|
Социальная матрица сновидений (Social Dream Matrix)
СОЦИАЛЬНАЯ МАТРИЦА СНОВИДЕНИЙ (SOCIAL DREAM MATRIX)
Автор: Гордеева Юлия, психоаналитик, групп-аналитик, супервизор Метод SDM (Social Dream Matrix – Матрица социального сновидения или Социальная матрица сновидений) - относительно новый метод для мирового психоаналитического и групп- аналитического сообщества был предложен в 1982 году Гордоном Лоуренсом. Автор метода «социальная матрица сновидений» - Gordon Lawrence, бывший член Тавистокского института человеческих отношений. Он высоко ценит мысли Биона и Юнга. Бион и Юнг - пророки, мистики, которые превратили темные странствования открытий в царство безумия. Юнгу в 1913 году приснились ряд сновидений, где он видел Европу, объятую огромным потопом, при этом Швейцария была защищена окружающими ее горами. Он видел руины цивилизации, море превращенное в кровь. Юнг верил, что он был напуган психозом и не видел возможной политической составляющей для этих сновидений. Позже, в 1914 году ему приснилось, что земля была покрыта льдом в результате арктического холода и только тогда он понял связь между личным и политикой, когда началась Первая мировая война. Гордон Лоуренс обнаружил книгу «Третий рейх сновидений» написанную Шарлот Берат, немецким психотерапевтом, которая собрала 300 сновидений в Германии в период с 1933 по 1939 годы, сновидения, которые напрямую объясняли реакции сновидцев на пугающую политическую атмосферу. Это вдохновило Лоуренса совершить смелый шаг и учредить семинары по сновидениям в разных странах, в которых он наблюдал матрицу сновидений, относящуюся к разным культурам Израиля, Германии, Австралии и Индии. В матрице социальных сновидений, где люди собираются для того, чтобы объяснить социальные аспекты сновидения, рассадка участников происходит в виде спирали или снежинки, что дает возможность участникам отличать данный сетинг от сетинга терапевтической группы. Сновидения здесь представляются для того, чтобы другие участники реагировали на них другими сновидениями и ассоциациями. Именно сновидение, а не сам человек, является материалом для дискуссии. Язык Лоуренса богат и метафоричен. Он делает различие между «политикой спасения» и «политикой разоблачения». Значение этих понятий такое, что на традиционных встречах между экспертом и клиентом, терапевтом и пациентом, консультантом и организацией существует ожидание со стороны клиента, что эксперт найдет способ решить проблему клиента. Напротив, что же может быть гораздо более трансформирующим для людей, пациентов или клиентов? Ответ - когда они могут найти свои собственные внутренние источники для креативного изменения через отношения, которые могут прийти через их сновидения! В групповом анализе мы знаем, что это и является способом, когда люди могут меняться. Вся иллюстрация этой трансформации происходит на семинаре, где сессия, на которой делятся сновидениями, ведет к атмосфере аналогичной импровизации музыкантов. По мере того как собирается коллаж из сновидений, в воздухе царит «вдохновляющее чувство ритма и целостности». Лоуренс писал, что кто-то может чувствовать себя отключенным время от времени, в матрице, но соединение всегда может быть найдено благодаря изобилию ассоциативной культуры, которую матрица порождает. Это также относится к нашему групп-аналитическому опыту большой группы, где из различных высказываний появляется чувство связи, которое может быть отмечено через образные представления и метафоры. На недавней встрече большой группы Американской групповой психотерапевтической ассоциации (AGPA), один из ветеранов групповой терапии, молчавший на протяжении двух предыдущих сессий, сказал: «Я не знаю, почему я продолжаю приходить на эти сессии, должно быть из-за того, что мне нравится чувствовать, как это - быть отдельным». Эти слова выражают чувство открытия отделенности от знакомого себя (self) в безопасной обстановке. Большая группа погружает нас в сновидение во время бодрствования, о котором Бион говорит нам как о необходимости для сохранения ментального и эмоционального здоровья. Я полагаю, что большая группа и матрица сновидений вместе являются следующим шагом на пути к экологичности сознания на пороге нового столетия.
Юнг ссылается на очень похожее сновидение Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Ему приснилось, что мир был обречен на ужасную, до сих пор не известную, странную чуму, которая пришла в Европу из глубин Азии. Все люди должны быть уничтожены кроме небольшого числа избранных. Несколько новых видов микробов атаковали организм людей, но эти микробы были наделены интеллектом и волей. Люди, атакованные ими, становились бешеными и яростными. И никогда еще люди не считали себя такими интеллектуальными и такими абсолютными в обладании правдой как эти заразившиеся и некогда еще они не считали свои решения, свои научные заключения, свои моральные убеждения такими безошибочными. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Они собирались в армии против друг друга, но даже в походе солдаты одной армии атаковали друг друга, ряды разбивались и солдаты нападали друг на друга, устраивали поножовщины, уничтожая друг друга. Сновидение Раскольникова используется Тригантом Барроу, американским основателем группового анализа, чтобы проиллюстрировать раскол между людьми, расколотыми, потому что каждый утверждал свою индивидуальность и не хотел признавать органическую, неделимую природу человека. Для Барроу (1949), это сновидение Раскольникова не является пророческим сновидением о развязывании войны, но наоборот иллюстрирует постоянную войну, в которую человечество вовлечено вследствие неспособности признать глубину нашей схожести. Видение сновидений «сообща», как описывает Самуил Джонсон, может восстановить чувство первичного единства, которое является нашим общим правом по рождению, единство с материнским другим, и через нее с заботливым сообществом, которое она представляет. Если сновидения - это всегда попытка адаптироваться к травмам, как внутренним, так и внешним, для того чтобы залатать дыры в нашей психической оболочке, как Анзье описывает, терапевтическая группа предлагает ее участникам возможность сплести коллективный кожный контейнер. Внутри этого контейнера сновидения показывают страхи, представленные новыми участниками группы, повторного появления подавленных и расколотых аффектов и фантазий, которые теперь могут стать частью всеобщего путешествия в повествования. Это путешествие может достичь мифологических и архетипичных глубин. Участники группы очень скоро могут себя почувствовать внутри повествуемого сновидения и могут иметь отношение как к сновидениям, так и к групповой ситуации, и также к их собственному участию. Сновидения, следовательно, являются как индивидуальными, так и социальными и время на сон, это ценное время, в котором мы можем заново соединиться с самими собой и с групповой матрицей, а через нее и с обществом, в котором каждый из нас - это лишь частица целого. Гордон Лоуренс опирался на идеи У. Биона о существовании группового мышления, коллективной психической активности, которая объединяет группу в единое целое, а также использовал подход З. Фоулкса к группам. Процесс социальной матрицы состоит в том, что участники рассаживаются по спирали и сперва делятся снами и ассоциациями к ним, а затем, во второй части, исследуют социальное значение рассказанных сновидений. В матрице социальных сновидений, в отличие от групп-аналитической группы, коммуникация осуществляется только посредством снов и ассоциаций к ним. Иногда в правило включают расширение: разрешение сообщать все ассоциации на представленный сон: эмоции, переживания, ощущения, образы, ситуации, аналогии, сюжеты из книг, фильмов, музыки, истории, литературы. Можно при этом рассказывать свое сновидение и ассоциации на то, что в них откликается. При этом (на первом этапе) исключается обсуждение материала. В этом методе не анализируется каждое отдельно взятое и сновидцы, а анализируются только сами сновидения и динамика их появления в матрице. Сны при этом понимаются как несущие социальную информацию о прошлом, настоящем и будущем и культурно-исторический опыт. Участники совместно ищут социальный смысл своих сновидений и свободных ассоциаций в рефлексивном диалоге. Этот интересный метод позволяет трансформировать мир снов в социальные данные, в доступные для распознавания паттерны социальной информации. SDM может быть способом понимания текущего эмоционального состояния группы людей. С точки зрения концепции матрицы (З. Фулкс), сновидение может быть проанализировано на личном, групповом и социальном уровнях. Через матрицу сновидений можно диагностировать социальную матрицу группы - того социального сообщества, участники которого собрались здесь и составляют выборку участников этой матрицы. По отношению к матрице постулируется принцип изоморфизма – сходства структуры систем, включенных друг в друга, являющихся частью больших систем. То есть, количество «социальных матрешек» может быть увеличено - например: группа - как часть студентов обучающей программы, как группа москвичей, группа россиян и т.п. Базовая или социальная матрица – это сеть взаимоотношений, коммуникаций в обществе, включающая в себя культурный и исторический контекст. Мне часто доводилось принимать участие в Матрице социальных сновидений на семинарах и конференциях, где количество участников 30-60 и более. Матрицу сновидений обычно проводят в первый и последний день мероприятия - это помогает лучше понять матрицу мероприятия и его скрытый контекст, осуществить групповую рефлексию и сделать явными скрытые смыслы. Также есть сведения об успешном применении метода социальной матрицы сновидений в бизнесе, в компаниях и коллективах. Критика метода социальной матрицы сновидений (в т.ч. см. Robi Friedman) состоит в полном игнорировании личного смысла сновидений и откликов участников матрицы - все сновидения служат лишь материалом для понимания общего социального контекста. Так как сновидения - это интимный личный материал, часто - травматического и неоднозначного содержания, то не всегда участники способны им легко и поделиться на большую группу и затем не желать взамен инсайта или удовлетворения для себя. Иногда такое самораскрытие включает детали личного опыта и это может нарушать конфиденциальность и безопасность участников. Кроме того, метод требует некоторой подготовки участников и определённых способностей к контейнированию и рефлексии, способности удерживаться в формате и не отвлекаться на защитные реакции. По моим наблюдениям, есть риск ретравматизации как для тех, кто делится своим сновидением, так и для тех, кто его слышит. Отсутсвие личных интерпретаций для участников означает и отсутсвие (точнее- не-планирование) терапевтического эффекта для участников. Цель процесса - исследование социальных смыслов. Поэтому часть моего профессионального интереса к работе со сновидениями лежит также в индивидуальной и групповой работе со сновидениями, ориентированной на понимание уникального символического значения сновидения для самого сновидца. В групповой работе, используя метод групп-анализа и идя «королевской дорогой», говоря словами Фрейда, можно раскрыть несколько слоёв и смыслов сновидения и помочь проделать работу «ночного терапевта» и решить запрос сновидца, вернув ему его собственный скрытый внутренний мир. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|