|
Анастази А. » Психологическое тестирование
58 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
новные правила> (Russell Sage Foundation, 1970, p. 27) рекомендуют в случаях <достижения учащимся старшего школьного возраста и если он перестает посещать .среднюю школу или вступает в брак (независимо от возраста)> предоставлять право отказывать родителям в доступе к своим тестовым данным. Однако такой рекомендации нужно следовать с осторожностью, согласуя действия школы с законами штата, чтобы ее выполнение не привело к юридическим трудностям. Если не касаться возможных исключений, то вопрос не в том, сооб- щать ли родителям несовершеннолетних результаты тестирования, а в том, как это делать. Обычно родители имеют юридическое право на получение информации о своем ребенке, и чаще всего они хотят полу- чить такую информацию. Более того, в некоторых случаях школьная не- успеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителя- ми. При этих условиях обращение психолога к родителям крайне важно для получения анамнестических данных и установления с ними непосред- ственного контакта. При обсуждении конфиденциальности тестовых данных чаще рас- сматривается вопрос об их доступности третьему лицу, а не тестируемо- му индивиду (или родителям несовершеннолетнего) и экспериментатору (Ethical..., 1981, принцип 6; Russell Sage Foundation, 1970). Основной прин- цип состоит в том, что такие данные не должны передаваться без ведома и согласия испытуемого. Если тестирование проводится в учреждении, например в школе, су- де или при оформлении на работу, индивид должен быть проинформи- рован о целях тестирования, о том, как будут использоваться его резуль- таты, и об их доступности заинтересованным официальным лицам. В этом случае дополнительного разрешения не требуется до тех пор, по- ка результаты используются внутри учреждения. Иное дело, когда те- стовые результаты запрашиваются посторонними людьми, например когда возможный наниматель или колледж запрашивают результаты тестирования, проведенного в школе. Здесь необходимо получить согла- сие индивида на передачу данных. Это же относится и к тестам, приме- няемым в условиях клиники, при консультировании или с исследователь- скими целями. В уже упоминавшихся <Основных правилах (Russell Sage Foundation, 1970, p. 42) приводится образец формы, заполняемой при передаче результатов текстирования и предназначенной для использова- ния в школе. Еще одна проблема связана с хранением данных тестирования в уч- реждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые в тече- ние продолжительного времени, могут оказаться полезными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и кон- сультирования самого индивида. Но, как и в большинстве случаев, их ценность определяется правильным использованием и верной интерпре- тацией тестовых результатов. С другой стороны, наличие старых данных открывает путь к такому неверному их использованию, как ошибочные выводы из устаревших результатов и неправомочный доступ к ним с иной, отличной от первоначальной, целью. Было бы явной нелепостью, например, ссылаться на показатели IQ или теста, измеряющего успеш- ность чтения, полученные ребенком в третьем классе, как имеющие зна-
59
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
зате.пям по столь давнему и единичному тесту. Если же данные, полу- ченные в тестировании много лет нацд, сохраняются, то всегда суще- ствует опасность их использования с целями, которых ни индивид, ни его родители никогда не предполагали и не одобрили бы. Во избежание подобного непр:.!ьного обращения с тестовыми данными, предназначенными для длительного использования либо в ин- тересах индивида, либо с научными целями, необходимо, чтобы доступ к ним подлежал особо строгому к:"..о:;о. 13 <Основных г.оаплах> (Russell Sage Foundation, 1970, р. 202_, данные о школьниках в зависи- мости от срока хранения распределяк-ся по трем категориям. Опреде- ляющим фактором ь л-ой классификации явли.-!: - ,Г1"нень o6uCimii,i!0- сти и проверяемости данных; кроме того, учн...-.1.1С1Ся их oi ношение к целям обучения. Было бы разумн!.1л1 .лl учрс,;....,.:;: любого типа вы- работать точные критерии для упи i . , . ...г.я, с. ксния и доступнстн сведений об индивиде. Проблема сохранения, неразглач;.: .лл ". достунности тестовых ре- зультатов (и всех иных данных о J.>..-iJciti; усложняется в связи с по- явлением системы банков данных для вычислительных устройств. В предисловии к <Основным правилам> (Russel Sage Foundation, 1970, p. 5-6) О.М. Рюбхаузен писал:
<Современная наука открывает новые аспекты проблемы неразглашения тайны лич- ности. Было премя, когда такие свойства человека, как погрешности его памяти и способ- нос! ь к состраданию, наряду с такими факторами, как быстротекущее время, теплота че- ловеческих воспоминаний, ограждали личность от нежелательного вмешательства. Теперь все эти факторы оказались не у дел. Современная наука предоставила нам возможность точно регистрировать, постоянно хранить, быстро находить и тут же передавать инфор- мацию на любые расстояния>.
Небывалые успехи в хранении, обработке и поиске данных, ставшие возможными благодаря появлению счетно-вычнелительных устройств, iviolyi сослужить бесценную службу как при исследошняи, laiv : при не- посредственном разрешении социальных пробьем. К возможным посяга- тельствам на тайну личности и нарушение конфиденциальности необхо- димо относиться твепдо, конструктиЕно и вдумчиво. Вместо того чтобы пу1а1ься цситра.л1:;>...-..1 и эффективлиети сложных вычислительных сис- тем, следует лучше использовать их свойства при поиске более дей- ственных процедур, обеспечивающих неразглашение индивидуальных
Примером того, чего можно достичв при соответствующем обору- довании, может служить система <Звено>, разработанная Американским советом по иоразовамию (A.W. Astia, F. Boruch, }970). По программе лонгитюдных исследований влияния разных типов среды в колледжах ежегодно обспедовались несколько сот тысяч первокурсников. Чтобы собрать катамнестические данные об одних и тех же л-к-дях ii для пре- дупреждения опознания их ответов кем-нибудь в будущем, была изобре- тена трехфаЯловая ;;!:,тс1...компьк.терпой записи. Псовая запись, содер- жащая ответы каждого студента, помеченные произвольным идентифи- кационным номером, легко доступна для исследовательских целей. Вторая запись, содержащая (фамилию и адреса студентов под теми же идентификационными номерами, сначала помещалась в отдельном хра- нилище и использовалась только для печатания открыток, адресов при --.-".-._.". ."."".,".. " йгтor.,a.>
60 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧБСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Такая двухфайловая система является традиционной системой обес-
печения неразглашения информации. Она, однако, не гарантирует пол-
ной сохранности сведений, так как часть обслуживающего персонала
имеет доступ к обеим записям. Более того, файлы с записями по закону
могут быть затребованы судом. Поэтому был подготовлен третий файл,
известный теперь как файл <Звено>. Такой файл содержит запись перво-
начальных идентификационных номеров и новый ряд случайных чисел,
которые подставлялись вместо первоначальных идентификационных но-
меров в файл с записью фамилий и адресов. Файл <Звено> был депони-
рован в компьютерной системе другой страны с условием, что он никог-
да и никому не будет предоставлен, даже Американскому совету по
образованию.
Записи катамнестических данных посылались на перезапись в дру-
гую страну, где осуществлялась замена одних кодовых номеров другими.
Поскольку файлы декодирования и файлы с исследовательскими данны-
ми находятся под контролем разных организаций, никто не сможет
идентифицировать ответы индивидов на файле данных. Столь тщательно
разработанные меры предосторожности по обеспечению конфиденциаль-
ности, очевидно, осуществимы только при наличии банка многомерно
обработанных данных. Эта процедура могла быть более простой, если
бы запись связующих данных при хранении внутри страны была бы
ограждена от использования в судебных целях.
СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста
в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информа-
ция в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-
профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показа-
тели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой
консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов,
тип выводов, которые действительно следуют из полученных результа-
тов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать
родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее,
провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых
тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней
выполнения, а не только в виде числовых показателей. Это особенно
справедливо для тестов интеллекта, которые по сравнению с тестами до-
стижений чаще интерпретируются неверно.
Сообщая результаты учителям, школьному руководству, работода-
телям и другим лицам, следует принимать те же меры. Сведения об об-
щем уровне выполнения и качественные описания, приводимые на до-
ступном языке, предпочтительней специфических числовых данных, за
исключением тех случаев, когда результаты сообщаются психологу-про-
фессионалу. Даже хорошо подготовленный неспециалист может спутать
процентили с процентными показателями или с IQ, нормы со стандарта-
ми и оценки по интересам с показателями способностей. Серьезные
ошибки в интерпретации делаются при выводах из тестовых результатов
даже в случае, если их техническая сторона правильно понята. Ярким
примером этому служит распространенное убеждение, что IQ выявляет
61
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
формации о любых тестах желательно учитывать особенности того чело-
века, которому она передается. Эмоциональная причастность родителей
или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному по-
ниманию фактической информации.
Последней, но никак не самой незначительной является проблема
сообщения тестовых результатов самому индивиду, ребенку или взросло-
му. В этом случае применяются те же меры предосторожности против
неправильной интерпретации, что и при сообщении данных третьему ли-
цу. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на
информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные
достоинства и недостатки. Когда индивиду сообщают его тестовые ре-
зультаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные лю-
ди, при этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого,
кого такая информация эмоционально обеспокоит. Например, студент
колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо вы-
полнил тест способности к обучению. Одаренный школьник может при-
учиться к лености и безынициативности или может стать упрямым
и плохим товарищем, если обнаружит, что он гораздо способнее своих
сверстников. Серьезные нарушения в развитии личности могут быть усу-
гублены, если больному сообщить результаты его личностного теста.
Столь нежелательные воздействия не зависят, конечно, от правильности
или неправильности самого показателя. Даже если тест тщательно про-
веден и верно интерпретирован, знание тестовых результатов без воз-
можности обсудить его более подробно может повредить индивиду.
Консультирующие психологи особенно заинтересованы в поиске эф-
фективных способов передачи тестовых данных своим клиентам (L. Gold-
man, 1971, гл. 14-16). Хотя детальное рассмотрение этого процесса не
входит в круг обсуждаемых здесь вопросов, два ведущих подхода заслу-
живают особого упоминания. При первом сообщение результатов тести-
рования рассматривается как неотъемлемая часть сложного процесса
консультирования и соответственно включается в общие отношения кон-
сультанта и клиента. При втором результаты геста предлагается, на-
сколько это возможно, сообщить в виде OIDCIOB на специфические во-
просы консультирующегося. Важным моментом консультирования
является восприятие клиентом предоставляемой ему информации, если
он по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, она,
по-видимому, была получена впустую.
ТЕСТИРОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА МЕНЬШИНСТВ
Положение. После 50-х гг. возрос интерес общественности к правам
меньшинств, что нашло отражение в принятии закона о гражданских
правах федеральными и общегосударственными законодательствами.
В связи с поиском способов улучшения образовательных и профессио-
нальных возможностей меньшинств специалисты по психологическому
тестированию уделяют этому вопросу особое внимание. В психологиче-
ской литературе 60-х-начала 70-х гг. обсуждение этой темы приняло
Хотя женщин, согласно статистике, никак нельзя отнести к национальным мень-
шинствам, но в правовом отношении, по роду своих занятий и т. п. они разделяют с мень-
тттинствями многие из их пооблем. Вот почему, когда в этой книге речь идет о меньшин-
62 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
массовый характер. Среди работ позитивного плана можно упомянуть
доклады, подготовленные профессиональными ассоциациями (American
Psychological Association.., 1969; Т.А.С1еагу, L.G. Humphreys, S.A.Ke-
ndrick, A.Wesman, 1975; M.Deutsch, J.A.Fishman, L.Kogan, R. North,
M.Whiteman, 1964; The Responsible use of test.., 1972; R.L.FIaugher,
1974).
Много внимания в исследованиях уделяется снижению тестовых ре-
зультатов из-за возможного влияния культурных условий, отражающих-
ся на развитии способностей, интересов, мотивации, установках и других
психологических особенностях представителей меньшинств. На неко-
торых из предложенных решений этой проблемы сказывается неверное
понимание природы и функций психологических тестов. Различия прош-
лого опыта групп или отдельных индивидов неизбежно проявляются при
выполнении тестов. Каждый психологический тест измеряет выборку по-
ведения. Поскольку культура влияет на поведение людей, ее влияние бу-
дет и должно обнаруживаться тестами. Если Mbi исключим из теста все
культурные различия, мы тем самым можем уменьшить его валидность
в той области поведения, для оценки которой он предназначен. В этом
случае тест не сможет обеспечить нас информацией, необходимой для
исправления тех условий, которые ухудшили его выполнение.
Поскольку тестирование меньшинств есть частный случай более об-
щей проблемы тестирования межкультурных различий, основные теоре-
тические положения и методы тестирования меньшинств более полно об-
суждаются в гл. 12. Подробный анализ понятия систематическая ошибка
приводится в гл. 7 в связи с валидностью теста. В этой главе
преимущественно рассматриваются основные исследования по тестиро-
ванию меньшинств и их социальные последствия.
Факторы тестирования. При тестировании лиц с различной
культурой важно разделять межкультурные факторы, влияющие как на
сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых
ограничивается лишь тестом. Последние снижают валидность теста.
В качестве примера таких факторов можно назвать опыт участия в те-
стах, стремление хорошо выполнить тест, отношения с экспериментато-
ром и другие влияющие на выполнение конкретного теста перемены, не
связанные с используемым критерием. Если тестируются лица с несхо-
жими культурами, то необходимо сделать все, чтобы уменьшить дей-
ствие относящихся к тесту факторов. Желательно создать сходные отно-
шение к тесту и степень знакомства с ним (см. об этом в гл. 2). Для
испытуемых с низкими тестовыми результатами, имевшими незначи-
тельный опыт в тестировании или не имевшими его вовсе, рекомендует-
ся повторное тестирование с помощью параллельной формы.
Содержание теста также может повлиять на тестовые показатели
способами, которые не связаны с критерием выполнения. Например, Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|