Анастази А. » Психологическое тестирование



12 страница


 

58 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

новные правила> (Russell Sage Foundation, 1970, p. 27) рекомендуют  

в случаях <достижения учащимся старшего школьного возраста и если  

он перестает посещать .среднюю школу или вступает в брак (независимо  

от возраста)> предоставлять право отказывать родителям в доступе  

к своим тестовым данным. Однако такой рекомендации нужно следовать  

с осторожностью, согласуя действия школы с законами штата, чтобы ее  

выполнение не привело к юридическим трудностям.  

Если не касаться возможных исключений, то вопрос не в том, сооб-  

щать ли родителям несовершеннолетних результаты тестирования, а  

в том, как это делать. Обычно родители имеют юридическое право на  

получение информации о своем ребенке, и чаще всего они хотят полу-  

чить такую информацию. Более того, в некоторых случаях школьная не-  

успеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут  

отчасти возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителя-  

ми. При этих условиях обращение психолога к родителям крайне важно  

для получения анамнестических данных и установления с ними непосред-  

ственного контакта.  

При обсуждении конфиденциальности тестовых данных чаще рас-  

сматривается вопрос об их доступности третьему лицу, а не тестируемо-  

му индивиду (или родителям несовершеннолетнего) и экспериментатору  

(Ethical..., 1981, принцип 6; Russell Sage Foundation, 1970). Основной прин-  

цип состоит в том, что такие данные не должны передаваться без ведома  

и согласия испытуемого.  

Если тестирование проводится в учреждении, например в школе, су-  

де или при оформлении на работу, индивид должен быть проинформи-  

рован о целях тестирования, о том, как будут использоваться его резуль-  

таты, и об их доступности заинтересованным официальным лицам.  

В этом случае дополнительного разрешения не требуется до тех пор, по-  

ка результаты используются внутри учреждения. Иное дело, когда те-  

стовые результаты запрашиваются посторонними людьми, например  

когда возможный наниматель или колледж запрашивают результаты  

тестирования, проведенного в школе. Здесь необходимо получить согла-  

сие индивида на передачу данных. Это же относится и к тестам, приме-  

няемым в условиях клиники, при консультировании или с исследователь-  

скими целями. В уже упоминавшихся <Основных правилах (Russell Sage  

Foundation, 1970, p. 42) приводится образец формы, заполняемой при  

передаче результатов текстирования и предназначенной для использова-  

ния в школе.  

Еще одна проблема связана с хранением данных тестирования в уч-  

реждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые в тече-  

ние продолжительного времени, могут оказаться полезными не только  

для исследовательских целей, но и для правильного понимания и кон-  

сультирования самого индивида. Но, как и в большинстве случаев, их  

ценность определяется правильным использованием и верной интерпре-  

тацией тестовых результатов. С другой стороны, наличие старых данных  

открывает путь к такому неверному их использованию, как ошибочные  

выводы из устаревших результатов и неправомочный доступ к ним  

с иной, отличной от первоначальной, целью. Было бы явной нелепостью,  

например, ссылаться на показатели IQ или теста, измеряющего успеш-  

ность чтения, полученные ребенком в третьем классе, как имеющие зна-  

 

59  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

зате.пям по столь давнему и единичному тесту. Если же данные, полу-  

ченные в тестировании много лет нацд, сохраняются, то всегда суще-  

ствует опасность их использования с целями, которых ни индивид, ни  

его родители никогда не предполагали и не одобрили бы.  

Во избежание подобного непр:.!ьного обращения с тестовыми  

данными, предназначенными для длительного использования либо в ин-  

тересах индивида, либо с научными целями, необходимо, чтобы доступ  

к ним подлежал особо строгому к:"..о:;о. 13 <Основных г.оаплах>  

(Russell Sage Foundation, 1970, р. 202_, данные о школьниках в зависи-  

мости от срока хранения распределяк-ся по трем категориям. Опреде-  

ляющим фактором ь л-ой классификации явли.-!: - ,Г1"нень o6uCimii,i!0-  

сти и проверяемости данных; кроме того, учн...-.1.1С1Ся их oi ношение  

к целям обучения. Было бы разумн!.1л1 .лl учрс,;....,.:;: любого типа вы-  

работать точные критерии для упи i . , . ...г.я, с. ксния и доступнстн  

сведений об индивиде.  

Проблема сохранения, неразглач;.: .лл ". достунности тестовых ре-  

зультатов (и всех иных данных о J.>..-iJciti; усложняется в связи с по-  

явлением системы банков данных для вычислительных устройств.  

В предисловии к <Основным правилам> (Russel Sage Foundation, 1970,  

p. 5-6) О.М. Рюбхаузен писал:  

 

<Современная наука открывает новые аспекты проблемы неразглашения тайны лич-  

ности. Было премя, когда такие свойства человека, как погрешности его памяти и способ-  

нос! ь к состраданию, наряду с такими факторами, как быстротекущее время, теплота че-  

ловеческих воспоминаний, ограждали личность от нежелательного вмешательства. Теперь  

все эти факторы оказались не у дел. Современная наука предоставила нам возможность  

точно регистрировать, постоянно хранить, быстро находить и тут же передавать инфор-  

мацию на любые расстояния>.  

 

Небывалые успехи в хранении, обработке и поиске данных, ставшие  

возможными благодаря появлению счетно-вычнелительных устройств,  

iviolyi сослужить бесценную службу как при исследошняи, laiv : при не-  

посредственном разрешении социальных пробьем. К возможным посяга-  

тельствам на тайну личности и нарушение конфиденциальности необхо-  

димо относиться твепдо, конструктиЕно и вдумчиво. Вместо того чтобы  

пу1а1ься цситра.л1:;>...-..1 и эффективлиети сложных вычислительных сис-  

тем, следует лучше использовать их свойства при поиске более дей-  

ственных процедур, обеспечивающих неразглашение индивидуальных  

 

Примером того, чего можно достичв при соответствующем обору-  

довании, может служить система <Звено>, разработанная Американским  

советом по иоразовамию (A.W. Astia, F. Boruch, }970). По программе  

лонгитюдных исследований влияния разных типов среды в колледжах  

ежегодно обспедовались несколько сот тысяч первокурсников. Чтобы  

собрать катамнестические данные об одних и тех же л-к-дях ii для пре-  

дупреждения опознания их ответов кем-нибудь в будущем, была изобре-  

тена трехфаЯловая ;;!:,тс1...компьк.терпой записи. Псовая запись, содер-  

жащая ответы каждого студента, помеченные произвольным идентифи-  

кационным номером, легко доступна для исследовательских целей.  

Вторая запись, содержащая (фамилию и адреса студентов под теми же  

идентификационными номерами, сначала помещалась в отдельном хра-  

нилище и использовалась только для печатания открыток, адресов при  

--.-".-._.". ."."".,".. " йгтor.,a.>

 

60 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧБСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Такая двухфайловая система является традиционной системой обес-  

печения неразглашения информации. Она, однако, не гарантирует пол-  

ной сохранности сведений, так как часть обслуживающего персонала  

имеет доступ к обеим записям. Более того, файлы с записями по закону  

могут быть затребованы судом. Поэтому был подготовлен третий файл,  

известный теперь как файл <Звено>. Такой файл содержит запись перво-  

начальных идентификационных номеров и новый ряд случайных чисел,  

которые подставлялись вместо первоначальных идентификационных но-  

меров в файл с записью фамилий и адресов. Файл <Звено> был депони-  

рован в компьютерной системе другой страны с условием, что он никог-  

да и никому не будет предоставлен, даже Американскому совету по  

образованию.  

Записи катамнестических данных посылались на перезапись в дру-  

гую страну, где осуществлялась замена одних кодовых номеров другими.  

Поскольку файлы декодирования и файлы с исследовательскими данны-  

ми находятся под контролем разных организаций, никто не сможет  

идентифицировать ответы индивидов на файле данных. Столь тщательно  

разработанные меры предосторожности по обеспечению конфиденциаль-  

ности, очевидно, осуществимы только при наличии банка многомерно  

обработанных данных. Эта процедура могла быть более простой, если  

бы запись связующих данных при хранении внутри страны была бы  

ограждена от использования в судебных целях.  

 

СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

Психологи много размышляли над тем, как сообщать результаты теста  

в доступной и пригодной для использования форме. Ясно, что информа-  

ция в том виде, в каком она получена, нуждается в пояснении психолога-  

профессионала. Например, когда родителям сообщают тестовые показа-  

тели их детей, рекомендуется устроить встречу с ними, на которой  

консультант или школьный психолог объяснит цель и характер тестов,  

тип выводов, которые действительно следуют из полученных результа-  

тов, и границы их использования. Затем записи данных можно раздать  

родителям и с теми из них, кто пожелает обсудить эти записи подробнее,  

провести соответствующую беседу. Независимо от вида сообщаемых  

тестовых данных, важно представить их в терминах описания уровней  

выполнения, а не только в виде числовых показателей. Это особенно  

справедливо для тестов интеллекта, которые по сравнению с тестами до-  

стижений чаще интерпретируются неверно.  

Сообщая результаты учителям, школьному руководству, работода-  

телям и другим лицам, следует принимать те же меры. Сведения об об-  

щем уровне выполнения и качественные описания, приводимые на до-  

ступном языке, предпочтительней специфических числовых данных, за  

исключением тех случаев, когда результаты сообщаются психологу-про-  

фессионалу. Даже хорошо подготовленный неспециалист может спутать  

процентили с процентными показателями или с IQ, нормы со стандарта-  

ми и оценки по интересам с показателями способностей. Серьезные  

ошибки в интерпретации делаются при выводах из тестовых результатов  

даже в случае, если их техническая сторона правильно понята. Ярким  

примером этому служит распространенное убеждение, что IQ выявляет  

 

61  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

формации о любых тестах желательно учитывать особенности того чело-  

века, которому она передается. Эмоциональная причастность родителей  

или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному по-  

ниманию фактической информации.  

Последней, но никак не самой незначительной является проблема  

сообщения тестовых результатов самому индивиду, ребенку или взросло-  

му. В этом случае применяются те же меры предосторожности против  

неправильной интерпретации, что и при сообщении данных третьему ли-  

цу. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на  

информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные  

достоинства и недостатки. Когда индивиду сообщают его тестовые ре-  

зультаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные лю-  

ди, при этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого,  

кого такая информация эмоционально обеспокоит. Например, студент  

колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо вы-  

полнил тест способности к обучению. Одаренный школьник может при-  

учиться к лености и безынициативности или может стать упрямым  

и плохим товарищем, если обнаружит, что он гораздо способнее своих  

сверстников. Серьезные нарушения в развитии личности могут быть усу-  

гублены, если больному сообщить результаты его личностного теста.  

Столь нежелательные воздействия не зависят, конечно, от правильности  

или неправильности самого показателя. Даже если тест тщательно про-  

веден и верно интерпретирован, знание тестовых результатов без воз-  

можности обсудить его более подробно может повредить индивиду.  

Консультирующие психологи особенно заинтересованы в поиске эф-  

фективных способов передачи тестовых данных своим клиентам (L. Gold-  

man, 1971, гл. 14-16). Хотя детальное рассмотрение этого процесса не  

входит в круг обсуждаемых здесь вопросов, два ведущих подхода заслу-  

живают особого упоминания. При первом сообщение результатов тести-  

рования рассматривается как неотъемлемая часть сложного процесса  

консультирования и соответственно включается в общие отношения кон-  

сультанта и клиента. При втором результаты геста предлагается, на-  

сколько это возможно, сообщить в виде OIDCIOB на специфические во-  

просы консультирующегося. Важным моментом консультирования  

является восприятие клиентом предоставляемой ему информации, если  

он по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, она,  

по-видимому, была получена впустую.  

 

ТЕСТИРОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА МЕНЬШИНСТВ  

 

Положение. После 50-х гг. возрос интерес общественности к правам  

меньшинств, что нашло отражение в принятии закона о гражданских  

правах федеральными и общегосударственными законодательствами.  

В связи с поиском способов улучшения образовательных и профессио-  

нальных возможностей меньшинств специалисты по психологическому  

тестированию уделяют этому вопросу особое внимание. В психологиче-  

ской литературе 60-х-начала 70-х гг. обсуждение этой темы приняло  

 

Хотя женщин, согласно статистике, никак нельзя отнести к национальным мень-  

шинствам, но в правовом отношении, по роду своих занятий и т. п. они разделяют с мень-  

тттинствями многие из их пооблем. Вот почему, когда в этой книге речь идет о меньшин-  

 

62 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

массовый характер. Среди работ позитивного плана можно упомянуть  

доклады, подготовленные профессиональными ассоциациями (American  

Psychological Association.., 1969; Т.А.С1еагу, L.G. Humphreys, S.A.Ke-  

ndrick, A.Wesman, 1975; M.Deutsch, J.A.Fishman, L.Kogan, R. North,  

M.Whiteman, 1964; The Responsible use of test.., 1972; R.L.FIaugher,  

1974).  

Много внимания в исследованиях уделяется снижению тестовых ре-  

зультатов из-за возможного влияния культурных условий, отражающих-  

ся на развитии способностей, интересов, мотивации, установках и других  

психологических особенностях представителей меньшинств. На неко-  

торых из предложенных решений этой проблемы сказывается неверное  

понимание природы и функций психологических тестов. Различия прош-  

лого опыта групп или отдельных индивидов неизбежно проявляются при  

выполнении тестов. Каждый психологический тест измеряет выборку по-  

ведения. Поскольку культура влияет на поведение людей, ее влияние бу-  

дет и должно обнаруживаться тестами. Если Mbi исключим из теста все  

культурные различия, мы тем самым можем уменьшить его валидность  

в той области поведения, для оценки которой он предназначен. В этом  

случае тест не сможет обеспечить нас информацией, необходимой для  

исправления тех условий, которые ухудшили его выполнение.  

Поскольку тестирование меньшинств есть частный случай более об-  

щей проблемы тестирования межкультурных различий, основные теоре-  

тические положения и методы тестирования меньшинств более полно об-  

суждаются в гл. 12. Подробный анализ понятия систематическая ошибка  

приводится в гл. 7 в связи с валидностью теста. В этой главе  

преимущественно рассматриваются основные исследования по тестиро-  

ванию меньшинств и их социальные последствия.  

Факторы тестирования. При тестировании лиц с различной  

культурой важно разделять межкультурные факторы, влияющие как на  

сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых  

ограничивается лишь тестом. Последние снижают валидность теста.  

В качестве примера таких факторов можно назвать опыт участия в те-  

стах, стремление хорошо выполнить тест, отношения с экспериментато-  

ром и другие влияющие на выполнение конкретного теста перемены, не  

связанные с используемым критерием. Если тестируются лица с несхо-  

жими культурами, то необходимо сделать все, чтобы уменьшить дей-  

ствие относящихся к тесту факторов. Желательно создать сходные отно-  

шение к тесту и степень знакомства с ним (см. об этом в гл. 2). Для  

испытуемых с низкими тестовыми результатами, имевшими незначи-  

тельный опыт в тестировании или не имевшими его вовсе, рекомендует-  

ся повторное тестирование с помощью параллельной формы.  

Содержание теста также может повлиять на тестовые показатели  

способами, которые не связаны с критерием выполнения. Например,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1598
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 35 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 20 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 21 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 22 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 23 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 24 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 25 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 26 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 27 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 28 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 29 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 30 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 31 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 32 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 33 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 34 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 50 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 36 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 37 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 38 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 39 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 40 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 41 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 42 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 43 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 44 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 45 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 46 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 47 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 48 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь