"Лицо спящего обнаруживает много такого, что лицо бодрствующего утаивает" (Артуро Граф).
Функция сна как физиологического процесса и функция сновидения как особого вида активности психики человека играют разные роли для человека. Для психолога сны во втором своем значении крайне важны, они могут выступать как произведения творческого начала, своеобразного персонального Оле Лукойе, который без цензуры гуляет по всему внутреннему миру человека, заглядывает в те уголки и чуланы, которых наше сознательное “Я” страшится и избегает.
Сны - всегда очень личное, даже интимное. Сновидения превращают идеи в визуальные образы, очень личные идеи и в личные образы. Начать говорить с клиентом о снах – затронуть его иррациональную сторону, его бессознательное, то, что он далеко не всегда и не сразу может облечь в слова. Существует множество взглядов на природу сновидений (суеверный, медицинский, мистический и пр.), но для меня в данном контексте важно не их происхождение или причинность, но возможности, которые работа со сновидениями, их обсуждение, «прогулки» по снам, открывают для психологических/психотерапевтических изменений.
Когда в работе с клиентом становится слишком много рационализации, “забалтывания”, хождения по кругу, “интеллектуальной жвачки”, разговора, казалось бы важного, но интуитивно ощущающегося как “не о том”, я действую одним из нескольких способов, и один из них – обращение к сновидениям клиента.
«Сон – это маленькая открытая дверь в самые сокровенные и самые загадочные тайники души. Она ведет в ту космическую ночь, где пребывала душа задолго до появления какого бы то ни было Эго-сознания, и она сохранится, как бы далеко ни ушло это Эго-сознание». (К.Г. Юнг)
“Я иду к своей квартире по улице. Чувствую, что за мной кто-то следит. Какой-то забулдыга подкарауливает меня за углом и накидывается с ножом. Я моментально реагирую и быстро укладываю его на лопатки. Потом иду в свою квартиру. Мне открывает дверь мой арендатор. Похоже, у него вечеринка. Неожиданно. Играет музыка. Сколько-то незнакомых мне мужчин, женщин. Я не знаю их. Одному из них мой жилец представляет меня. “Она симпатичная”, - отмечает его приятель. Меня удивляет происходящее. Но я не вмешиваюсь, я опускаюсь в кресло и с любопытством наблюдаю за происходящим. Поразительно, но даже мои кошки, живущие в квартире, не узнают меня...” Моя клиентка рассказывает сон от первого лица в настоящем времени – это важный способ усилить реакцию на сон, вернуться в него, пережить заново.
Какое-то время назад ее сны были совсем другими. Та же квартира (для меня это универсальный символ личностного пространства), только наполненная окаменелыми изваяниями, надгробиями, каменными статуями, сопровождаемый чувством острой тревоги. Еще пару месяцев назад моя клиенка, была опасливо живущей, но не живой.
- Какие чувства вызывает этот сон? – спрашиваю я ее по поводу только что рассказанного.
- Удивление, интерес. В целом, радостные.
- Есть какие-то идеи о значении сна?
Я всегда вначале предлагаю самому клиенту поразмыслить над своим сновидением, прежде чем давать свою интерпретацию. Ведь это именно его сновидение, его символы и только он в действительности знает, о чем именно они говорят. Помните анекдот: Молодая женщина спит и видит сон, где она идет ночью по темному переулку и вдруг слышит за собой шаги. Оборачивается и обнаруживает что за ней идет громадный чернокожий мужчина. Она ускоряет шаг. Он тоже. Она еще быстрее. И он не отстает. Она бежит! И сзади шаги побежали... Она забегает в тупик. Негр ее хватает, разворачивает... Женщина кричит:
- Что вы будете делать?
- Не знаю, мадам, ведь это ваш сон...
Моя клиентка, чей сон я описала, женщина, 38 лет. Цикл наших встреч начался полгода назад. Мы двигались довольно медленно, проживая "законсервированные" чувства прошлого, установки, верования о себе мешающиеся жить полной жизнью, чувство вины при проявлении творческой воли, желании жить именно своей жизнью. Иногда было ощущение, что мы пробираемся сквозь болото, вязнем, почти отчаиваемся и снова движемся вперед. “У каждого свой темп, у всего свой срок, даже самый желанный ребенок должен быть вынашен 9 месяцев, и невозможно решить то, что накапливалось годами, за час, два, пять часов работы”, - напоминала я сама себе, будучи торопыгой по жизни.
Спустя полгода “выстрелило”. Словно была набрана критическая масса и теперь перемены катились словно ком с горы: уверенно, стремительно, безвозвратно. Хотя, нет, они не сами катились. Она катила их. Катила легко и вдохновенно. Она ожила. Удивляясь своему преображенному личностному простраству, с любопытством, интересом, сначала не узавала его, а оно (пространство) словно было удивлено ее "визитом" ("опустилась в кресло" и ведь не собиралась уходить), находя свою хозяйку интересной и привлекательной. Она легко теперь справляется, “уложив на лопатки” тревожные мысли об опасности и трудностях, которые могут встретиться на ее пути. И хотя можно по-разному подходить к интерпретации деталей сна, он явственно иллюстрирует происходящие перемены (особенно при рассмотрении его в динамике, в сравнении с ранними сновидениями).
- Правда ли то, что я вижу во сне?
- Конечно, правда! Только надо ее правильно понять...
Люди личностно относятся к своим сновидениям, и по моему опыту, не придавая им особого значения в повседневной жизни, с удовольствием пускаются в их исследование во время сессий. Они откликаются на предложение записывать свои сновидения сразу после пробуждения, ловят азарт в их разгадывании, гордо иногда хитро приносят их в мой кабинет, довольно быстро сменяя “народный” подход к толкованию на психологический.
Особое значение имеют сны повторяющиеся. Они могут снится с небольшими изменениями сюжета год от года в течение долгого времени. Анна (условно назовем ее так), молодая успешная женщина, обратилась ко мне именно по поводу такого сна. Мы познакомились с ней на одном из семинаров, которые я вела, и она спросила, может ли прийти ко мне лично, всего на одну встречу, поскольку трудностей особых не испытывает, «но вот один сон он все время повторяется и мучает меня». Ее сновидение, в котором она в суете пакует вещи, спешит, волнуется, опаздывая на самолет или поезд, позволило выйти на по-настоящему волнующую ее тему – тему скоротечности времени и боязни не успеть. Ее сон приоткрыл завесу к острой тревоги бытия, страха «опоздать». Наша работа не ограничилась одной сессией, но и не была продолжительной, хотя «копнули» мы глубоко и с пользой.
Поразительно, насколько точно сны рассказывают о насущной проблеме, о страхах, личной, порой абсурдной интерпретации происходящего человеком. Сны можно обсуждать в беседе, можно “оживлять”, исследуя тот или иной фрагмент, говоря от лица одного или другого образа, можно рисовать свои поднявшиеся по поводу сна чувства, можно выстраивать сон в песочнице (если вы с ней работаете).
По моему мнению, поскольку природа сна тонка, креативна и интуитивна, то и работать с ним, можно и нужно, включая спонтанность, интуицию и, конечно, чуткость.
В классическом психоанализе и юнгианской психологии – сны имеют ключевое значение. По З. Фрейду, "Сон - королевская дорога в бессознательное". Но и придерживаясь любого другого направления, важно уделять внимание сновидениям как крайне ценному ресурсу:
а) для понимания того, что происходит с клиентом на бессознательном уровне (лучше понять его страхи и бессознательную мотивацию, которая может идти вразрез с осознанной волей),
б) для установления большего контакта и повышения доверительности в ваших отношениях с клиентом,
в) для понимания динамики психологической/психотерапевтической работы.
Как я уже отмечала, работа со сновидениями может быть очень разной. В психоанализе чаще всего сновидения интерпретируются в соответствии с психоаналитическими символами, в этом смысле психоаналитики создали собственные «сонники». Однако разумно заметить, что символы сна и его контекст насколько универсален/уникален, насколько универсально/уникально наше отношение к тому или иному явлению. Слова и образы – оболочка, которые могут быть наполнены очень разным содержанием и смыслами (реагируем мы как раз на последние). Если простым языком, то значение «кошки» может быть насколько различно, насколько один человек кошек может обожать, а другой ненавидеть, не говоря даже о том, что "кошка" ассоциативно может вызывать очень разные личные истории и воспоминания.
Отдельно вырванный из контекста символ/образ во многих случаях может быть незначимым, в отличие от всего сюжета сна и чувств, которыми он сопровождается. Возвращаясь к сновидению моей клиентки кошка как символ едва ли значим, а вот то, что ее кошки (в реальной жизни они существуют) не узнали ее – намного важнее. Но это именно в контексте работы с ней, ее реальности.
Иную точку зрения, на работу с образами сновидений, но определенно важную предлагает гештальт-терапия.
Фриц Перлз предложил для экспериментирования со сновидениями технику "идентификация с образом сна". Человеку, который работает со своим сном, предлагается "играть роль" персонажа из сна, двигаться и говорить от его имени. В результате образ перестает быть только образом, но в полной мере и многообразии раскрывает свое содержание, желания, потребности. Каждый образ сновидения предстает частью сновидца. Естественно, что экспериментируя с "материалом сновидения" в бодрствующем состоянии, человек некотором образом увеличивает "объем осознавания" в области, до того более доступной только бессознательному.
"В этом случае нет необходимости запоминать интерпретации сюжетов. Зато терапевту и клиенту стоит быть чувствительным к нюансам эмоциональных и соматических реакций, отзывающихся на отдельные образы сновидения" (Е. Петрова).
Обобщение (как общая интерпретация) и фрагментация сна (как раскрытие содержания отдельных образов), на мой взгляд, не противоречат друг другу, но могут оба использоваться в работе консультанта/терапевта по необходимости и с учетом того, что именно сейчас будет более полезным для конкретного человека, обратившегося за помощью. Ведь работа со сновидениями – это не способ блеснуть перед клиентом, но еще одна возможность повысить осознанность клиента, его самопонимание, вывести из "тени" то важное, на что он мог не обратить внимание, но препятствующее изменениям и решению трудностей.
Использованная литература:
Петрова Е. (2002). Техники работы со снами в гештальте(материалы к тематическому семинару). -
gestalt.sp.ru/materials/gestalt_articles/id151/
Фрейд З. (1900) Толкование сновидений.
Фрейд З. Сон и сновидения. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-АТА», 1997. – 544 с.
Юнг К.Г. Алхимия снов/ Пер. с англ. СЕМИРЫ – СПб.: Тимошка, 1997. – 352 с.
Юнг. К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Львов: «Инициатива», 1998. – 480 с.
|