Цель: расширить представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления детей о том, где в окружающем мире находится электричество и как оно помогает человеку;
- выявить, что наэлектризованные предметы могут притягиваться, отталкиваться, двигаться, дать детям элементарные научные представления об основных способах получения неопасного электричества;
- закреплять правила безопасного обращения с электроприборами в быту;
Скачать презентацию
Развивающие:
- развивать интерес к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность;
- развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных от познавательно-исследовательской деятельности;
Словарная работа: электричество, электроприборы
Материалы к занятию:
Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, магнитная доска.
Оборудование для опытов:
Опыт 1 — пластмассовые расчески по количеству детей, зеркала.
Опыт 2 — воздушные шары — 2 шт., шерстяная ткань, вода в пульверизаторе.
Опыт 3 — бумажные снежинки по количеству детей, шарики пластмассовые, кусочки шерстяной ткани на каждого ребенка.
Методические приёмы: игровой и наглядный методы, художественное слово, экспериментирование.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Сегодня я хочу познакомить вас с моим другом. Его зовут Карлсон (смотрю на часы). Он уже должен был прийти, но что-то опаздывает. (Звонок).
Карлсон: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Карлсон.
Воспитатель: Карлсон, ты почему опаздываешь, что с тобой? Почему ты не причесан?
Карлсон: Я так спешил к вам прийти, так хотел с вами поиграть, но не смог, потому что никак не соберусь. Когда я начал расчесываться, мои волосы меня перестали слушаться. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята, помогите мне понять, почему так происходит?
Воспитатель: Как вы думаете, почему Карлсон никак не может красиво причесаться?
Дети: Наверное, волосы запутались, может быть, грязные и пр.
Воспитатель: Чтобы выяснить это, я приглашаю вас в Умную комнату. а чтобы попасть в эту комнату надо закрыть глаза и сосчитать до десяти. Закрываем глаза, считаем! (Дети выполняют).
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами здесь?
Дети: чтобы помочь Карлсону разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны.
Воспитатель: Чтобы понять это, давайте проведем эксперимент. На столах для каждого из вас лежат зеркало и расческа.
Опыт №1
Воспитатель: возьмите каждый зеркало в руки, посмотритесь в него и поднесите расческу к волосам. Что происходит с волосами?
Дети: ничего.
Воспитатель: а теперь несколько раз расчешите волосы, приподнимите вверх расческу и снова посмотритесь в зеркало. Что вы видите?
Дети: волосы поднялись и липнут к расческе.
Воспитатель: как вы думаете, почему?
Воспитатель: расческа наэлектризовалась и на ней образовалось электричество: неопасное, тихое, незаметное Таня, Саша скажи, что образовалось? Как оно образовалось?
Воспитатель: запомните — наэлектризованные предметы притягиваются.
Воспитатель: Вы знаете, как можно избавиться от такого электричества?
Дети: поменять расческу, намочить расческу, волосы...
Воспитатель: Я вам немного помогу или нам сказка подскажет правы или нет о двух братьях воздушных шарах. (Опыт № 2)
Я расскажу вам сказку: Жили-были два дружных брата — два воздушных шара. Рядом с ними по соседству жила злая и завистливая Шерстяная тряпочка. Она завидовала дружбе двух братьев, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их электричеством. И когда братья встречались друг с другом, они отталкивались друг от друга. Но Капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться, она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики и прогнали электричество, и они опять стали дружными и старались не подпускать к себе Шерстяную тряпочку. Заряженные предметы могут и притягиваться и отталкиваться.
(Во время рассказывания произвожу все действия в соответствии с текстом).
Воспитатель: Ребята, так как Капелька помогла шарикам?
Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала электричество.
Воспитатель: Попробуйте это проверить на себе. Сначала сухой расческой расчешите волосы, а когда они будут наэлектризованы, намочите чуть- чуть расческу и снова расчешитесь. Что случилось с волосами?
Дети: они больше не липнут к расческе.
Воспитатель: тихое, безопасное электричество можно снять водой.
Воспитатель: Теперь вы можете дать совет Карлсону, что надо сделать, чтобы была красивая прическа, как прогнать электричество?
Дети, обращаясь к Карлсону: надо намочить расческу или волосы.
Карлсон Спасибо. Полечу, попробую пока.
Воспитатель: Молодцы, теперь немного отдохнем. Смотрим на экран и повторяем движения.
Физкультминутка (под песню «Доброта»).
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть с безопасным электричеством самостоятельно. (Опыт № 3)
На тарелочках лежат кусочки кусочки шерстяной ткани, шарики, бумажные снежинки…
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы наши снежинки полетели?
Дети экспериментируют.
Воспитатель: что произошло со снежинками?
Дети: поднимаются, зашевелились.
Воспитатель: почему они зашевелились?
Дети: шарики наэлектризовались, и снежинки прилипли к ним.
Воспитатель: Почему они наэлектризовались?
Дети: мы натерли их кусочками шерстяной ткани.
Воспитатель: наэлектризованные предметы могут двигаться, притягивают друг друга.
Воспитатель: Ребята, а вы еще видели где-нибудь безопасное электричество? (при ношении и снимании шерстяной одежды, при прикосновении к другому человеку, предмету) (слайды)
Воспитатель: ребята, электричество живет везде: быту.
А где мы используем электричество в нашей жизни? (слайд выключатель, розетка, электроприборы)
Но было время, когда не было электричества. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Дидактическая игра «Что есть — что было».
Воспитатель: Я буду вам показывать рисунки, а вы назовите предмет, который заменял его в прошлом. (дети на слайдах видят современный электроприбор и называют предмет, который заменял его в прошлом).
Пылесос – веник
Электролампа — свеча
Электроплита — печка
Швейная машинка – игла
Стиральная машинка – корыто
Настольная лампа — свеча
Но если в одежде, в волосах электричество безопасное, то бытовое электричество очень опасное. И если неправильно обращаться с электричеством, оно может нанести вред здоровью человека.
Воспитатель: для того, чтобы пользоваться опасным электричеством, нужно знать правила безопасности. Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».
Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.
Слушайте внимательно:
- пользоваться неисправными приборами? (нет)
- уходя из дома выключать свет? (да)
- вставлять посторонние предметы в розетку? (нет)
- включать свет в квартире (да)
- включать самостоятельно электроплиту (нет)
Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.
Воспитатель: Наше время пребывания в Умной комнате заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте встанем в круг. Снова посчитаем до десяти... Открываем глаза. Вот мы и в детском саду.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили. Кому что запомнилось?
Ребята, мне бы хотелось узнать, понравилось ли вам занятие или нет. У меня есть фигура человека. Это я. Если вам понравилось наше занятие, то вы над головой моей фигуры прикрепите солнышко. А если не понравилось, то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, кому понравилось занятие, кому – нет.
Благодарю детей за солнышко и, если есть тучки, выясняю, почему дети ее прикрепили.
|