реально существующий, живой человек, переживший внутреннюю катастрофу. Давайте уважать чувства других./



Просмотров: 640
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Отцы и дети. Сепарация, что это такое?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Психосоматика. Что это и как ее лечить?
  • Путь к здоровому эгоизму - что это такое и как не перейти черту
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь