|
Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?Алиса много пишет о критике Фрейда Бинсвангером и Боссом. В частности концепции желания Фрейда, той идеи, что желание обусловлено влечением. И если Бинсвангер, будучи другом основателя психоанализа, пытался примирить их концепции, то Босс уже мог особо не тревожиться по этому поводу. Основное их возражение - что желание нельзя сводить, редуцировать к биологической потребности, что биологическое - лишь один из модусов. Влечение означает захваченность, в то время как человек проявляет желание из свободы и открытости. В то же самое время желание волюнтативно, то есть имеет отношение к воле человека. Получается, что во фрейдовской концепции человек утрачивает волю, его собственную свободную волю как субъекта осознающего, в достаточно большой степени подменяет воля, переместившаяся в бессознательное. Фактически воля субъекта подменяется волей бессознательного. Вспоминаются различные философские концепции, прописывающие волю самого человека как волю, производную от воли Высшей. От Св. Августина до Шопенгауэра... А также - Ницше, настаивавший на автономности воли субъекта, на том, что воля человека является его собственной волей. Получается, в данной плоскости рассмотрения, что бессознательное заменяет собой некую высшую силу, фактически Бога? Поскольку желания и в целом воля человека выплёскивается именно оттуда? Впрочем, с учётом того, что содержание бессознательного трактуется как наполненное деструктивными и сексуальными желаниями, было бы точнее сравнить его не с высшей, а с низшей силой... Да уж, куда только не заведут размышления и ассоциации... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|