|
Анастази А. » Психологическое тестирование44-47 20 двух испытуемых находятся в интервале _ между 8 и II, трех-между 12 и 15 и т.д. з2_з5 328 Информация, содержащаяся в частот- 28-31 244 ном распределении, может быть также 24-37 136 представлена графически в виде кривой _ распределения На рис. 1 данные из 1абл. 1 ii_ij з изображены с помощью графика. ДПо го- 8-11 2 ризонтальной оси отложены интервалы gQ looo значений тестового показателя, а по вер- ____________________ тикальной-частота, или число случаев,
См., например: Г. В. Суходольский. Основы математической статистики для психо- логов. Л., 1972; Дж. Гласе, Дж. Стэнли. Статистические методы в педагогике и психоло- гии. М.. 1976: М.И. Грабарь. К. А. Краснянская. Применение математической статистики
68
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
попадающих в каждый класс. График может строиться двумя спосо- бами, каждый из которых достаточно распространен. На гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу людей, чьи результаты попали в этот интервал (их количество определяет высоту столбца). В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соеди- няются прямолинейными отрезками. Если не считать незначительных отклонений, распределение, пред- ставленное на рис. 1, напоминает колоколообразную нормальную кри- вую. Идеальная нормальная кривая изображена на рис. 3. Этот тип кри- вой обладает важными математическими свойствами, и на ней основаны многие виды статистического анализа. Для наших целей, однако, важны лишь некоторые из них. По существу эта кривая означает, что число слу- чаев максимально в середине распределения и постепенно спадает к ее краям. Кривая симметрична и имеет единственный пик в центре. Боль- шинство распределений численных показателей-от роста и веса д< спо- собностей и параметров личности-приближаются к нормальной кривой. Вообще говоря, чем больше группа, тем ближе распределение к теорети- ческой нормальной кривой. Труппа тестовых показателей может быть описана в терминах той или иной меры центральной тенденции. Такая мера указывает един- ственный, наиболее типичный или репрезентативный результат, характе- ризующий выполнение теста всей группой. Самой известной из таких мер является среднее (точнее, среднеарифметическое) значение (М). Оно нахо-
Рис. 1. 340 320 300 280 260 240 220 200 180
Кривая полигона частот и гистограмма (по донным табл. 1)
69
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
дится сложением всех результатов и делением получившейся суммы на число случаев (N). Другой мерой центральной тенденции является мода, или наиболее часто встречающийся результат. В частотном распределении мода определяется как середина интервала, для которого частота макси- мальна.Например, в табл. 1 мода находится посередине между 32 и 35, т.е. равна 33,5. Отметим, что этот результат соответствует самой высо- кой точке кривой распределения на рис. 1.Третья мера центральной тен- денции-это медиана, т.е. результат, находящийся в середине последова- тельности показателей, если их расположить в порядке возрастания или убывания. Медиана есть точка, делящая распределение ровно пополам, причем одна половина результатов лежит справа от нее, а другая слева. Для более полного описания результатов теста используются меры разброса данных, характеризующие степень индивидуальных отклонений от центральной тенденции. Наиболее наглядным и известным способом представления разброса является размах распределения, т. е. разность ме- жду самым высоким и самым низким результатом. Но эта мера крайне неточна и неустойчива, поскольку она определяется только двумя пока- зателями. Единственный необычно высокий или низкий результат может заметно повлиять на величину размаха. Более точный метод измерения разброса основан на учете разности между каждым индивидуальным ре-
зультатом и средним значением по группе. Вгом месте следует обра- титься к табл. 2, где приведены расчеты рассматриваемых сейчас мер, выполненные для 10 случаев. Столь малая группа взята ради наглядности, хотя на практике вряд ли стоит выполнять подоб- ные расчеты по столь незначитель- ному числу случаев. В табл. 2 вводятся также принятые в статис- тике обозначения, которые будут использоваться и в дальнейшем. Первичные результаты теста по традиции обозначаются пропис- ной буквой X, а малая буква х служит для обозначения отклоне- ния каждого индивидуального ре- зультата от среднего значения по группе. Греческая буква ? рас- шифровывается как сумма. Сред- нее значение и медиана опреде- лены по данным, содержащимся в первой колонке табл. 2. Среднее значение равно 40, а медиана 40,5, т.е. посередине между 40 и 41: пять результатов (50Їо) лежат спра- ва и пять слева от медианы. Мода же для столь малой группы едва ттт, м-гр-т рпт. найдена, поскольку
Таблица 2 Меры центральной тенденции и вариативности
ОтклонениеКвадрат Значение показателяот среднегоотклонения Ххx ,48+8 )64 47+" 149 50>/" 43 )+209 случаев J41+1 t41+i ->1 Медиана == 40,5 40Ї 0 .438-24 J/o 36-}-20 16 случаев )34-36 32-8 )64 SX = 4001И =40 = = 244 ZX400 М40 N10 21х1 Среднее отклонение = --- = -N40 - = 4 10 ?x"244 Дисперсия-= o =N10= 24,4 Показатели
Рис. 2. Частотные распределения с одним и тем же средним значе- нием, но разным разбросом
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ный тестовый результат. Формально, од- нако, модой является число 41, поскольку этот результат показали два человека, тогда как остальные результаты встре- чаются лишь по одному разу. Вторая колонка показывает, насколь- ко каждый результат отклоняется в ту или другую сторону от среднего значения (40). Сумма этих отклонений всегда равна нулю, так как положительные и отрица- тельные отклонения от среднего обяза- тельно уравновешивают друг друга ( + 20- -20 = 0). Отбросив знаки отклонений и усредняя их абсолютные значения, мы получаем меру, известную под названием среднего отклонения. Символ х в формуле среднего от- клонения означает, что суммируются абсолютные значения при х. Хотя среднее отклонение и может служить в качестве средства опи- сания распределения, этот показатель не годится для математического анализа данных из-за произвольного отбрасывания знаков . П"ораздо более полезной мерой разброса является стандартное от- клонение, обозначаемое буквой ет. .При ее вычислении отрицательные знаки устраняются благодаря возведению каждого отклонения в ква- драт, что видно из третьего столбца табл. 2. Сумма
?х
случаев -, известная под названием дисперсии, или среднего квадрата
отклонения , и обозначает, (г Дисперсия чрезвычайно удобна при выяс-
нении влияния различных факторов на индивидуальное выполнение те-
стовых заданий. Но в данный момент речь пойдет о стандартном откло-
нении, равном квадратному корню из дисперсии (см. табл. 2). Эта мера
широко применяется !При сравнении разбросов в различных группах. На
рис. 2, например, представлены два распределения, имеющие одно и то
же среднее значение, но отличающиеся разбросом. Распределение, харак-
теризуемое большими индивидуальными различиями, в отличие от рас-
пределений с различиями меньшими, имеет большее (7.
Как с помощью (7 можно выразить расположение индивидуальных
Пожалуй, еще важнее отсутствие у среднего отклонения многих свойств, которые
делали бы его удобным инструментом математического анализа. {Прим. ред.)
Автор применяет статистическую терминологию, следуя сложившейся в ряде дис-
циплин традиции, допускающей относительно свободную трактовку отдельных понятий
математической статистики. Согласно более строгому подходу, требующему в числе про-
чего большей дифференциации понятий, дисперсия, например, уже не является синонимом
среднего квадрата отклонения. Подобно, скажем, вероятности, она рассматривается как
идеализированная теоретическая величина, которую в принципе нельзя измерить эмпири-
ческими средствами и можно лишь косвенно оценить, считая ее приблизительно равной
некоей выборочной величине, непосредственно отражающей первичные (т.е. непреобразо-
ванные) данные опыта. К числу выборочных величин принадлежат, например, частота,
размах распределения и средний квадрат отклонения. Лучшей же выборочной характери-
стикой дисперсии (или, как еще говорят, ее несмещенной оценкой) является величина ет=
Е
= -. Хотя эта величина и отличается от среднего квадрата отклонения, все же
N - 1
в случае больших выборок (т.е. больших N), с к(уорыми, как правило, приходится иметь
дело при разработке тестов, это отличие имеет Скорее принципиальное, чем практическое
няченн "iTJnifM прЛ)
71
НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Рис. 3. Процентное распределение случаев по нормальной кривой
результатов по различным тестам относительно нормы, показано в раз-
деле, посвященном стандартным показателям. Особенно четкой оказы-
вается интерпретация (7 применительно к нормальной или приблизитель-
но нормальной кривой распределения, ибо здесь существует прямое
соответствие между (J и относительным количеством случаев. На рис. 3
по горизонтальной оси отложены интервалы, соответствующие отклоне-
нию в 1, 2 иЗ сг вправо и влево от среднего значения М. Например, для
данных, приведенных в табл. 2, М = 40, + 1 о = 44,9 (т. е. 40 + 4,9), +
+ 2<7 = 49,8 (т. е. 40+2 x 4,9) и т. д. Процент случаев, приходящихся на
интервал между Ми +1(7, для нормального распределения равен 34,13.
Поскольку кривая симметрична, 34,13Їо случаев приходится также на ин-
тервал от М до -1(7, так что диапазон от -1(т до +1ст охватывает
68,26Їо случаев. Почти все случаи (99,72Їо) лежат в пределах + 3(7 отно-
сительно среднего значения. Эти соотношения имеют особое значение
для интерпретации обсуждаемых чуть позднее стандартных показателей
и процентилей.
ДОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Юдин из способов придать смысл результатам теста-это указать, как
далеко продвинулся индивид в своем развитии) Так, можно сказать, что
8-летний ребенок, справляющийся с заданиями теста интеллекта на уров-
О нормах можно говорить только относительно конкретного <измерительного ин-
струмента>, т.е. теста, с помощью которого они были получены. При таком понимании
для получения возрастных норм необходим достаточно представительный фактический
материал. В связи с этим возникает несколько серьезных проблем, главной из которых
является проблема нормативной выборки. В настоящее время возрастные нормы, приво-
димые в интеллектуальных тестах, по существу занижены, так как представляют собой
средние результаты, установленные для сложных выборок. В эти выборки входят, хотя и
в небольшом количестве, дети с различными отклонениями в развитии (умственно от-
сталые, с речевыми нарушениями и др.), низкие результаты которых <тянут вниз> средние
показатели: средний результат для группы детей, не имеющих отклонений, будет, есте-
ственно, выше, чем для всей выборки. Что же считать возрастной нормой? Как подходить
к ее определению? Ответ на эти вопросы особенно необходим в тех случаях, когда тесты
72 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
не среднего 10-летнего ребенка, имеет умственный возраст (МЛ) 10 лет.
Значение МА умственно отсталого взрослого, выполняющего эти зада-
ния на том же уровне, будет также 10 лет. Аналогично можно сказать
о четверокласснике, что он достиг нормы шестого класса по тесту чтения
и нормы третьего класса по арифметическому тесту. В других системах
этого типа используются более качественные описания развития опреде-
ленных функций, начиная от сенсомоторной активности и кончая форми-
рованием понятий. Но независимо от способа выражения, показатели,
основанные на возрастных нормах, довольно грубы и плохо поддаются
точной статистической обработке. Тем не менее они достаточно на-
глядны, особенно при клиническом обследовании, а также при решении
ряда научных проблем.
Умственный возраст. Как отмечалось в главе 1, термин <ум-
ственный возраст> получил широкое распространение благодаря раз-
личным переложениям и адаптациям шкал Бине-Симона, хотя сам Бине
пользовался более нейтральным термином <интеллектуальный уровень>.
В возрастных шкалах типа шкал Бине и их модификациях тестовые зада-
ния группируются по возрастам. Например, задания, посильные для
большей части выборки стандартизации 7-летних детей, относятся
к уровню 7-летних детей; задания, выполняемые большинством 8-летних
детей,-к уровню 8 лет и т.д. Тестовый показатель ребенка будет в этом
случае соответствовать самому высокому возрастному уровню тех зада-
ний, с которыми он справляется. Действительное выполнение индивидом
тестов не столь однозначно. Иными словами, испытуемый может не
справиться с некоторыми тестами ниже его умственного возраста и вы-
полнить задания-рассчитанные на более высокий умственный возраст.
По этой причине .принято сначала устанавливать базовый возраст обсле-
дуемого, т.е. максимальный возрастной уровень, для которого и ниже
которого все тесты оказываются доступными ребенку. Все выполненные
задания, рассчитанные на более высокие возрастные уровни, приписы-
ваются как <частичные зачеты> в виде определенного числа месяцев. Ум-
ственный возраст ребенка, таким образом, определяется как сумма базо-
вого возраста и дополнительных <зачетных месяцев>.
Возрастные нормы используются и в тестах, не подразделенных на
возрастные уровни. В этом случае нормы устанавливаются для значений
первичного результата теста, такого, как общее число правильных отве-
тов, время выполнения заданий, число ошибок или же некоторая комби-
нация таких показателей. Значения первичных результатов, полученных
на выборке стандартизации для каждого возрастного уровня, и соста-
вляют возрастные нормы такого тестаНапример, средний показатель
8-летних детей является нормой для возраста 8 лет. Если показатель обс-
ледуемого равен среднему значению первичного результата для этого
возраста, то его МА составляет 8 лет. Подобным образом могут быть
выражены любые первичные показатели такого теста.
Следует отметить, что единица умственного возраста не остается
постоянной и с годами сокращается. Так, ребенок, отстающий в разви-
тии на один год в 4-летнем возрасте, к 12 годам будет отставать пример-
но на 3 года, т. е. один год умственного роста между 3 и 4 годами равно-
силен 3 годам роста между 9-м и 12-м годом жизни. Поскольку развитие
интеллекта идет быстрее в более ранние годы и постепенно замедляется
по мере взросления ребенка, единица умственного возраста соответ-
73 НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
развитие ребенка в виде возрастной ростовой шкалы. Разница в росте (в
см) для возраста 3 и 4 года будет большей, чем для возраста 10и11 лет.
В силу постепенного сокращения единицы МА, один год опережения или
задержки развития в возрасте, скажем, 5 лет означает большее отклоне-
ние от нормы, чем тот же год в возрасте 10 лет.
1 1 Эквивалентный класс. Показатели тестов достижений в обуче-
нии"часто интерпретируются с помощью понятия эквивалентный класс,
введение которого объясняется тем, что все тесты этого типа приме-
няются для обследования учащихся Так, говорят, что ученик достиг
уровня VII класса по орфографии, уровня VIII класса по технике чтения
и уровня V класса по арифметике, и такая характеристика оказывается
столь же наглядной, как и умственный возраст в обычных тестах
интеллекта.
Нормы классов определяются подсчетом среднего первичного ре-
зультата, полученного детьми соответствующего класса.Так, если сред-
нее количество правильно решенных задач арифметического теста в вы-
борке стандартизации четверокласснику равно 23, то число 23
соответствует эквивалентному IV классуЛПромежуточные эквивалентные
классы, представляющие как бы доли класса, обычно определяются пу-
тем интерполяции, хотя их можно получить и непосредственно, тестируя Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|