Анастази А. » Психологическое тестирование



16 страница


показатели теста способности к обучению Совета по приемным экзаме-  

нам в колледжи представляют собой z, пересчитанный с таким расчетом,  

чтобы среднее значение равнялось 500, а (7 100. Таким образом, z =- 1  

в этом тесте мог бы соответствовать цифре 400 (500 - 100). Точно так  

же z = 1,5 соответствует значение 650 (т.е. 500 + 1,5 х 100). Чтобы пере-  

вести z в новую шкалу, необходимо просто умножить его на выбранную  

величину (7, в данном случае 100, и полученное произведение прибавить  

(с учетом знака при 2) к выбранному среднему значению М (в данном  

примере 500). При желании в качестве М и (7 можно выбрать любые дру-  

гие удобные значения, например показатели отдельных субтестов в шка-  

Таблица з -T интеллекта Вексле-  

 

Вычисление эначений стандартных показателей Р Преооразуются так,  

что М == 10, а <7 == 3. Все  

 

х _ м эти меры служат приме-  

~ -"- м 60 ст-5 pQ линейного преоб-  

 

___________________________________________ разования стандартных  

показателей.  

Т"6 Результат илла Напомним, ЧТО ОД-  

ной из причин введения  

производной шкалы  

 

65-60 58-60 вместо первичных пока-  

i - -- =+1,0 z; = -- = - 0,4 зателей является стрем-  

 

ТТиЬТР V ГrПrГГD1XЯf ГiЯ  

 

79  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

показателей различных тестов. Значения только что рассмотренных линей-  

но преобразованных стандартных показателей сопоставимы только, если  

их исходные распределения имеют приблизительно одну и ту же форму.  

В этих условиях результат, соответствующий, скажем, 1(7 над средним  

в каких-либо двух тестах, означает, что индивид занимает по отношению  

к обеим нормативным группам одно и то же положение. Его показатель  

превышает данные для одного и того же процента членов каждой из  

групп, и этот процент можно найти, если известна форма распределения.  

Если же одно распределение заметно отклоняется от нормального,  

а другое нормально, то z = 1 может превосходить, скажем, только 50Їо  

случаев в первой группе и 84Їо во второй.  

Чтобы добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к рас-  

пределениям различной формы, можно применить нелинейное преобра-  

зование, позволяющее придать распределению форму заданной кривой.  

-нелинейных преобразованиях нуждаются, например, такие показатели,  

как умственный возраст и процентиль, но с ними связаны другие, уже  

упоминавшиеся ограничения. В качестве эталона обычно используется  

нормальное распределение, хотя при определенных обстоятельствах дру-  

гой тип распределения может оказаться более пригодным Одним из  

главных доводов в пользу такого выбора является то, что большинство  

распределений первичных показателей ближе к нормальному, чем к како-  

му-либо иному. Более того, физические характеристики организма, такие,  

как рост и вес, измеряющиеся в шкалах с равными единицами, опреде-  

ленными на основе некоторых физических операций, обычно имеют нор-  

мальное распределение  

Нормализованные стандартные показатели-это стандартные пока-  

затели, соответствующие распределению, преобразованному так, что оно  

принимает вид нормальной кривой. Их значения могут быть найдены  

с помощью таблиц, в которых приводится процент случаев различных  

отклонений в единицах <7 от среднего значения для нормальной кривой.  

Сначала определяется процент лиц в нормативной выборке с тем же или  

более высоким первичным результатом. Этот процент затем отыскивают  

в таблице нормального распределения частот и по нему находят со-  

ответствующее значение нормализованного стандартного показателя.  

Нормализованные стандартные показатели имеют ту же форму, что  

и линейно преобразованные стандартные показатели, т.е. при среднем  

значении они равны 0, а при стандартном отклонении равны 1. Таким  

образом, значение 0 нормализованный показатель принимает в случае,  

если индивидуальный результат приходится на самую середину нормаль-  

ной кривой, т. е. превосходит 50Їо результатов группы. Результат - 1 оз-  

начает, что он превосходит приблизительно 16Їо результатов группы, а  

+ 1 - 84Їо. Эти проценты соответствуют точкам, лежащим на 1 <7 ниже  

и выше среднего значения нормальной кривой (см. рис. 4).  

Как и при линейном преобразовании, нормализованным стан-  

дартным показателям можно придать любую удобную форму. Умножив  

нормализованный стандартный показатель на IQ и прибавив (по-прежне-  

 

" Частично по этой причине, а частично как следствие каких-то иных теоретических  

соображений весьма поспешно утверждается, что нормализацией первичных показателей  

можно вывести шкалу, подобную шкалам физических величин с равными единицами из-  

мерения. Это спорное мнение основывается на принятии достаточно проблематичных  

 

80 пРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

му с учетом знака) это произведение к 50, получаем показатель, пред-  

ложенный впервые Мак-Коллом (McCall, 1922): на шкале Т число 50 со-  

ответствует среднему значению, 60 - 1ст над средним и т.д.  

Еще одним достаточно известным нелинейным преобразованием  

является шкала станайнразработанная во время второй мировой войны  

для использования военно-воздушными силами США. В этой шкале ис-  

пользуются только однозначные числа. Среднее значение показателя  

равно 5, а (т-примерно 2. Название станайн (сокращение от standard  

nine, т. е. стандартная девятка) связано с тем, что этот показатель прини-  

мает значения от 1 до 9. Использование однозначных чисел удобно для  

машинной обработки, поскольку каждый показатель занимает на перфо-  

карте всего один столбец.  

Первичные показатели легко преобразуются в станайны упорядочи-  

ванием их числовых значений и приписыванием им новых значений в со-  

ответствии с нормальной кривой процентов, приведенной на табл. 4. На-  

пример, если в группе ровно 100 человек, то 4 из них, имеющие низшие  

показатели, получают станайн 1, следующие 7-станайн 2, следующие  

12-станайн 3 и т.д. Если группа состоит из большего или меньшего чис-  

ла случаев, то предварительно выясняется, скольким из них соответ-  

ствует каждый из выписанных в табл. 4 процентов. Так, при 200 случаях  

станайн 1 будет приписан 8 случаям (4Їо от 200), а при 150 случаях-6  

(4Їо от 150). С.Д. Бартлетт и X. А. Эдгертон (C.J. Bartlett, Н.А. Edgerton,  

1966) составили таблицу перевода рядов случаев непосредственно в ста-  

найны для любой группы от 10 до 100 случаев. Станайны, ввиду их прак-  

тических и теоретических достоинств, находят все более широкое приме-  

нение, особенно в тестах способностей и достижений.  

Хотя нормализованные стандар-  

Таблица 4 тные показатели отвечают основным  

Проценты нормального распределения для целям тестирования, тем не менее  

перевода первичных результатов теста имеются определенные технические  

в станайны возражения против нормализации  

- всех распределений подряд. Такое  

Процент 4 712172017127 4 преобразование следует проводить  

- при наличии большой и репрезента-  

Станайн 12 3456789 тивной выборки, когда есть основа-  

_____________________________ ния считать, что отклонение распре-  

деления от нормального произошло  

в силу определенных дефектов текста, а не особенностей выборки или дей-  

ствия других факторов, влияющих на исследуемую функцию. Следует так-  

же отметить, что, когда исходное распределение первичных показателей  

приближается к нормальному, линейные и нормализованные стандартные  

показатели мало будут отличаться друг от друга. Хотя методы получения  

этих двух типов показателей совершенно различны, сами показатели в таких  

условиях будут почти тождественны. Очевидно, что нормализация распре-  

деления, которое и без того фактически нормально, мало или ничего не из-  

менит. В целом, если это возможно, следует предпочесть такую нормализа-  

 

Ф.Х. Кайзером (F.H. Kaiser, 1958) предложен более удобный для вычислений ва-  

риант шкалы с небольшими изменениями процентов и <т равным 2. К вариантам этого ти-  

па можно отнести С-нгеалу (J.P. Guilford, В. Frucher, 1973, гл. 19), содержащую II единиц  

и а также равным 2, и 10-разрядную стен-шкалу по 5 единиц в ту и другую сторону от  

среднего значения (A.A.Canfield, 1951).  

 

81  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ TFCTA  

 

76 = 100 х  

 

пию распределения, которая достигается надлежащей коррекцией уровней  

трудности тестовых заданий, а не путем последующего преобразования  

явно ненормального распределения. При наличии приблизительно нор-  

мального распределения первичных показателей линейные стандартные  

показатели будут служить тем же целям, что и нормализова.нные стан-  

дартные показатели.  

Стандартный IQ (deviation /(3).Для того чтобы на основе пока-  

зателя МА (умственного возраста) получить единообразную численную  

характеристику относительного положения индивида, в ранних тестах  

умственного развития был введен индекс (коэффициент интеллектаТа-  

кой IQ определялся как отношение умственного возраста (МЛ) к факти-  

ческому (СЛ), для устранения десятичных дробей умноженное на 100:  

 

МА  

СА..  

Очевидно, что если МА ребенка равен его СА. то ею IQ равняется 100.  

IQ = 100 означает нормальное или обычное выполнение теста. 10 ниже  

100 указывает на отставание, а выше 100-на ускоренное умственное  

развитие.  

Очевидная логическая простота традиционного относительною IQ,  

однако, оказалась обманчивой. Главная техническая трудность состояла  

в том, что если (7 распределения этого отношения не остается приблизи-  

тельно постоянным для разных возрастов, то значения IQ оказываются  

несопоставимыми. Например, IQ, равный 115 в возрасте 10 лет, может  

указывать на ту же степень развития, что и IQ == 125 для 12 лет, по-  

скольку оба могут приходиться на отметку 1(7 над средним значением  

в соответствующих возрастных распределениях. В реальной практике,  

как оказывается, очень трудно построить тесты, удовлетворяющие пси-  

хометрическим требованиям сопоставимости относительных IQ по всему  

возрастному диапазону. Главным образом по этой причине относи-  

тельный IQ сейчас повсеместно заменен его стандартным вариантом,  

в принципе являющимся еще одной разновидностью уже знакомого  

стандартного показателя. Стандартный IQ представляет собой стан-  

дартный показатель со средним значением 100 и стандартным отклоне-  

нием, приблизительно равным (7 распределения IQ в тестах Станфорд-  

Бине (вариант 1937 г.).отя стандартное отклонение для относительных  

IQ Станфорд-Бине нбыло строго постоянным для всех возрастов, оно  

колебалось вокруг значения медианы, чуть превышавшего 16. Поэтому  

если при выборе стандартных показателей для нового теста принять зна-  

чение о, близкое к 16, то результирующие показатели можно интерпре-  

тировать так же, как и относительный IQ Станфорд-Бине. Поскольку  

IQ Станфорд-Бине в ходу уже мною лет, тестологи и клиницисты при-  

выкли при интерпретации и классификации выполнения теста ориентиро-  

ваться на определенные уровни. Они уже знают, чего следует ожидать  

от лиц с IQ- 40, 70, 90, 130 и т.д. Таким образом, имеются определенные  

преимущества в использовании производной шкалы, которая соответ-  

ствует привычному распределению IQ шкал Станфорд-Бине. Такое со-  

ответствие показателей можно достигнуть отбором численных значений  

М и ст, близких к соответствующим характеристикам распределения для  

шкал Станфорд-Бине.  

Может показаться, .что обозначение стандартных показа гелей симво-  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ляются иначе, нежели традиционное отношение IQ. Они не являются от-  

ношениями умственных и фактических возрастов. Несмотря на это,  

употребление применительно к ним традиционного обозначения  

оправдывается его привычностью, а также тем, что такие показатели мо-  

гут интерпретироваться как IQ, если ст для них выбрано приблизительно  

равным стандартному отклонению показателя, уже известного IQ. Среди  

первых тестов, чьи показатели выражались в соответствии с отклоне-  

нием IQ, были векслеровские шкалы интеллекта со средним значением  

равным 100, а (7-15. Стандартный IQ используется в ряде современных  

групповых тестов интеллекта и в последних формах шкал Станфорд-Бине.  

Ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно пом-  

нить, что они сравнимы лишь при условии использования тех же самых  

или близких по значению (7. Эти значения должны обязательно приво-  

диться в руководстве по использованию теста, и применяющий тест не-  

пременно должен обращать на них внимание. Если при построении ка-  

кой-либо стандартной шкалы IQ выбирается иное а, чем в других тестах,  

то и интерпретация значений нового IQ должна производиться по-ино-  

му. В табл. 5 приведены проценты случаев в нормальном распределении  

с

использованы в шкалах IQ ряда опубликованных тестов. Из табл. 5 вид-  

но, например, что на IQ ниже 70 приходится 3,1Їо, если ст == 16 (как  

в шкалах Станфорд-Бине), 0,7Ї, если сг = 12 и 5,1Їо при о = 18; IQ,  

равный 70, традиционно служит точкой отсчета для выявления умствен-  

ной отсталости. Подобные расхождения, разумеется, имеют место Для  

IQ свыше 130-значение, которое может быть использовано при отборе  

детей для обучения по программам повышенной трудности. На IQ меж-  

ду 90 и 110, обычно рассматриваемом как нора, может приходиться  

в зависимости от выбранного теста от 42 до 59,6Ї популяции. Правда,  

издатели тестов стараются унифицировать ст, принимая его равным 16  

в новых и переизданиях старых тестов, но сохранившийся разнобой в ис-  

пользуемых тестах заставляет каждый раз выяснять значение ст.  

Соотношения внутригрупповых показателей. На дан-  

ном этапе рассмотрения производных показателей читатель, вероятно,  

 

Таблица 5  

 

Проценты случаев, приходящиеся на различные интервалы значений IQ в нормальном рас-  

пределении с М = 100 и ст= 12, 14, 16 и 18.  

С любезною согласия отдела тестирования Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн  

 

о = 12о = 14ст = 16о = 18  

130 и выше  

120-129  

110-119  

100109  

90-99  

80-89  

73-79  

 

0,7  

4,3  

15,2  

29,8  

298 )  

15,2  

4,3  

П.7  

 

23.6  

23.6 >  

 

16,0  

6,3  

1,6  

 

5,1  

8,5  

15,4  

21,0  

21,0 ]  

15,4  

8,5  

5,1  

100,0  

 

83  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

уже уловил определенную общность между ними Процентили постепен-  

но приобрели, по крайней мере графически, сходство с нормализованны-  

ми стандартными показателями. Линейные стандартные показатели ока-  

зались неотличимыми от нормализованных, если исходное распределе-  

ние первичных результатов теста близко к нормальному. Наконец,  

стандартные показатели обратились в IQ, и наоборот. Последнее обстоя-  

тельство позволило переосмыслить значение относительного IQ тестов  

Станфорд-Бине и трактовать его как стандартный показатель Если рас-  

пределение IQ имеет М = 100 и ст -= 16, то отсюда следует, что IQ = 116  

находится на расстоянии в 1ст справа от среднего значения и соответ-  

ствует стандартному показателю z, равному + 1,0. Аналогично IQ = 132  

соответствует z == 2,0, IQ = 76- z == -1,5 и т.д. Более того, IQ = 116  

отвечает примерно 84 процентилям, поскольку в нормальном распреде-  

лении на область слева от отметки 1ст приходится приблизительно 84Ї/"  

случаев (рис. 4).  

На рис. 6 изображены соотношения при нормальном распределении  

 

Рис. 6, Соотношения различных типов тестовых показателей при нормальном распре-  

делении  

 

z-показатепь 1"..-.111 1..... )l  

-4-3-21 0+1+-2+3+4  

Т-показатель 11 1. l.l  

10 20 30 40  

SAT-показатель  

 

J_  

 

60 70  

 

1i111. . . . J "- "1i1  

200300400500600700800  

Стандартный 1IQ(o-=15) 11 ..111  

Станайн  

 

70 85 100 115 130 145  

 

4% 7% 12% 17% 20%17% 12% 7%  

llllllll  

 

2 3456 78  

 

Процентиль  

 

i i  

 

1 5102030406070809095 99  

50  

 

84 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

обсуждавшихся в этой главе различных типов показателей, таких, как z-,  

Т-, и ХЛТ-показатели, векслеровский IQ (ст = 15), станайны и процентили.  

Относительный IQ любого теста, если он распределен нормально  

и имеет ст, равное 15, совпадает с приведенной здесь шкалой IQ. В диа-  

грамму можно было бы включить любой другой нормально распреде-  

ленный IQ с известным ст. Если, например, <7 == 20, то IQ = 120 соответ-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1286
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 50 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 7 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 8 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 9 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 10 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 11 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 12 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 13 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 14 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 15 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 42 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 5 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 3 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 49 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 48 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 47 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 46 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 45 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 44 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 43 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 1 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 2 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 17 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 31 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 32 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 33 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 34 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 35 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 36 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 37 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь