|
Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками
Базовое ощущение своего законного присутствия в мире ребенок получает в младенческом возрасте.
Это первый и главный урок в жизни – я есть, и это хорошо, для меня есть место в этом мире, мир мне рад. Это опыт бытия пупом земли, центром вселенной в семье, когда жизнь всей семьи начинает вращаться вокруг ребенка, как вокруг солнца. Это опыт получения позитивного отзеркаливания, когда ребенок получает от родителей отклик «Ты есть и это хорошо». Этот опыт впоследствии становится внутренним стрежнем человека. Человек с таким стержнем впоследствии адекватно воспринимает чужую критику и свои ошибки. Он умеет учиться на своих ошибках, извлекать пользу из критики, справляться со своими неудачами, у него есть защита от недоброжелателей – это спокойная уверенность в том, что «я есть и это хорошо».
Человек без стержня разрушается от любой своей ошибки или чужой критики. Такой человек уязвим, агрессивен к критике. От любой ошибки или критического суждения такой человек внутри себя проваливается в ужас запрета на существование, он не имеет права существовать такой, делающий ошибки. Поэтому им сложно учиться на ошибках, они не могут их признать. Как можно признать и исправить то, что угрожает существованию? Никак. Тут либо агрессивно защищаться, сваливая ответственность на других, либо вообще перестать действовать.
Что же делать такому человеку без стержня? Либо продолжать жить так, без стержня, но обрастая внешней броней, либо выращивать стержень, ибо броня жесткая, но хрупкая. Она легко пробивается критикой и ошибками, а стержень никуда не девается, если он есть.
Как вырастить стержень? Через хороший контакт с другим. С другим, который сначала поддержит и утешит, и скажет, что «ты есть и это хорошо», а уж потом поможет сделать «работу над ошибками».
По материалам семинара Л. Петрановской
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|