«В мире электроприборов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сетищенский детский сад «Сказка»
Подготовила: Ильина Светлана Ивановна воспитатель Белгородская область Красненский район село Сетище
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Возраст учащихся: 4-6 лет (старшая разновозрастная группа «Пчелка»)
Цель: ознакомить детей с правилами безопасного обращения с бытовыми электроприборами, познакомить их с причинами проявления статического электричества;
Задачи:
- развивать способность детей к познанию нового путем опытнической деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Тип занятия: комбинированное занятие «открытия» нового знания.
Структура занятия:
- Мотивация
- Опора на знания детей
- Проблема в игровой ситуации
- Решение проблемы. Открытие нового знания или умения
- Закрепление нового в типовой ситуации
- Итог НОД
Материально-техническое оснащение занятия:
- Плоскостная кукла Незнайки;
- Карточки с изображением бытовых электроприборов;
- Магнитная доска, магниты;
- Дидактическая игра «Что было и что сейчас»
- Воздушный шарик;
- Бумажные бабочки;
- Игрушка-робот на батарейках;
- Цветные карандаши;
- Информационные раскраски «Осторожно – электричество».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивация
Педагог: — Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Я шла к вам в детский сад и по дороге встретила вот этого мальчугана. (Педагог показывает изображение Незнайки). Это весёлый, озорной мальчишка по имени Незнайка, живёт он в Цветочном городе и уже ходит в школу. Но сегодня Незнайка опечален. А все потому, что с завтрашнего дня у него в школе начинаются каникулы и все ребята будут целую неделю отдыхать дома. А Незнайка боится дома оставаться один. У него дома, как и у всех нас, есть большое количество бытовых электрических приборов, но как ими пользоваться, Незнайка не знает, думает, что что-нибудь взорвётся или загорится. Вы хотите ему помочь?
2. Опора на знания детей
Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Что было и что сейчас»
Цель: расширять кругозор детей, развивать воображение, речь.
Костёр- электроплита, веник- пылесос, корыто- Стиральная машинка и т. д.
Наши помощники – электроприборы они окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
Дети выполняют задание.
1. Проблема в игровой ситуации
В конце игры возникает затруднение, (Почему не смогли? Мы еще не знаем название этих электроприборов.). Педагог: кто догадался о чем будет наше занятие? (ответы детей). А теперь нам нужно подумать, как выйти из этой трудной ситуации! (совместная постановка цели и планирование).
4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения
Давайте послушаем загадки, берите картинку, на которой этот прибор изображен, и рассказывайте для чего он предназначен.
Загадки
* Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос)
* Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг - Имя у него (утюг).
* Только я, только я Я на кухне главная. Без меня, как не трудитесь, Без обеда насидитесь.
(Электроплита)
* Посмотри-ка, что за дом – Даже летом стужа в нём.
(Холодильник)
* Чудеса по вечерам Я показываю вам На моём, друзья, экране То моря шумят в тумане,
То плоды качает сад. Есть программы для ребят. (Телевизор)
* Стоит красивый сундучок. Его не тронешь – он молчок. Но стоит кнопочку нажать, Он будет петь, а ты – плясать
(Музыкальный центр)
* Можно в ней зажарить птицу, Разогреть суп или пиццу. С виду малая духовка, Что это?
(Микроволновка)
* Во дворе играли долго И испачкались немного Мама нас не поругает Ведь она ей помогает
Её призванье стирка – Что это за машинка?
(Стиральная машинка)
* Только кнопку нажимаем Быстро воду нагревает. Кипятку он есть начальник. Что это?
(Электрочайник)
* Быстро волосы сушить, И красиво уложить Поможет маме и нам всем Такой электроприбор как
(Фен).
Отгадывая загадки, дети берут картинки с изображением отгаданного электроприбора и рассказывают для чего он нужен и как им пользоваться.
5. Закрепление нового в типовой ситуации
Педагог: — Ребята, а вот Незнайка спрашивает вас, почему же эти приборы называют бытовыми электроприборами. (Ответы детей).
Педагог: — Правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.
* По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня ребята нет, Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам Кто идет по проводам? (Электрический ток). Педагог: — так что же это такое? Дети: — Электрический ток.
Педагог: — А что такое электрический ток? И откуда он берётся? (Ответы детей)
Педагог: — Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.
Физкультминутка «Ток бежит по проводам…»
Дети встают в круг, берутся за руки, поочерёдно поднимают руки вверх, дойдя до воспитателя, в обратном порядке опускают их вниз, говорят слова:
К дальним селам, городам, Кто идёт по проводам Светлое Величество. Это — электричество!
Педагог: — Ребята, Незнайка вас спрашивает, а бывает ли неопасное электричество? (Ответы детей).
А чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте перенесёмся в волшебную страну и сами станем волшебниками. Закройте глаза руками и повторяйте за мной: (В этот момент педагог, потерев воздушным шариком о волосы подвешивает его к стене или доске)
– Один, два, три, четыре, пять, хочу волшебником я стать! (Дети открывают глаза).
Опыт 1:
Педагог: — Ребята, мы с вами попали в волшебную страну электричества. Видите этот шарик? Как вы думаете, почему он висит на стене? (Ответы детей) Попробуйте сами повесить шарик на стену. А весь секрет в том, что шарику висеть на стене помогает волшебное неопасное электричество, которое живёт у нас в волосах. Попробуйте потереть шариком по голове, а потом этой стороной шарика прикоснитесь к стене – шарик висит. Мы поймали шариком электричество, живущее в наших волосах. А когда вы ещё замечали, что в волосах живёт электричество? (Ответы детей) Верно, если расчесывать волосы пластмассовой расческой. Они электризуются, становятся непослушныви, воздушными, торчат в разные стороны.
Опыт 2:
Педагог: — А сейчас, ребята, мы свами попробуем и другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бабочкам, которые лежат на столе. Давайте заставим их летать. А почему же не получается? Сейчас мы сделаем наши палочки волшебными, электрическими, и они смогут притягивать к себе наших бабочек. Возьмите кусочек шерстяной ткани, потрите по ней палочкой и прикоснитесь к бабочке. Что происходит? Оказывается в нашей одежде тоже живет неопасное электричество. Потерев палочкой о ткань, мы сделали палочку наэлектризованной и к ней стала прилипать бумажная бабочка.
Опыт 3:
Педагог: — А теперь, ещё один фокус. У меня в руках игрушка. Давайте посмотрим, что она умеет. Я нажимаю на кнопку. Почему же ничего не происходит? (Ответы детей) Верно, в игрушке нет батареек и поэтому она не работает. Сейчас я поставлю в игрушку батарейки – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках, которая заставляет игрушку работать? (Ответы детей) Когда мы поставили в игрушку батарейки, по ней пошел электрический ток и она заработала. В батарейке живет неопасное электричество. В игрушках на батарейках нет проводов и поэтому с ними легко, интересно, а главное безопасно можно играть. А в каких еще приборах есть батарейки, кроме игрушек? (Ответы детей)
Педагог: — Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными и помогли разобраться Незнайке в том, что есть опасное и неопасное электричество. Но нам пришла пора прощаться с волшебной страной электричества и возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произнесите слова: — Один, два, три, четыре, пять – вот мы и в садике опять!
6. Итог НОД
Посмотрите, у Незнайки хорошее настроение, он всё понял, разобрался как правильно пользоваться электроприборами и говорит вам спасибо. А для того, чтобы вы сами не забыли правила безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами, я предлагаю вам раскрасить вот такие информационные раскраски.
7. Рефлексия
Педагог: — Как вы думаете, ребята, мы сегодня узнали всё об электричестве? Вовсе нет! Это очень большая тема. Я желаю вам всегда быть внимательными и никогда не испытать на себе действия электрического тока. Но если все-таки произойдет беда, каждый из вас должен знать правила оказания первой помощи пострадавшему от удара электрического тока. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии, а сейчас давайте раскрасим наши плакаты.
Дети работают за столами карандашами парами.
Вот и подошло к концу наше занятие. Было ли оно для вас полезным? Чем?
Библиографический список:
- Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- «Как обеспечить безопасность дошкольников» под редакцией К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, Л.К. Кондрыкинской – М., Просвещение, 2004.
- Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. – М., 1985
|