|
Анастази А. » Психологическое тестированиепоказатели теста способности к обучению Совета по приемным экзаме- нам в колледжи представляют собой z, пересчитанный с таким расчетом, чтобы среднее значение равнялось 500, а (7 100. Таким образом, z =- 1 в этом тесте мог бы соответствовать цифре 400 (500 - 100). Точно так же z = 1,5 соответствует значение 650 (т.е. 500 + 1,5 х 100). Чтобы пере- вести z в новую шкалу, необходимо просто умножить его на выбранную величину (7, в данном случае 100, и полученное произведение прибавить (с учетом знака при 2) к выбранному среднему значению М (в данном примере 500). При желании в качестве М и (7 можно выбрать любые дру- гие удобные значения, например показатели отдельных субтестов в шка- Таблица з -T интеллекта Вексле-
Вычисление эначений стандартных показателей Р Преооразуются так, что М == 10, а <7 == 3. Все
х _ м эти меры служат приме- ~ -"- м 60 ст-5 pQ линейного преоб-
___________________________________________ разования стандартных показателей. Т"6 Результат илла Напомним, ЧТО ОД- ной из причин введения производной шкалы
65-60 58-60 вместо первичных пока- i - -- =+1,0 z; = -- = - 0,4 зателей является стрем-
ТТиЬТР V ГrПrГГD1XЯf ГiЯ
79
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
показателей различных тестов. Значения только что рассмотренных линей- но преобразованных стандартных показателей сопоставимы только, если их исходные распределения имеют приблизительно одну и ту же форму. В этих условиях результат, соответствующий, скажем, 1(7 над средним в каких-либо двух тестах, означает, что индивид занимает по отношению к обеим нормативным группам одно и то же положение. Его показатель превышает данные для одного и того же процента членов каждой из групп, и этот процент можно найти, если известна форма распределения. Если же одно распределение заметно отклоняется от нормального, а другое нормально, то z = 1 может превосходить, скажем, только 50Їо случаев в первой группе и 84Їо во второй. Чтобы добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к рас- пределениям различной формы, можно применить нелинейное преобра- зование, позволяющее придать распределению форму заданной кривой. -нелинейных преобразованиях нуждаются, например, такие показатели, как умственный возраст и процентиль, но с ними связаны другие, уже упоминавшиеся ограничения. В качестве эталона обычно используется нормальное распределение, хотя при определенных обстоятельствах дру- гой тип распределения может оказаться более пригодным Одним из главных доводов в пользу такого выбора является то, что большинство распределений первичных показателей ближе к нормальному, чем к како- му-либо иному. Более того, физические характеристики организма, такие, как рост и вес, измеряющиеся в шкалах с равными единицами, опреде- ленными на основе некоторых физических операций, обычно имеют нор- мальное распределение Нормализованные стандартные показатели-это стандартные пока- затели, соответствующие распределению, преобразованному так, что оно принимает вид нормальной кривой. Их значения могут быть найдены с помощью таблиц, в которых приводится процент случаев различных отклонений в единицах <7 от среднего значения для нормальной кривой. Сначала определяется процент лиц в нормативной выборке с тем же или более высоким первичным результатом. Этот процент затем отыскивают в таблице нормального распределения частот и по нему находят со- ответствующее значение нормализованного стандартного показателя. Нормализованные стандартные показатели имеют ту же форму, что и линейно преобразованные стандартные показатели, т.е. при среднем значении они равны 0, а при стандартном отклонении равны 1. Таким образом, значение 0 нормализованный показатель принимает в случае, если индивидуальный результат приходится на самую середину нормаль- ной кривой, т. е. превосходит 50Їо результатов группы. Результат - 1 оз- начает, что он превосходит приблизительно 16Їо результатов группы, а + 1 - 84Їо. Эти проценты соответствуют точкам, лежащим на 1 <7 ниже и выше среднего значения нормальной кривой (см. рис. 4). Как и при линейном преобразовании, нормализованным стан- дартным показателям можно придать любую удобную форму. Умножив нормализованный стандартный показатель на IQ и прибавив (по-прежне-
" Частично по этой причине, а частично как следствие каких-то иных теоретических соображений весьма поспешно утверждается, что нормализацией первичных показателей можно вывести шкалу, подобную шкалам физических величин с равными единицами из- мерения. Это спорное мнение основывается на принятии достаточно проблематичных
80 пРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
му с учетом знака) это произведение к 50, получаем показатель, пред- ложенный впервые Мак-Коллом (McCall, 1922): на шкале Т число 50 со- ответствует среднему значению, 60 - 1ст над средним и т.д. Еще одним достаточно известным нелинейным преобразованием является шкала станайнразработанная во время второй мировой войны для использования военно-воздушными силами США. В этой шкале ис- пользуются только однозначные числа. Среднее значение показателя равно 5, а (т-примерно 2. Название станайн (сокращение от standard nine, т. е. стандартная девятка) связано с тем, что этот показатель прини- мает значения от 1 до 9. Использование однозначных чисел удобно для машинной обработки, поскольку каждый показатель занимает на перфо- карте всего один столбец. Первичные показатели легко преобразуются в станайны упорядочи- ванием их числовых значений и приписыванием им новых значений в со- ответствии с нормальной кривой процентов, приведенной на табл. 4. На- пример, если в группе ровно 100 человек, то 4 из них, имеющие низшие показатели, получают станайн 1, следующие 7-станайн 2, следующие 12-станайн 3 и т.д. Если группа состоит из большего или меньшего чис- ла случаев, то предварительно выясняется, скольким из них соответ- ствует каждый из выписанных в табл. 4 процентов. Так, при 200 случаях станайн 1 будет приписан 8 случаям (4Їо от 200), а при 150 случаях-6 (4Їо от 150). С.Д. Бартлетт и X. А. Эдгертон (C.J. Bartlett, Н.А. Edgerton, 1966) составили таблицу перевода рядов случаев непосредственно в ста- найны для любой группы от 10 до 100 случаев. Станайны, ввиду их прак- тических и теоретических достоинств, находят все более широкое приме- нение, особенно в тестах способностей и достижений. Хотя нормализованные стандар- Таблица 4 тные показатели отвечают основным Проценты нормального распределения для целям тестирования, тем не менее перевода первичных результатов теста имеются определенные технические в станайны возражения против нормализации - всех распределений подряд. Такое Процент 4 712172017127 4 преобразование следует проводить - при наличии большой и репрезента- Станайн 12 3456789 тивной выборки, когда есть основа- _____________________________ ния считать, что отклонение распре- деления от нормального произошло в силу определенных дефектов текста, а не особенностей выборки или дей- ствия других факторов, влияющих на исследуемую функцию. Следует так- же отметить, что, когда исходное распределение первичных показателей приближается к нормальному, линейные и нормализованные стандартные показатели мало будут отличаться друг от друга. Хотя методы получения этих двух типов показателей совершенно различны, сами показатели в таких условиях будут почти тождественны. Очевидно, что нормализация распре- деления, которое и без того фактически нормально, мало или ничего не из- менит. В целом, если это возможно, следует предпочесть такую нормализа-
Ф.Х. Кайзером (F.H. Kaiser, 1958) предложен более удобный для вычислений ва- риант шкалы с небольшими изменениями процентов и <т равным 2. К вариантам этого ти- па можно отнести С-нгеалу (J.P. Guilford, В. Frucher, 1973, гл. 19), содержащую II единиц и а также равным 2, и 10-разрядную стен-шкалу по 5 единиц в ту и другую сторону от среднего значения (A.A.Canfield, 1951).
81
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ TFCTA
76 = 100 х
пию распределения, которая достигается надлежащей коррекцией уровней трудности тестовых заданий, а не путем последующего преобразования явно ненормального распределения. При наличии приблизительно нор- мального распределения первичных показателей линейные стандартные показатели будут служить тем же целям, что и нормализова.нные стан- дартные показатели. Стандартный IQ (deviation /(3).Для того чтобы на основе пока- зателя МА (умственного возраста) получить единообразную численную характеристику относительного положения индивида, в ранних тестах умственного развития был введен индекс (коэффициент интеллектаТа- кой IQ определялся как отношение умственного возраста (МЛ) к факти- ческому (СЛ), для устранения десятичных дробей умноженное на 100:
МА СА.. Очевидно, что если МА ребенка равен его СА. то ею IQ равняется 100. IQ = 100 означает нормальное или обычное выполнение теста. 10 ниже 100 указывает на отставание, а выше 100-на ускоренное умственное развитие. Очевидная логическая простота традиционного относительною IQ, однако, оказалась обманчивой. Главная техническая трудность состояла в том, что если (7 распределения этого отношения не остается приблизи- тельно постоянным для разных возрастов, то значения IQ оказываются несопоставимыми. Например, IQ, равный 115 в возрасте 10 лет, может указывать на ту же степень развития, что и IQ == 125 для 12 лет, по- скольку оба могут приходиться на отметку 1(7 над средним значением в соответствующих возрастных распределениях. В реальной практике, как оказывается, очень трудно построить тесты, удовлетворяющие пси- хометрическим требованиям сопоставимости относительных IQ по всему возрастному диапазону. Главным образом по этой причине относи- тельный IQ сейчас повсеместно заменен его стандартным вариантом, в принципе являющимся еще одной разновидностью уже знакомого стандартного показателя. Стандартный IQ представляет собой стан- дартный показатель со средним значением 100 и стандартным отклоне- нием, приблизительно равным (7 распределения IQ в тестах Станфорд- Бине (вариант 1937 г.).отя стандартное отклонение для относительных IQ Станфорд-Бине нбыло строго постоянным для всех возрастов, оно колебалось вокруг значения медианы, чуть превышавшего 16. Поэтому если при выборе стандартных показателей для нового теста принять зна- чение о, близкое к 16, то результирующие показатели можно интерпре- тировать так же, как и относительный IQ Станфорд-Бине. Поскольку IQ Станфорд-Бине в ходу уже мною лет, тестологи и клиницисты при- выкли при интерпретации и классификации выполнения теста ориентиро- ваться на определенные уровни. Они уже знают, чего следует ожидать от лиц с IQ- 40, 70, 90, 130 и т.д. Таким образом, имеются определенные преимущества в использовании производной шкалы, которая соответ- ствует привычному распределению IQ шкал Станфорд-Бине. Такое со- ответствие показателей можно достигнуть отбором численных значений М и ст, близких к соответствующим характеристикам распределения для шкал Станфорд-Бине. Может показаться, .что обозначение стандартных показа гелей симво-
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ляются иначе, нежели традиционное отношение IQ. Они не являются от- ношениями умственных и фактических возрастов. Несмотря на это, употребление применительно к ним традиционного обозначения оправдывается его привычностью, а также тем, что такие показатели мо- гут интерпретироваться как IQ, если ст для них выбрано приблизительно равным стандартному отклонению показателя, уже известного IQ. Среди первых тестов, чьи показатели выражались в соответствии с отклоне- нием IQ, были векслеровские шкалы интеллекта со средним значением равным 100, а (7-15. Стандартный IQ используется в ряде современных групповых тестов интеллекта и в последних формах шкал Станфорд-Бине. Ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно пом- нить, что они сравнимы лишь при условии использования тех же самых или близких по значению (7. Эти значения должны обязательно приво- диться в руководстве по использованию теста, и применяющий тест не- пременно должен обращать на них внимание. Если при построении ка- кой-либо стандартной шкалы IQ выбирается иное а, чем в других тестах, то и интерпретация значений нового IQ должна производиться по-ино- му. В табл. 5 приведены проценты случаев в нормальном распределении с использованы в шкалах IQ ряда опубликованных тестов. Из табл. 5 вид-
но, например, что на IQ ниже 70 приходится 3,1Їо, если ст == 16 (как
в шкалах Станфорд-Бине), 0,7Ї, если сг = 12 и 5,1Їо при о = 18; IQ,
равный 70, традиционно служит точкой отсчета для выявления умствен-
ной отсталости. Подобные расхождения, разумеется, имеют место Для
IQ свыше 130-значение, которое может быть использовано при отборе
детей для обучения по программам повышенной трудности. На IQ меж-
ду 90 и 110, обычно рассматриваемом как нора, может приходиться
в зависимости от выбранного теста от 42 до 59,6Ї популяции. Правда,
издатели тестов стараются унифицировать ст, принимая его равным 16
в новых и переизданиях старых тестов, но сохранившийся разнобой в ис-
пользуемых тестах заставляет каждый раз выяснять значение ст.
Соотношения внутригрупповых показателей. На дан-
ном этапе рассмотрения производных показателей читатель, вероятно,
Таблица 5
Проценты случаев, приходящиеся на различные интервалы значений IQ в нормальном рас-
пределении с М = 100 и ст= 12, 14, 16 и 18.
С любезною согласия отдела тестирования Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн
о = 12о = 14ст = 16о = 18
130 и выше
120-129
110-119
100109
90-99
80-89
73-79
0,7
4,3
15,2
29,8
298 )
15,2
4,3
П.7
23.6
23.6 >
16,0
6,3
1,6
5,1
8,5
15,4
21,0
21,0 ]
15,4
8,5
5,1
100,0
83
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
уже уловил определенную общность между ними Процентили постепен-
но приобрели, по крайней мере графически, сходство с нормализованны-
ми стандартными показателями. Линейные стандартные показатели ока-
зались неотличимыми от нормализованных, если исходное распределе-
ние первичных результатов теста близко к нормальному. Наконец,
стандартные показатели обратились в IQ, и наоборот. Последнее обстоя-
тельство позволило переосмыслить значение относительного IQ тестов
Станфорд-Бине и трактовать его как стандартный показатель Если рас-
пределение IQ имеет М = 100 и ст -= 16, то отсюда следует, что IQ = 116
находится на расстоянии в 1ст справа от среднего значения и соответ-
ствует стандартному показателю z, равному + 1,0. Аналогично IQ = 132
соответствует z == 2,0, IQ = 76- z == -1,5 и т.д. Более того, IQ = 116
отвечает примерно 84 процентилям, поскольку в нормальном распреде-
лении на область слева от отметки 1ст приходится приблизительно 84Ї/"
случаев (рис. 4).
На рис. 6 изображены соотношения при нормальном распределении
Рис. 6, Соотношения различных типов тестовых показателей при нормальном распре-
делении
z-показатепь 1"..-.111 1..... )l
-4-3-21 0+1+-2+3+4
Т-показатель 11 1. l.l
10 20 30 40
SAT-показатель
J_
60 70
1i111. . . . J "- "1i1
200300400500600700800
Стандартный 1IQ(o-=15) 11 ..111
Станайн
70 85 100 115 130 145
4% 7% 12% 17% 20%17% 12% 7%
llllllll
2 3456 78
Процентиль
i i
1 5102030406070809095 99
50
84 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
обсуждавшихся в этой главе различных типов показателей, таких, как z-,
Т-, и ХЛТ-показатели, векслеровский IQ (ст = 15), станайны и процентили.
Относительный IQ любого теста, если он распределен нормально
и имеет ст, равное 15, совпадает с приведенной здесь шкалой IQ. В диа-
грамму можно было бы включить любой другой нормально распреде-
ленный IQ с известным ст. Если, например, <7 == 20, то IQ = 120 соответ- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|