Как концепции из процесса формируют реальность?

Если поле представляет собой перманентный поток феноменов, то что же тогда является нам в качестве стабильной реальности, в которой большинство из нас пребывает? Ведь не будем же мы оспаривать тот факт, что мы живём в относительно стабильном мире, который не изменяется ежесекундно.  Почему внешние впечатления от окружающего нас мира не соответствуют постулируемым здесь фундаментальным положениям о природе реальности? Или здравый смысл нас обманывает? 

Справедливое замечание. До сих пор мы говорили о природе поля, не учитывая тот факт, что в спонтанную динамику вторгаются вторичные факторы, которые и структурируют его. 

Что же это за факторы? 

В этой статье я упомяну лишь об одном из них, вносящим наиболее весомый вклад в стабилизацию поля. Речь пойдёт о концепции. 

Что же это такое? Если кратко, то концепция представляет собой в самом общем виде большую или меньшую совокупность феноменов, находящихся друг с другом в устойчивой связи, определяемой принудительной валентностью. Проще говоря, если один из феноменов появляется в поле, то он влечёт за собой появление всего феноменологического конгломерата. Таким образом осознавание определяется не спонтанной динамикой поля, производной от переживания, а некой более или менее устойчивой схемой. Чаще всего концепция для устойчивости принимает в основу своих феноменологических связей причинно-следственные отношения.

Я хотел бы подчеркнуть для вас, уважаемый читатель, эту принципиальную разницу в способах регулирования динамики поля – переживанием и концепцией. Они являются альтернативами и комплементарны друг другу – либо переживание, либо концепция. Соприродным полю является переживание, именно оно позволяет феноменологической динамике течь спонтанным образом. В тот момент, когда свободное течение процесса переживания останавливается, например, ввиду невыносимости для человека впустить в своё сердце то или иное чувство, то или иное желание и пр., остаток витальности тут же конвертируется в связь между теми феноменами, осознавание которых не столь мучительно. При этом чем больше витальности оказывается блокировано в переживании, тем сильнее сформированная связь. Следовательно, тем сильнее и ригиднее концепция.

Впоследствии встреча человека в поле с теми же невыносимыми для переживания феноменами автоматически вызывает к жизни ту или иную концепцию, которая в качестве суррогата переживания структурирует поле до вполне предсказуемой и стабильной динамики. Теперь человек замечает лишь те феномены, которые «вписываются» в концепцию, и оказывается совершенно «слеп» к тем из них, которые находятся за пределами ее. Именно по этой причине то, что мы воспринимаем как структуру личности, или тип того или иного человека, или любую психологическую закономерность, является по своей сути результатом хронификации контекста поля какой-то концепцией. Жизнь при этом становится предсказуемой и стабильной, однако, витальность переживания в той или иной степени покидает ее. Динамика поля редуцируется до хронифицированных его контекстов, которые в диалогово-феноменологическом подходе в психотерапии носят название self-парадигмы.

Но, подчеркну, это не плохо. Концепция является альтернативой переживанию и появляется в том случае, когда человек оказывается не в состоянии переживать свою жизнь в её непредсказуемости. Любому из нас, если мы конечно, пока не достигли просветления, нужны концепции для структурирования жизни. Большинство действий, которые мы совершаем ежедневно, регулируются именно концепциями. Необходимость в восстановлении переживания появляется лишь в тот момент, когда человек начинает осознавать свою жизнь как неудовлетворяющую его. В этом случае он обращается за психотерапией, и ему потребуется изрядное мужество для того, чтобы начать переживать свою жизнь, окунувшись в непредсказуемость феноменологической динамики поля. Структуры, типы, классификации, убеждённости, представления концептуальной природы могут при этом начать рушиться на глазах, освобождая место для свободной и неожиданной динамики жизни.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ПОМЕНЯТЬ СООТНОШЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ?
  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Своя жизнь или эстафета из детства? Право на свою жизнь или как вырваться из плена чужих сценариев
  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как концепции и переживание взаимодействуют друг с другом, формируя психологическую реальность?
  • Жить «для себя» или «всю жизнь положить на эту неблагодарную скотину».
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Нужна ли концепция сопротивления для психотерапии?
  • Жизнь на минном поле. Или к чему приводит непрожитая боль
  • Человек для счастья создан… или нет?
  • Человек для счастья создан… или нет?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • ЛЮБОВЬ ИЛИ ДЕНЬГИ. ЧТО ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЫМИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
  • "Упрощенная" модель Переживания (для тех, кому пока сложно пользоваться полной моделью)
  • Гардероб для мозга или какая жизнь вам к лицу?
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Путешествие к центру вашей Жизни и обратно: конусно-солевая модель поля
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Синдром лягушки в кипятке, или когда обращение к психологу – является лучшим решением?
  • Одна ступенька в ад.  Или как распознать созависимые отношения перед тем как в них влипнуть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь