Анастази А. » Психологическое тестирование



19 страница


ний, то это устранило бы многие нападки на IQ, вызванные недоразуме-  

ниями и неправильными представлениями. В общем виде критериально-  

ориентированный подход равносилен интерпретации тестовых результа-  

тов соответственно доказанной валидности конкретного теста, а не  

посредством неких туманных сущностей, лежащих в его основе. Разуме-  

ется, такая интерпретация может сочетаться с отнесением результатов  

к нормам.  

Тестирование овладения навыком. Второй важной особен-  

ностью почти любого критериально-ориентированного теста является ме-  

тодика тестирования овладения навыком. Существенно, что оценка вы-  

полнения заданий в этом случае производится по принципу <все или  

 

В идеале такие тесты следуют симплексной модели шкалы Гуттмана (W.J. Ро-  

pham, T.R. Husek, 1969), так же как и уже обсуждавшиеся в этой главе порядковые шкалы  

 

-r--- - -  

 

Вследстви епени трудно.  

 

,  

 

95  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

Следует отметить, что критериально-ориентированное тестирование  

вовсе не так ново и не столь уж сильно отличается от тестирования,  

ориентированного на нормы, как полагают некоторые из его сторонни-  

ков. Абсолютная оценка индивидуального выполнения теста в баллах  

или процентах, несомненно, намного старше нормативной интерпрета-  

ции. Еще до введения термина <критериально-ориентированное тестиро-  

вание> делались попытки более точно описать выполнение теста с точки  

зрения его содержания (R.L. Ebel, 1962; J.C. Flanagan, 1962; A. Anastasi,  

1968, p. 69-70). Другим примером могут служить первые шкалы продук-  

тивности, оценивавшие качество почерка, сочинений или рисунков сопо-  

ставлением индивидуальной работы с серией стандартных эталонов. Бо-  

лее того, Р. Л. Ибел (R.L. Ebel, 1972Ь) заметил, что в педагогике понятие  

<овладение навыком>, означающее усвоение определенных единиц зна-  

ния по принципу <все или ничего>, было достаточно популярным  

в 20-30-х гг. нашего столетия, но позднее было забыто.  

В том или ином виде нормы всегда дают о себе знать независимо от  

того, как выражаются показатели теста (W.H. Angoff, 1974). Сам выбор  

содержания или навыков, подлежащих измерению, определяется знанием  

экспериментатора, чего можно добиться от испытуемого на определен-  

ном уровне его развития или обучения. Такой выбор предполагает нали-  

чие сведений о том, как в подобных ситуациях действовали другие испы-  

туемые. Более того, наложение дихотомии <овладел-не овладел> на  

континуум умений не снимает индивидуальных различий. Например, ес-  

ли уровень понимания текста задается формулировкой <умение понять  

содержание газеты <Нью-Йорк Тайме>, то все еще остается достаточно  

места для значительных индивидуальных различий в степени понимания.  

Прогностические таблицы. Результаты теста можно также  

интерпретировать в соответствии с критерием ожидаемого выполнения  

предстоящей программы обучения или работы. В этом случае термин  

<критерий> употребляется сообразно тому, как это вообще принято  

в психометрии, т. е. так, как, скажем, в выражении <валидность теста  

определяется относительно некоторого критерия> (см. гл. 2). Строго го-  

воря, термин <критериально-ориентированное тестирование> должен  

был бы относиться к этому типу интерпретации выполнения теста, тогда  

как другие подходы, обсуждавшиеся в этом разделе, правильнее было бы  

назвать отнесением к содержанию. Собственно, именно эта терминоло-  

гия и используется в тестовых стандартах Американской психологиче-  

ской ассоциации (Standards.., 1974).  

В прогностической таблице приводится вероятность различных кри-  

териальных результатов испытуемых в зависимости от полученного ими  

результата теста. Например, если учащийся в тесте SAT показал резуль-  

тат 530, то каковы шансы на то, что первый курс колледжа он закончит  

со средней оценкой А, В, С, D или f? Информацию такого рода можно  

получить, сверив двумерное распределение показателей предиктора  

 

В американских колледжах и старших классах средних школ принята следующая  

система оценки успеваемости. По каждому предмету учащийся получает итоговую оценку  

по пятибалльной системе А, В, С, D и F. Эти балльные оценки переводятся в цифровую  

форму: А приравнивается к 4 (наивысший балл), В-к 3, С-к 2, D-к 1 и. наконец, FK 0.  

Каждая из полученных оценок в цифровом выражении умножается на зачетное число ча-  

сов по соответствующему предмету. Все такие произведения складываются, и результат  

делится на сумму зачетных часов по всем предметам. Полученная таким образом средняя  

 

90 11"ИНЦИ11Ы ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

(SAT) с критерием будущего статуса (средняя оценка успеваемости пер-  

вокурсника). Заменив число случаев в каждой ячейке такого двумерного  

распределения на проценты, мы получим прогностическую таблицу.  

Примером может служить табл. 6, в которой представлены данные, по-  

лученные мальчиками-старшеклассниками (всего 171 человек), записав-  

шимися на курс истории США. В качестве предиктора здесь использо-  

ван показатель теста словесного мышления из батареи DAT, применен-  

ного в начале курса, а в качестве критерия будущего статуса-оценки, по-  

лученные по окончании курса. Корреляция между показателем теста  

и данным критерием составила 0,66.  

В первой колонке табл. 6 приведены тестовые результаты, распреде-  

ление на классы интервалов, во второй-число учеников, результаты ко-  

торых попали в тот или иной интервал. Остальные цифры таблицы  

указывают процент учеников из каждого интервала значений предикто-  

ра, получивших ту или иную оценку по окончании курса. Так, из 46 уче-  

ников, получивших в тесте на словесное мышление 40 и более очков, 15Їо  

получили оценки в 100-балльной системе в интервале 70-79, 22Їо-в ин-  

тервале 80-89 и 63Їо-90 и выше. С другой стороны, из 46 учеников, по-  

казавших в тесте результат ниже 20, 30Ї получили оценки ниже 70,  

52Їо-между 70 и 79 и 17Їо-между 80 и 89. В пределах рассматриваемых  

данных эти проценты лучше всего выражают вероятность получения ин-  

дивидом того или иного критериального балла. Например, если новый  

ученик получит тестовый показатель 34 (т.е. попадет в интервал 30-39),  

то его шансы получить балл 90 и выше составляет 17 из 100, шансы по-  

лучить балл в интервале 80-90 будут равны 39 из 100 и т.д.  

На практике критерий будущего статуса может быть заменен  

бинарным критерием-предсказанием успеха или неудачи в работе,  

в прохождении учебного курса и т.д. Вероятности успеха или неудачи по  

каждому интервалу значений показателя прогностического теста могут  

быть представлены в виде так называемой карты прогноза. Рис. 7 есть  

пример такой карты, составленной для батареи отбора пилотов, разра-  

ботанной для военно-воздушных сил США, на которой для каждого ста-  

найна показан процент курсантов, не закончивших начального курса лет-  

ной подготовки. Так, в процессе подготовки отсеялось 77Їд, получивших  

станайн 1 и только 4% получивших станайн 9. В пределах этих крайних  

значений от более низких к более высоким станайнам процент отсева по-  

стоянно уменьшается. С  

помощью этой карты про-  

гноза можно, например,  

предсказать, что примерно  

40"о курсантов, получив-  

ших станайн 4, потерпят  

неудачу и приблизительно  

60% из них удовлетвори-  

тельно завершат началь-  

ный курс. Аналогичные  

прогнозы по каждому ста-  

найну можно строить и от-  

носительно вероятности  

успеха или неудачи от-  

дельных курсантов. Так,  

 

Таблица 6  

 

Прогностическая таблица соотношении результатов те-  

ста словесного мышления и оценок, полученных по кур-  

су истории США, 171 мальчиком >i XI класса  

С разрешения Психологической корпорации штата  

Нью-Йорк  

 

Результат тестаЧисло случаевllpoueui получивших критериальную оценку  

ниже 7070-7980-8990 и выше  

40 и выше 30-39 20-29 ниже 2046 36 6 43 12 46 3015 39 63 5222 39 21 1763 i7 5  

97  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

-г-.  

.Станаин Число Процент отчисленных с курсов летной подготовки  

человек  

9 21,4741f,  

8 19,44410%  

17 32,129  

1 1.6 39,398  

i 15 34,975  

4 23,69940%  

 

13 11,209i i  

 

2 2,13957%  

 

1 9047%  

 

3 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100  

Рис. 7. Карта прогноза соотношения выполнения батареи по отбору пилотов и от-  

числения с к/рсов летной подготовки (J. С. Flanagan, 1947, р. 58)  

S сант имеет 60 шансов против 40, т.е. 3 шанса против 2, успешно за-  

. кончить начальный курс подготовки. Нетрудно видеть, что помимо кри-  

1 териально-ориентированной интерпретации тестовых показателей про-  

1 гностические таблицы и карты дают общее представление о валидности  

теста в предсказании по данному критерию.  

1 ГЛАВА 5. НАДЕЖНОСТЬ  

Под надежностью понимается согласованность результатов теста, полу-  

чаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в раз-i личные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий обследования. На  

S понятии <надежность> основывается вычисление ошибки измерения, кс  

. торая служит для указания вероятных пределов колебаний измеряемой  

величины, возникающих под действием посторонних случайных факто-  

ров.  

Понятие <надежность теста> может относиться к различным аспек-  

1 там согласованности результатов. В самом широком смысле надежность  

1. геста показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых  

6 результатах оказываются <истинными>, а в какой могут быть приписаны  

1 случайным ошибкам. Говоря более специальным языком, измерение на-  

98  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

показателей, являющуюся дисперсией ошибки. Вопрос, однако, в том, что  

считать дисперсией ошибки. Одни и те же факторы, которые примени-  

тельно к одним задачам являются посторонними, при решении других  

проблем уже считаются источниками <истинных> различий. Например,  

если нас интересуют колебания настроения, то происходящие день ото  

дня изменения в результатах теста эмоционального состояния могли от-  

носится к цели тестирования и, следовательно, к истинной дисперсии ре-  

зультатов. Но если тест предназначен для измерения более стабильных  

характеристик личности, то те же ежедневные колебания можно отнести  

к дисперсии ошибки.  

Существенно, что любые изменения условий, в которых проводится  

тест, если они не имеют отношения к его цели, увеличивают дисперсию  

ошибки. Поэтому, придерживаясь единых условий тестирования (контро-  

лируя общую обстановку, временные ограничения, инструктирование ис-  

пытуемого, контакт с ним и другие аналогичные факторы), эксперимен-  

татор уменьшает дисперсию ошибки и повышает надежность теста. Но  

и в оптимальных условиях ни один тест не является абсолютно надеж-  

ным инструментом. Поэтому стандартный набор данных о тесте должен  

включать в себя и меру надежности. Такая мера характеризует тест, ког-  

да он применяется в стандартных условиях и проводится с испытуемы-  

ми, похожими на тех, кто участвовал в нормативной выборке. Следова-  

тельно, необходимо также приводить сведения об этой выборке.  

Разновидностей надежности теста так же много, как и условий,  

влияющих на результаты теста, поэтому любые такие условия могут  

оказаться посторонними по отношению к какой-то цели, и тогда обусло-  

вленная ими дисперсия должна войти в дисперсию ошибки. Однако  

практическое применение находит лишь несколько типов надежности.  

В этой главе мы обсудим важнейшие способы измерения надежности те-  

стовых результатов, а также соответствующие им источники дисперсии  

ошибки. Поскольку все типы надежности отражают степень последова-  

тельности или согласованности двух независимо полученных серий пока-  

зателей, то в качестве их меры может выступать коэффициент корреля-  

ции. Соответственно в следующем разделе рассматриваются некоторые  

из основных характеристик коэффициента корреляции, их назначение  

и интерпретация. Более специальное обсуждение корреляции с под-  

робным описанием вычислительных процедур приводится в элемен-  

тарных учебниках по статистике для педагогов и психологов (J. P. Guil-  

ford, В. Fruchter, 1973).  

 

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ  

 

Понятие корреляции. Коэффициент корреляции (г) выражает сте-  

пень соответствия или связи между двумя сериями показателей теста.  

Например, если испытуемый, получивший высший результат по перемен-  

ной 1, получает высший результат и по переменной 2, а испытуемый, по-  

лучивший второй лучший результат по переменной 1, получает такой же  

результат по переменной 2 и т.д. до самого низшего результата, то  

имеет место полная корреляция между переменными 1 и 2. Коэффициент  

корреляции будет при этом равен + 1,0.  

Рис. 8 иллюстрирует гипотетический случай полной положительной  

корреляции. На рисунке представлена диаграмма рассеяния, или двумер-  

ное распределение. Каждая палочка на этой диаграмме отмечает резуль-  

 

99  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

тат испытуемого как по переменной 1 (горизонтальная ось), так и по  

переменной 2 (вертикальная ось). Нетрудно заметить, что все 100 случаев  

распределились вдоль диагонали, идущей из левого нижнего угла  

в правый верхний угол диаграммы. Такое распределение означает по-  

лную положительную корреляцию ( + 1,0), поскольку из него видно, что  

относительное положение каждого испытуемого по обеим переменным  

одинаково. Чем ближе двумерное распределение к этой диагонали, тем  

выше положительная корреляция.  

На рис. 9 изображена полная отрицательная корреляция ( -1,0).  

В этом случае результаты по одной переменной полностью обратны ре-  

зультатам другой: лучший индивидуальный результат по переменной  

1 оказывается худшим по переменной 2, и наоборот, причем подобная  

обратимость воспроизводится по всему распределению. Из диаграммы  

видно, что все испытуемые распределяются по диагонали, идущей из ле-  

вого верхнего в правый нижний угол, т. е. перпендикулярно направлению,  

соответствующему полной положительной корреляции.  

Нулевая корреляция указывает на полное отсутствие связи. Если ме-  

сто каждого испытуемого по переменной 1 определить методом выта-  

 

Рис. 8. Двумерное распределение для гипотетической корреляции (4-1.0)  

 

90-99  

 

80-89  

 

70-79  

 

(N  

 

1 60-69  

г  

 

150-59  

S  

у  

 

d 40-49  

 

30-39  

 

ill  

Mi-ill  

Wtwr ч  

mm 4M-1  

т-мг M-w 4М-  

тм ш-iii  

wtm  

Wt 1  

//  

ст>  

 

I  

о  

 

<Т>  

It-  

 

о  

ю  

 

сп ст>  

in <о  

 

о о  

1Л и)  

 

о  

00  

 

100  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

скивания бумажек с именами из шляпы, а затем ту же процедуру повто-  

рить (для переменной 2), то в итоге мы и получим примерно нулевую  

корреляцию. В этих условиях, зная результат индивида по переменной 1,  

невозможно предсказать его относительное положение по переменной 2.  

Испытуемый, имеющий высший показатель по переменной 1, может по-  

лучить высокий, средний или низкий показатель по переменной 2. Одни  

индивиды могут случайно оказаться выше или ниже среднего показателя  

по обеим переменным, другие будут выше среднего по одной перемен-  

ной и ниже среднего по другой, иными словами, не будет никакой зако-  

номерности в соответствии показателей у разных испытуемых.  

Реальные значения коэффициента корреляции, получаемого практи-  

чески, обычно больше 0, но меньше 1. Корреляция между показателями  

способностей почти всегда положительна, хотя часто и невысока. Отри-  

цательные значения коэффициента корреляции обычно объясняются спе-  

цификой самих показателей. Если взять, скажем, время, затраченное ис-  

пытуемым, и количество выполненных им заданий, то значение  

коэффициента, по всей вероятности, будет отрицательным. Так, если ре-  

зультат испытуемого по тесту арифметических вычислений регистрирует-  

 

Рис. 9. Двумерное распределение для гипотетической корреляции (-1,0)  

 

70-79  

 

60-69  

 

50-59  

 

? 0-49  

 

30-39  

 

//  

fM 1  

Wtm  

mm Mill  

-wwt mm w  

-Mtwt wt i  

mwt ii  

м-ill  

ill  

ст) (70) 0 0(7)0(7) -смгпгюиэоос" ill i Ull 000000000  

i  

 

0 0  

in иэ  

 

О  

t  

 

О  

со  

 

О  

01  

 

101  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

ся в виде числа секунд, ушедших на решение всех примеров, тогда как  

показателем теста на арифметическое мышление служит число правиль-  

но решенных задач, то следует ожидать появления отрицательной корре-  

ляции. В этом случае наименее успевающий (работающий медленнее  

всех) индивид получит численно самый высокий результат по первому




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1272
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 35 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 21 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 34 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 33 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 32 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 31 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 30 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 29 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 28 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 27 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 26 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 25 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 24 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 23 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 22 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 57 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 36 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 37 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 38 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 39 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 40 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 41 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 42 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 43 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 44 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 45 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 46 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 47 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 48 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь