Взаимосвязь тенденции к психологической смерти с объектными отношениями субъекта

Тенденция ″к психологической смерти″ выражается в следующих аспектах: блокировке чувственности, ощущении неполноценности, униженности, отягощённости чувствами ревности, зависти, ненависти. Этот феномен также может находить выражение в тенденциях: возвращения в прошлое, отчуждения от окружающего мира, для которых характерны такие эмоциональные состояния, как: апатия, депрессия, ощущение разочарованности, бесперспективности жизни, отсутствия новых жизненных перспектив, внутренней расщепленности. На поведенческом уровне отмеченная тенденция выражается в неспособности поддерживать партнёрские отношения с окружающими людьми, агрессивности, ригидности, шаблонности поведения, скептическом отношении к будущему, крайними выражениями чего есть суицид и асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания). Проявления тенденции ″к психологической смерти″ связаны с внутренней дисгармонией, расщепленностью личности, что порождает искривленное восприятие окружающей действительности. При выраженности обозначенного феномена в условиях взаимодействия субъекта с окружающими людьми вне поля его зрения остается индивидуальная неповторимость партнера по взаимодействию, так как он условно воспринимается ним как объект которому, свойственны те или другие качества (агрессивность, пассивность, черствость, мрачность и тому подобное) 
Многие изследователи психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, Д.В.Винникотт, М. Маллер, У.Р.Фэйрберн, М.Балинт, Х. Когут) очерчивают отношение субъекта к окружающему миру как объектное отношение. Это отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов, в той или иной мере связанного с фантазированием, и выбираемых способов зашиты (Ж. Лапланш, Ж.-Б Понталис 1996) Учёные отмечают, что объектные отношения – это способ восприятия реальности, основа для формирования эмоционального и когнитивного опыта личности, последовательность взаимодействия с другими людьми (Н.Ф. Калина 2001). Развитие объектных отношений, исследователи связываются с детским периодом развития субъекта, который является толчком к формированию его отношения к окружающему миру.
Формирование тенденции ″к психологической смерти″, связанно с эдиповым периодом развития индивида, в котором происходит блокирование либидных чувств, возникающих к объекту притяжения. Такое блокирование либидо связано с наложением социальных запретов на чувственное единение с объектом привязанности, что, в свою очередь, активизирует мортидные тенденции. Актуализация таких тенденций, предопределяет формирование чувств враждебности, ненависти, обуславливая  возникновение амбивалентного отношения субъекта к самому себе и окружающим людям. М. Кляйн пишет, что объектные отношения формируются в младенческий период, когда актуализируются амбивалентные чувства относительно либидного объекта. Такая амбивалентность связана с грудью матери, которая воспринимается ребенком в качестве "хорошей" или "плохой". Ученая утверждает: ″Части тела матери, независимо от их особенностей, поддаются интроекции и проекции со стороны ребенка и тем самым приобретают характеристики объектности… Объект, независимо от валентности – “хороший” или “плохой”, – наделенный фантазмической властью, похожей на власть человека: “плохая
 
мать” – наказывает, преследует”; “хорошая мать” – нежит, защищает” (М. Кляйн 1932), –  что формирует отношение ребенка к окружающему миру. М. Кляйн утверждает, что качества “хороший” или “плохой” приписываются объекту не только потому, что они приносят удовольствие  или  фрустрацию, но и потому, что на них проектируются либидные, или, напротив, разрушительно-мортидные влечения субъекта (М. Кляйн 1932). Последнее, близко к пониманию объектных отношений в психодинамической теории, разработанной академиком АПН Украины Т. С. Яценко. Исследовательница утверждает, что такая амбивалентность  ″...выражается в отторжении части самого себя (или себя полностью) и порождается тем, что субъект может заново интегрировать части, которые были спроектированы наружу (упреки, которые могут направляться на самого себя). Внутренние обиды в известной степени отвечают объектам внешнего мира, хотя они далеки от точных психологических портретов людей из его окружения″ (Т. С. Яценко 2006). Ребенок выносит из семьи определенный эмоциональный климат, который единил его с либидным объектом. Впоследствии он переносится на ситуацию взаимодействия с окружающими, поэтому партнер по общению может восприниматься как слабый, бесперспективный или способный к наказанию, презрению, унижению. Это указывает на то, что психика индивида ″ищет″ реализации в замещениях. Окружающие воспринимаются субъектом  как такие, которые должны удовлетворять его инфантильные потребности (в любви, заботе о нем, внимании), которые не были реализованы в детстве во взаимодействии с либидными объектами. Последнее говорит о формировании объектного отношения ″....оно  (объектное отношение) предопределяет отношение индивида к другому человеку и к самому себе. Детерминирует не только проявления определенной черты характера, интроектированых от объекта либидо, но и ситуацию взаимодействия, иногда фатально обрекая субъекта на проявление определенного поведенческого комплекса. Именно объектные отношения побуждают к действию вынужденное повторение драматических ситуаций, которые скрывают неосознанное стремление к единению субъекта не только с объектом либидо как таким, но и с первичной либидной ситуацией в целом" ( О.В Глузман, А.Е. Мелоян, Л.Г. Туз 2006), что привносит "омертвение" в текучую динамическую ситуацию, превращая индивида в ″исполнителя″ фиксированных программ. Объектность влечет неосознаваемую потребность зафиксировать, приостановить динамику жизни, воспроизвести (смоделировать) значимые отношения. Это является скрытой тенденцией ″к психологической смерти″,  поскольку теряется динамика жизни и актуализируется тенденция возвращения в прошлое. Для иллюстрации представим фрагмент стенограммы комплекса тематических психорисунков, где выпукло представлена взаимосвязь тенденции ″к психологической смерти″ с объектными отношениями. Протагонистом выступает выпускница психологического факультета А. 
 
Рис. 1 Мои желания
П.: В маске – женская фигура?
А.: Да
П.: У неё ангельские крылья?
А: Нет, в них нет святости они предназначены для полета. Это средство, с помощью которого можно достичь свободы.
П.: Фигура может взлететь, или это только ее желание?
А.: Желание – она никогда не чувствовала полет свободы.
П.: А хотела бы?
А.: Да.
П.: Что вам может дать такой полет? Чем ощущения которые вы вкладываете в этот рисунок, отличаются от тех, которые вы переживаете в реальной жизни?
А.: На рисунке представлена свобода, независимость, возможность выбора. В реальности его нет.
П.: Какого выбора?
А.: Между повседневностью и фантазией. Иногда хочется оторваться от реальности 
П.: По-видимому, в реальности бывают случаи, когда вы чувствуете, что у вас вырастают крылья?
А.: Возможно.
П.: Если эта фигурка готовится к полету, зачем ей маска?
А.: Эта маска защищает от окружающих, которые могут быть враждебно настроенными по отношению к ней.
            Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 1. Текст стенограммы выпукло демонстрирует проявление тенденции ″к психологической смерти″, через восприятие протагонистом окружающего мира как  враждебного, агрессивного по отношению к ней. Данный феномен (″психологической смерти″),  также выражается в тенденции отступления от реальности, потребности уходить в мир фантазий.     
П.: Крылья и маска неотъемлемы одно от другого?
А.: Да.
П.: Что изменится, если убрать маску или крылья ?
А.: Фигурка будет не настолько симпатичной.
П.: Она настолько критическая к себе относится?  То есть ″за счет того, что я что-то скрываю, я могу взлететь″?
А.: Да, мне будет более уютно оставаться в маске.
П.: То есть если в реальности у вас нет крыльев, то есть маска?
А.: Да. Легче иметь маску, чем крылья.
П.: Если бы вам кто-то сказал ″Я подарю тебе крылья, только сбрось маску″ ?
А.: Нет, я хочу остаться в маске.
П.: Она для вас настолько значима?
А.: Да, она защищает, дарит покой, свободу – пускай и не в реальности.
 
Рис. 2. Человек, которого я отчуждаю
П.: Почему мужчина с крыльями отчуждается, ведь он подобен той фигуре, что изображена на рис. 1 ″Мои желания″?
А.: Эта фигура имеет свободу, независимость – меня это пугает.
П.: Фигура протягивает навстречу руки, она имеет силу и независимость – образ мужественный и красивый. Почему вы его отчуждаете? 
А.: У него есть и руки и крылья, ими можно ранить. Его крылья больше способны к полету, чем мои на рис. 1 ″Мои желания″.
П.: Они несут угрозу?
А.: Да, угрозу и страх.
П.: Страх, потому что фигура притягивает своей желанностью?
А.: Да, тем, что у него больше возможностей чем у меня.
П.: Вы боитесь оказаться в его тени, почувствовать одиночество, ущербность?
А.: Да я испытываю страх очутиться в его тени, почувствовать собственную неполноценность.
П.: Вы его отчуждаете через ощущение собственной неполноценности? Он может у вас ее порождать, поэтому вы боитесь сближения с таким человеком? Есть страх растворится в нем – исчезнуть?
А.: Да, раствориться в нем.
П.: Он вам нравится, есть надежда на то, что он сделает что-то приятное? У него протянуты к вам руки?
А.: Я не думаю, он негативно настроен по отношению меня
Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 2. Мы видим, что у протагониста за темой рисунка ″Человек которого я отчуждаю″ скрывается негативный жизненный опыт. Образ мужчины на рисунке не несет угрозы, он доброжелательно протягивает руки, но протагонист наделяет его отрицательными чертами, что есть объектным отношением.
А.: Да, я пережила негативный опыт. Это сборный образ.
П.: Какие люди могут попадать под такую категорию?
А.: Люди, у которых есть и руки, и крылья. Они свободны и могут манипулировать  окружающими.
П.: Они манипулируют за счет того, что к ним возникает симпатия?
А.: У фигуры лицо также закрыто маской, как и моё. Но его лицо все-таки более открыто, чем мое.
П.: То есть он больше уверен в своей внешности, чем фигурка на рис. 1 ″Мои желания″.
А.: Да
П.: Возможно, фигурка на рис. 1 ″Мои желания″ тоже такая же симпатичная, но если она нацепила себе на лицо маску, то каким образом другие могут узреть что-то под ней? Почему она усложняет общение, – ведь окружающим нужно продираться сквозь эту маску?  
А.: Я немогу ответить на этот вопрос. Мне говорили окружающие о том, что со мной сложно общаться.
Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 3. Протагонист пережил негативный жизненный опыт, и маска на рис. 1 ″Мои желания″ является его остаточным явлением, она  выступает символом омертвения чувств, желаний А
П.: В каком возрасте вы почувствовали эту маску?
А.: В детстве. Она не была желаемой, а выступала средством защиты от окружающих.
П.: От кого, она вас защищала?
А.: От близких людей.
П.: Кто из близких, ″сделал″ наибольший вклад в возникновение маски?
А.: Мать. У меня с ней были близкие отношения, но со временем они переросли в более отдаленные, холодные.
П.: Вы увидели, что ваши душевные порывы наталкиваются на что-то омертвелое?
А.: Да, ёё настоящие чувства и желания маскируются, они у матери никогда не бывают чистыми. С определенного момента так начала делать и я, – прятать эмоции.
П.: Вы страдали от этого, ведь не чувствовали ее души?
А.: Да.
П.: Почему тогда на рис.1 ″Мои желания″ присутствует маска?
А.: Я нуждалась в любви, внимании со стороны матери, но, чтобы приблизиться к ней, я должна была стать похожей на неё.
П.: По-видимому, ей трудно угодить, если вы не чувствовали ее душу?
А.: Да, Лучший выход – быть такой, как она, – сильной.
П.: Похожей на неё не через позитив, а через негатив?
А.: Да, мне было безразлично как, но чтобы быть ближе к матери.
Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 4. ″Тенденция к психологической смерти″, находит отображение в блокировании (сдерживании) чувств, стремлении манипулировать окружающими, доминировать над ними. Единение с матерью реализовалось А. через омертвение чувственности, что породило у неё эмоциональную черствость, стремление к доминированию над окружающими, манипулированию ними.
П.: Вы позаимствовали у матери то, что вам в ней не нравилось. Следовательно, можем выдвигать гипотезу, что такое приобретение (схожесть с матерью) давалось вам трудно?
А.: Да, трудно.
П.: С чем приходилось ″прощаться″?
А.: С безусловной любовью. Ведь любовь нужно было заслужить через сдержанность,  лицемерие.
П.: Что-то омертвляя в своей душе?
А.: Да.
П.: В понятие идеала у вас попадает стремление научиться не показывать свои желания – тогда, ″я смогу реализовать стремление  к преимуществу над другими″.
А.: Да.
П.: Выступаешь своим эмоциям, желаниям ради ощущения преимущества?
А.: Да.
П.: К такой силе в вашей семье  стремилась мать?
А.: Да.
П.: Как к этому относился отец?
А.: Как к данности. Он никогда не оказывал сопротивление.
П.: Отцовская фигура не попадет в текст, что ″я отчуждаю такого, как он″?
А.: Да, я принимаю отца, но…
П.: Вам не импонируют податливые, мягкие люди, которыми можно манипулировать?
А.: Нет.
П.: То есть отец не вызывает однозначных позитивных ощущений?
А.: Да, я хотела от него большей активности .
Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 5. Мы видим, что  более мужской образ, отчуждается протагонистом, ведь у неё есть страх, что такой человек ″ поставит меня в позицию отца″. В то же время А. не может контактировать со ″слабым″ субъектом , так как он подобен отцу, что причиняло страдание в детстве.  Такой конфликт порождает ″психологическую импотенцию″, так как протагонисту сложно строить партнёрские отношения.
А.: Да у меня часто рушатся отношения.
Рис. 4. Конфликт
П.: Что вы хотели передать этим рисунком?
А.: Конфликт. Конфликт состоит  в том, что приходится играть по правилам игры, которую не знаешь. Чтобы выйти из него, нужно научится играть по правилам.
П.: В отношения привносится что-то искусственное , из-за чего вы страдаете: что это лишь игра, что все размеренно? На рисунке представлена игра по правилам, здесь нет эмоций. А вы все время говорили, что пришлось формировать что-то из себя, потому что вы учились играть по тем правилам ?  
А.: Да – и в семье родителей, и в своей семье нужно играть по правилам. Присутствует какая-то искусственность.
Аналитико-коррекционный комментарий психолога № 6 Текст стенограммы иллюстрирует такое проявление ″психологической смерти″, как отсутствие ощущения  живости отношений, есть их искусственность, омертвелость в ситуации взаимодействия с окружающими.  
Обобщающий научный анализ работы с фрагментом стенограммы
комплекса тематических психорисунков протагониста А.
Фрагмент стенограммы показывает взаимосвязь объектных отношений с тенденцией ″к психологической смерти″ через омертвение чувственности, невозможности проявления либидных чувств, в ощущении неполноценности, ущербности, непринятия (см. аналитико-коррекционный комментарий № 1). Протагонист утверждает, что жизнь кажется ей искусственной, бесперспективной, а уход в фантазии  есть лучшим способом преодоления таких ощущений. На рис. 1 ″Мои желания″ протагонист изображает себя в маске, с крыльями, что символизирует влеченье к свободе, освобождение от повседневности. Маска выступает средством защиты от окружающего мира, который наполнен негативом и угрозой, что и ограничивает полет фигурки на вышеуказанном рисунке. Последнее, иллюстрирует проявление тенденции ″к психологической смерти″, так как протагонист омертвляет реальность, приписывая окружающим негативные намерения. Психоанализ рисунков доказывает, что маска есть производной от негативного опыта детства, а именно общения с матерью (см. аналитико-коррекционный комментарий № 3). А. утверждает, что проявления чувственности наказывались матерью карались, как пример выступала сдержанность, умение омертвлять свои желания. Тенденция к психологической смерти представлена на рис. 3 ″Кризис и этапы выхода из него″, через искусственность, омертвелость, что присуща отношениям в семье протагониста. Анализант отмечает, что настоящие чувства в ее родительской семье маскировались безразличием, и она никогда не могла чувственно единения с матерью. Потому желание быть вместе с ней реализовалось посредствам эмоциональной сдержанности, умения следовать указанием матери, то есть играть по ёё правилам (см. аналитико-коррекционный комментарий № 4). Такая эмоциональная омертвелость, ригидность, что было присуще родительской семье А., приобретает объектность и находит выражение в ощущении бесперспективности, искусственности жизни, а также в страхе быть униженной, ощущении собственной неполноценности, ущербности, что было свойственно отношениям анализанда с матерью (см. аналитико-коррекционный комментарий № 6). Объектные отношения выпукло представлены на рис. 2. ″Человек, которого я отчуждаю″, где изображен образ мужчины, который несет угрозу, из-за возможности властвовать, унижать (см. аналитико-корекционный комментарий № 2), что есть желанным для протагониста и находит выражение в манипулятивных стратегиях поведения. Тенденция ″к психологической импотенции″ и ″смерти″ находит выражение в отрицании женственности, так как А. желает доминировать, манипулировать окружающими, но, в то же время, отвергает в людях податливость, что и порождает разрушение отношений. Интимный аспект омертвляется за счет перенесения объектных отношений, которые были в семье, на взаимоотношения с партнером. Это подтверждается рис. 2 ″Человек, которого я отчуждаю″, где показано желание А. манипулировать, унижать, что приводит к неспособности поддерживать чувственные отношения.
Как показывает текст стенограммы, тенденция ″к психологической смерти″ может приобретать объектность и находить выражение в ощущении субъектом искусственности жизни, бесперспективности существования. Как видно из отрывка стенограммы, семейный ″климат″, который единил протагониста с значимыми людьми, может приобретать объектность. Так, эмоциональная закрытость, конкуренция за преимущество, стремление манипулировать, что было свойственно семье анализанта, переносится ним на ситуацию общения с окружающими людьми, что порождает импотирование отношений их разрушение. Анализант на бессознательном уровне ″селекционирует″, ″омертвляет″ отношения с окружающими через стремление доминировать, манипулировать. Для нее остается скрытым то, что она  реализует инфантильные потребности в любви, принятии, чего недоставало в семейном кругу.
Согласно утверждению Т.С. Яценко, люди первичных (инфантильных) либидных влечений могут  выступать в качестве объектов, что детерминирует формирование психики субъекта в последующей жизни. Исследовательница указывает, что ″объектные отношения латентно руководят поведением субъекта, определяют его эмоциональную сферу  в параметрах добра и зла относительно людей и самого себя″ ( О.В Глузман, А.Е.Мелоян, Л.Г. Туз 2006). Энергия мортидо, которая актуализируется в психике субъекта, не находя разрядки во внешнем мире, способна направляется против ее носителя в виде чувств: бесперспективности жизни, ненависти, депрессивности, агрессивности. Близкой позиции придерживает Дж. Маккорд. Он установил взаимозависимость между семейным климатом, где воспитывается ребенок, и девиантным поведением. Исследователь констатирует, что именно непринятие ребёнка, лишение его эмоционального тепла в родительской семье может обусловить формирование  ненависти к окружающему миру, депрессивные, суицидальные тенденции (Л. Берковиц  2001). Депрессивность связана с пассивностью, безразличием к себе и окружающих, ощущением тревоги, потерей чувств к близким людям, неадаптивными реакциями. У субъекта, который находится в депрессивном состоянии, снижается активность, теряется способность наслаждаться жизнью, появляется ощущение ″тупика жизни″, ухудшается работоспособность, ограничиваются контакты с другими людьми, общение с которыми может заходить в ″глухой угол″, что есть проявлением тенденции ″к психологической смерти″. В. Руднев описывает депрессивную реакцию "возвращения в утробу" через пассивность, безразличие к окружающему миру. Исследователь пишет: .″…такой человек может подолгу лежать закутанным с головой в одеяло, чтобы не видеть и не слышать потерявшей для него ценность окружающий мир″ (В.П. Руднев 2002). Находясь в депрессивном состоянии, человек психологически импотуется.  
В. Бадрак утверждает, что именно отношения ребенка с родителями обусловливают его последующую жизнь (В. Бадрак 2004). На примере выдающихся личностей исследователь иллюстрирует влияние семейного воспитания (климата) на формирование гениальности. Он пишет: ″В большинстве случаев выдающиеся личности с раннего детства были втянуты в смертельную борьбу за собственную жизнь, биологическое право существовать или же сложное психологическое противостояние... Это закаляло их, превращая в неприступный бастион для врагов и критиков. ...они приходили к выводу, что  слава приходит лишь в борьбе с сильным и коварним врагом, а если его нет, то его нужно создать (В. Бадрак 2004), потому достичь невозможного становилось смыслом их жизни. Как пример выступают выдающиеся учёные И. Ньютон и Ф. Ницше, которые боролись за право на жизнь с раннего детства. Знаменитый художник С. Дали, описывая воспоминания своей жизни, утверждая, что нехватка внимания, эмоционального тепла со стороны родителей обусловило его желание всеми силами обратить на себя внимание, что проявлялось в неадекватном поведении. Мы можем видеть, как вынесеные из семейного окружения способы взаимодействия (получение любви с помощью манипулирования) приобретают объектность, что нашло отображение в искусстве эпатажа. Художник указывал, что с детства его сопровождало одиночество, впоследствии став смыслом его жизни – раем, на котором базировалось творчество (С. Дали  2003).
Так, либидные объекты могут влиять на формирование психики субъекта. Индивид может выносить, определенный эмоциональный климат, который единил его с близкими людьми, переносится его в ситуацию взаимодействия, что привносит "омертвение" в текучую динамическую ситуацию. Тенденция ″к психологической смерти″ может приобретать объектность и находить выражение в дискредитации достоинств другого человека, чувстве неполноценности, ощущениях униженности, разочарованности, искусственности, бесперспективности существования, скептическом отношении к будущему, отсутствии новых жизненных перспектив.
 
 
  1. Бадрак В. Антология гениальности. – К.: Издательство ″КВІЦ″, 2004. – 476с.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 521
  3. Глузман О.В, Мелоян А.Е., Туз Л.Г. Агресія та її глибинно-психологічні джерела: Навчальний  посібник. – К.: ТОВ "Видавництво" Освіта України", 2006.– 256с
  4. Дали С. Моя тайная жизнь / Пер. с фр. Е. Г. Гендель; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», 2003.— 640 с.
  5. Калина Н.Ф. Основы психоанализа "Рефл-бук" "Ваклер" 2001
  6. Кляйн М. Розвитие в психоанализе. – М.: Академический проект, 2001.–510 с.
  7. Лапланш Ж. Понталис Ж. Словарь по психоаналізу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш.шк., 1996. – 623 с
  8. Руднев В.П. P 83 Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М.: Независимая фирма "Класс", 2002. — 272 с.
  9. Яценко Т. С. Основи глибинної психокорекції: феноменологія, теорія і практика: Навч. посіб. – К.: Вища шк., 2006. – 382


Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • МЁРТВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как понять, что "лошадь - сдохла"?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • "У мамы депрессия" Или что мешает быть счастливой в семье?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • 4 составляющих психологической совместимости в отношениях ( что нужно учитывать при выборе спутника жизни).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь