Анастази А. » Психологическое тестирование



13 страница


в тесте на арифметическое рассуждение использование названий или изо-  

бражений предметов, неизвестных в какой-либо культурной среде, разу-  

меется, затруднит его выполнение представителем этой культуры. Спо-  

собность выполнять счетные операции не зависит от знакомства с их  

названиями. Вместе с тем, если само развитие арифметических способно-  

стей больше поощряется в одной культуре, чем в другой, разницу в ре-  

зультате по арифметическому тесту не следует преуменьшать или  

скрывать.  

Еще менее заметные способы, которыми содержание конкретного  

 

63  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

теста может повлиять на его выполнение, связаны с эмоциональными  

и установочными реакциями испытуемого. Например, рассказы или кар-  

тинки, изображающие типичные для людей среднего класса семейные  

сцены, могут насторожить ребенка, живущего в необеспеченной семье.  

Изображение в тестовых рисунках физических черт только одной расы  

может также сказаться на их восприятии этническим меньшинством. По  

этой же причине женские организации протестовали против ставшего  

стереотипным изображения в тестах мужчин, например, врачами или  

должностными лицами, а женщин-медицинскими сестрами или секре-  

таршами. Также могут показаться обидными для представителей мень-  

шинств значения некоторых слов. Как справедливо заметил один изда-  

тель тестов, <до недавнего времени большинство стандартизованных  

тестов создавалось представителями среднего класса белых, которые, са-  

ми того не ведая, иногда грубо оскорбляли чувства тестируемых. Сле-  

дует сказать, что мы никогда бы не стали столь тенденциозны в своей  

культуре, если бы не были <культурно слепы> (T.J. Fitzgibbon, 1972.  

р. 2-3).  

Большинство издателей тестов теперь прилагают специальные уси-  

лия, чтобы очистить тест от неподходящего содержания. Их собственный  

персонал, занимающийся разработкой тестов, специально тренируется на  

умении выявлять материал, задевающий нациинальные чувства, рассчи-  

танный на определенную культуру или в чем-то стереотипный. Предста-  

вители разных этнических групп принимают участие в создании тестов  

либо как постоянные служащие, либо как консультанты. Проверка содер-  

жания теста с точки зрения возможного участия меньшинств является  

непременным этапом в процессе создания теста. Примером применения  

этих методов при построении и проверке заданий теста служит издание  

1970 г. <Национальных тестов готовности к обучению в школе> (T.J. Fi-  

tzgibbon, 1972; Harcort Brace Jovanovich ..., 1972).  

Интерпретация и использование тестовых результа-  

тов. Одной из наиболее важных проблем в тестировании лиц с различ-  

ной культурой, как и вообще в тестологии, является проблема интерпре-  

тации тестовых результатов. Наиболее часто нарекания в применении  

тестов к представителям меньшинств вызывает неправильная интерпре-  

тация показателей. Если представитель национального меньшинства по-  

лучает низкий показатель по тесту способностей или отклонение в пока-  

зателе по личностному тесту, важно выяснить, как это получилось.  

Например, низкий показатель в арифметическом тесте мог быть резуль-  

татом нежелания выполнять тест, неумения хорошо читать или, среди  

прочих причин, неадекватного знания арифметики. Следует также обра-  

тить внимание и на тип нормы, используемый при оценке индиви-  

дуальных результатов. В зависимости от цели тестирования за соответ-  

ствующую норму могут быть приняты общие нормы, нормы для  

подгруппы, состоящей из лиц с одинаковым опытом в тестировании, или  

полученные ранее показатели данного индивида.  

При предсказании, например, способности к выполнению какой-то  

работы или успешности овладения учебной программой мы также дол-  

жны учесть эффективность тех или иных методов обучения, компенсации.  

Одним из вкладов теории решений в психометрию являются ее методы  

объединения различных типов трактовок для предсказания конечного ре-  

зультата, составляемого на основе тестовых показателей (гл. 7). Напри-  

 

64 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

дом со специфической культурой, то каковы будут его оценки в коллед-  

же, если ввести корригирующие программы, предназначенные изменить  

подготовленность к обучению и его мотивацию, или другие подходящие  

способы компенсации.  

Тесты предназначены показать, что может делать индивид в данный  

момент времени. Они не могут сообщить нам, почему он выполняет тест  

именно так. Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо исследо-  

вать условия его развития, мотивацию и другие существенные условия.  

Тесты не могут также сообщить, на что мог быть способен культурно  

неразвитый или необразованный ребенок, если бы он вырос в более бла-  

гоприятной среде. Более того, тесты не могут компенсировать культур-  

ную депривацию, исключив ее влияние из своих показателей. Напротив,  

тесты призваны обнаруживать такие влияния, чтобы можно было пред-  

принять соответствующие корригирующие шаги. Скрывая последствия  

культурной неразвитости отказом от тестов или пытаясь изобрести  

тесты, нечувствительные к таким влияниям, можно только затормозить  

подлинное решение социальных проблем. Такая реакция на тесты равно-  

сильна стремлению разбить термометр, поскольку он показывает темпе-  

ратуру тела 38,3Ї. Тестовые показатели должны использоваться кон-  

структивно: индивидом для лучшего самопознания и развития своей  

личности, а также при планировании своего образования и профессио-  

нальной деятельности; учителем для улучшения обучения и соотнесения  

содержания обучения с потребностями ученика; работодателями для  

большего соответствия между человеком и выполняемым им делом. При  

этом следует помнить, что людей можно обучить, а работы спланиро-  

вать иначе.  

Тенденция к классификации и обозначениям, заменяя понимание,  

становится слишком распространенной. Диагностические понятия клас-  

сической психиатрии, посредством которых пациенты обозначались как  

<параноидный шизофреник> или <маниакально-депрессивный тип>, до-  

статочно известны. Хорошо понимая бесчисленные недостатки такой си-  

стемы классификации, психологи-клиницисты все чаще обращаются  

к описаниям личности. В отличие от названия диагноза, эти описания  

концентрируют внимание на происхождении и индивидуальном значении  

отклонений в поведении и создают более эффективную основу для тера-  

пии. Но от традиционных названий нелегко избавиться.  

Еще одним примером тенденции к классификациям являются рас-  

пространенные ошибки в интерпретации IQ. Обычная критика в адрес  

интеллектуальных тестов сводится к тому, что они способствуют жест-  

кой, негибкой и неизменной классификации индивидов. Низкий IQ,  

утверждают критики, ставит на ребенка несмываемый штамп неполно-  

ценности. При тестировании культурно неразвитых детей такой IQ бу-  

дет, следовательно, способствовать упрочиванию их недостатков. В зна-  

чительной степени вследствие постоянных нападок, которым подвергал-  

ся IQ, в 1964 г. было прекращено применение групповых интеллек-  

туальных тестов в общественных школах Нью-Йорка (Н.В. Gibbert,  

1966; J.O. Loretan, 1966). Сам факт, что необходимо отказаться от тестов  

для того, чтобы избежать неправильных представлений о стабильности  

/б,-прекрасный комментарий к вопросу об устойчивости ошибочных  

представлений. Следует также отметить, что использование индиви-  

дуальных тестов интеллекта, типа тестов Станфорд-Бине, которые пои-  

меняются и интерпоетипутч к".--  

 

65 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

и школьными психологами, не было запрещено. Именно массовое тести-  

рование и установившаяся практика использования IQ относительно не-  

опытными лицами и оказались опасными.  

Согласно распространенному представлению, IQ есть показатель  

врожденных интеллектуальных возможностей и представляет собой не-  

изменное свойство индивида. Как будет видно из гл. 12, этот взгляд не  

подтверждается ни теоретическими рассуждениями, ни эмпирическими  

данными. Из правильно интерпретированных результатов теста интел-  

лекта никак не следует жесткая классификация людей, напротив, интел-  

лектуальные тесты (как и любые другие) можно сравнить с картой, на  

которой указано положение индивида, занимаемое им в момент тестиро-  

вания. В сочетании с информацией о его жизненном опыте тестовые по-  

казатели должны облегчать эффективное планирование оптимального  

развития индивида.  

Объективность тестов. Если социальные стереотипы и пред-  

рассудки могут исказить межличностные отношения, сами тесты дают  

некоторые гарантии против произвольности или изменчивости решений.  

Комментируя использование тестов в школах, Дж. В. Гарднер (J. W. Ga-  

rdner, 1961, р. 489) писал: <Тесты не видят, одет ли подросток в лох-  

мотья или в твид, не слышат жаргона трущоб. Тесты выявляют интел-  

лектуальные способности в любой из прослоек населения>.  

В том же духе высказываются авторы Руководства по тестирова-  

нию детей меньшинств> (М. Deutsch et а1., 1964, p. 139): <Многие спо-  

собные, неконформные ученики с происхождением, отличным от проис-  

хождения учителей, по тестам достижений в отличие от низких  

школьных отметок показывают высокие результаты. Обычно это дети,  

у которых недостаток культуры есть основная причина неадекватности  

их национального и межличностного поведения. И если бы не стандарти-  

зованные тесты, многие из таких детей могли бы считаться отстающими  

в развитии вследствие неблагоприятных субъективных оценок учителей,  

которые имеют тенденцию высоко оценивать конформное поведение, ха-  

рактерное для детей из семей среднего достатка>.  

<Руководство по приему на работу>, подготовленное Комиссией по  

обеспечению равных возможностей занятости, начинается следующим  

утверждением:  

 

<Даваемые рекомендации основаны на убеждении, что валидные и стандартизо-  

ванные процедуры приема на работу могут заметно помочь осуществлению политики, на-  

правленной против служебной дискриминации. Также признается, что тесты профессио-  

нальной пригодности, используемые совместно с другими средствами оценки личности  

и дополненные обоснованными программами выполнения работы, могут значительно  

улучшить объективность отбора квалифицированной рабочей силы и, действительно, обы-  

чно помогают в использовании и сохранении человеческих ресурсов>.  

 

Короче, при тестировании культурно неразвитых лиц, впрочем как  

и любых других, тесты могут использоваться неправильно. Но если они  

используются надлежащим образом, то помогают предотвратить не-  

справедливую и ненужную дискриминацию. Они также дают количе-  

ственное выражение степени культурной неразвитости, что является  

первым неооходимым шагом для осуществления корригирующей про-  

граммы .  

 

Краткое изложение основных измерений юридического порядка, происшедших  

с начала 50-х гг., дано в работе Ц. Финчепа (С. Fincher. 19741. R пей тяк-хг ппмвпо-г/чт  

 

часть 2  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  

ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ГЛАВА 4. НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  

РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

Первичные результаты любого психологического теста остаются  

бессмысленными без дополнительных данных. Сказать, что кто-то пра-  

вильно решил 15 задач в тесте на арифметическое мышление, опознал 34  

слова в лексическом тексте или собрал из элементов тестовый объект за  

57 с-значит ничего или почти ничего не сообщить, как у него развита  

соответствующая функция. Обычные процентные показатели также не  

дают удовлетворительного решения проблемы интерпретации результа-  

тов теста. Например, 65Їд правильных ответов по одному лексическому  

тесту могут означать то же, что 30Їо по другому или 80Їо по третьему.  

Значение показателя может иметь тот или иной смысл в зависимости от  

трудности заданий, из которых состоит каждый тест. Как и все пер-  

вичные данные, процентные показатели могут быть истолкованы только  

в рамках четко заданной и единой системы отсчета.  

Результаты психологических тестов чаще всего интерпретируются  

сопоставлением их с нормами выполнения теста в выборке стандартиза-  

ции. Нормы, следовательно, устанавливаются эмпирически, сообразно  

тому, как выполняет задания теста некая репрезентативная группы испы-  

туемых. После этого соотнесением первичного индивидуального резуль-  

тата с распределением показателей, полученных в выборке стандартиза-  

ции, выясняется, какое место он занимает в этом распределении.  

Соответствует ли данный результат среднему выполнению в норматив-  

ной группе? Или он несколько ниже, а может быть значительно выше  

среднего?  

Чтобы определить более точно положение результатов обследуемо-  

го относительно выборки стандартизации, полученный результат перево-  

дится в некую относительную меру. Таким образом преобразованные ре-  

зультаты (производные показатели) служат двум целям. Во-первых, они  

указывают положение обследуемого относительно нормативной выбор-  

ки, что позволяет оценить его выполнение теста на фоне выполнения  

других. Во-вторых, они позволяют непосредственно сравнивать данные,  

полученные по разным тестам. Например, если обследуемый получил 40  

очков в лексическом тесте и 22 очка в тесте на арифметическое мышле-  

ние, то из этого, очевидно, нельзя узнать его относительную результа-  

тивности по этим двум тестам. Какой тест он выполнил лучше-лексиче-  

ский или арифметический-или оба одинаково хорошо? Поскольку  

первичные результаты по различным тестам обычно выражены в разных  

единицах, прямое сравнение таких данных невозможно. Различие в степе-  

ни трудности еще больше усложняет сравнение первичных результатов  

соответствующих тестов. Производные же величины могут быть выра-  

жены в одних и тех же единицах и относиться к одним и тем же или  

весьма сходным нормативным выборкам для различных тестов. Таким  

образом, оказывается возможным сравнение индивидуальных относи-  

тельных данных по многим различным функциям.  

Производные показатели, служащие двум сформулированным выше  

целям, можно получить разными путями, которые в целом следуют  

 

67  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

одному из двух направлений: (1) определение достигнутого уровня раз-  

вития и (2) установление относительного положения индивида в некото-  

рой группе. Соответствующие типы показателей, а также некоторые из  

их распространенных вариантов будут рассмотрены в специальных раз-  

делах этой главы. Но прежде необходимо освоиться с некоторыми ста-  

тистическими понятиями, лежащими в основе разработки и использова-  

ния норм. Цель следующего раздела-выяснить смысл нескольких  

традиционных статистических мер. Примеры с несложными вычисления-  

ми приводятся в нем лишь для иллюстрации и не предназначены для  

обучения статистическим методам. Подробности вычислений и кон-  

кретные процедуры решения прикладных задач читатель зайдет в любом  

учебнике по статистике для психологов и педагогов.  

 

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ  

 

Главная цель статистического метода-представить количественные  

данные в систематизированной и сжатой форме с тем, чтобы облегчить  

их понимание Колонка из 1000 тестовых показателей может произво-  

дить внушительное, даже ошеломляющее впечатление. Но в таком виде  

она мало что говорит. Чтобы навести порядок в этом хаосе цифр, нужно  

прежде всего составить таблицу частотного распределения (табл. 1). Для  

этого показатели группируются по заранее выработанным интервалам  

значений. Когда же показатели распределены по группам, подсчиты-  

ваются число групп и число показателей в каждой из них. Полученное  

таким способом число и есть частота (количество случаев) для соответ-  

ствующего интервала. Сумма всех частот равняется N-общему числу  

случаев В табл. 1 даны результаты 1000 студентов по тесту на усвоение  

кода, в котором производилась замена  

искусственных слов или бессмысленных  

Таблица 1 слогов из одного набора аналогичными  

Частотное распределение результа- элементами ИЗ Другого набора. Значения  

тов у 1000 студентов по тесту ус- первичного показателя (число правильных  

воения кода (A. Anastasi, 1934, р. 34) ответов, данных испытуемым за 2 мин)  

 

-1- уложились в пределы от.8 до 55. Этот  

Классы (интервалы) Частота ДИВЛаЗОН был разбит На ИНТСрВаЛЫ ПО  

 

jjf 1 4 очка в каждом: от 8-11 до 52-55.  

48-51 1 Из колонки частот видно, что результаты




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2892
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь