Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии



12 страница


• Я медленно читаю.  

• Я такой же упрямый, как и мой отец.  

• Я никогда ничего не успеваю сделать вовремя.  

 

Отбор стимулирующих убеждений  

 

На следующем этапе надо решить, насколько вас удовлетворяют собственные убеждения. При этом необходимо помнить, что большинство этих убеждений действует на бессознательном уровне и имеет многолетнюю историю развития. Вы должны ответить себе на главный вопрос – насколько ваши убеждения соответствуют конкретным поставленным вами целям и способствуют их достижению.  

Здесь мы имеем дело с так называемыми (в терминах НЛП) стимулирующими и ослабляющими волю убеждениями. Характер убеждения определяется конкретной ситуацией, в которой оно проявляется. Например, такое негативное убеждение, как «Я не могу провести прямую линию», может не оказывать на вашу работу никакого серьезного влияния до тех пор, пока от вас не потребуется умения рисовать или чертить.  

 

Упражнение  

Как преобразовать ослабляющие волю убеждения в стимулирующие  

 

Итак, каким же образом можно изменить те убеждения, которые мы определили как ослабляющие волю и затрудняющие продвижение к поставленной цели?  

1. Прежде всего, определите, какое из ваших убеждении больше всего ослабляет вашу волю к победе, и подумайте, что вы хотели бы в нем изменить.  

2. Затем решите, чем можно заменить это убеждение (желательно, чтобы новое убеждение было выражено в позитивной форме). Удостоверьтесь, что это именно ваше убеждение (а не чье-либо) и что вы в силах его изменить, если захотите. Обратите внимание на то, чтобы ваше новое позитивное убеждение было выражено в динамической, а не в статической форме. Например, лучше считать, что вы совершенствуете свое умение произносить речи на публике, чем утверждать, что вы прекрасный оратор. Проверьте экологию этого утверждения.  

3. Приготовьте 6 листов бумаги стандартного формата А4, напишите на них фразы, фиксирующие каждую из шести стадий изменения убеждения: нынешние убеждения, готов к критике, музей прежних убеждений, желаемые убеждения, готов к принятию новых убеждений, святое.  

4. Разложите карточки (формата А4) на полу против часовой стрелки.  

5. Переходите от одной таблички к другой, пытаясь всякий раз как можно более реалистично представить себе переживания, соответствующие каждой ситуации. Например, вспомните, что вы чувствовали, когда сомневались в каком-нибудь человеке («готов к новым убеждениям»). Или вспомните какое-либо свое прежнее убеждение, которое в настоящее время не оказывает практически никакого влияния на вашу жизнь («музей прежних убеждений»). Вспомните ситуации, в которых проявлялись какие-то особо значимые для вас «святые» убеждения. Такие представления являются своего рода «якорем» для каждой из перечисленных стадий убеждений.  

6. Находясь в положении «нынешние убеждения», вновь вспомните убеждение, ослабляющее вашу волю.  

7. Теперь переместитесь в положение «готов к критике» и подумайте, какие критические замечания вы можете сделать по поводу этого ограничивающего вас убеждения.  

8. Теперь вспомните свои прежние убеждения и вновь представьте себе ослабляющее вашу волю убеждение, но теперь все они – в прошлом.  

9. Оставьте эти убеждения там, где они и должны быть – в «музее прежних убеждении», и перейдите к «желательным убеждениям». Представьте, что вы уже обладаете этими убеждениями.  

10. Затем переместитесь в позицию «готов к изменению убеждений» и представьте себя готовым к подобному изменению.  

11. Вместе со своими новыми убеждениями перейдите к «святому» и при этом отметьте, насколько значимы и приемлемы для вас эти новые убеждения.  

12. И наконец, помня о тех ощущениях, которые вы пережили в положении «святое», вновь переместитесь в положение «нынешние убеждения», также отмечая при этом все возникающие ощущения и изменения настроения.  

Если вам будет удобнее, измените термины или какие-либо другие детали, следите только, чтобы ни один из основных этапов преобразования убеждений не был пропущен. Важно также помнить о том, что самочувствие неразрывно связано с поведением (и поэтому может измениться вследствие изменения положения тела или физиологических характеристик). Описанное упражнение можно использовать для преобразования практически любого убеждения. Чем более сильными будут ваши переживания на каждом этапе, тем лучших результатов вы достигнете.  

 

Глава 12  

Моделирование стратегий успеха  

 

Целенаправленное поведение невозможно при отсутствии тщательно продуманной стратегии. Выработка определенных стратегий мышления является неотъемлемой составной частью процесса моделирования. Взгляните на ребенка, отец которого – футбольный фанат. Естественно, такой ребенок будет пытаться подражать отцу, неосознанно моделировать его поведение. То же самое будет происходить, если ребенка окружают художники, портные, любители чтения, плавания, велосипедных прогулок и т. п. Значительное влияние на формирование мировоззрения и, соответственно, определенного типа поведения оказывает телевидение. При этом моделируется не только позитивное поведение, но и негативное, асоциальное. НЛП позволяет придать моделированию более позитивный и сознательный характер.  

Прежде всего, каждому из нас необходимо научиться представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигом и означает такой способ восприятия, при котором вы как будто видите мир глазами другого человека и слышите его ушами. Например, вы можете стать более внимательным слушателем, а не пытаться все время говорить сами, как вы привыкли. Можете начать иначе реагировать на обстоятельства или совершать нехарактерные для вас поступки, – иными словами, вы можете начать делать все то, чего вы ждете от других. Мы часто поступаем так, когда по-настоящему кому-то сочувствуем: «Я знаю, что ты сейчас чувствуешь». Это и есть первый шаг на пути обучения: наблюдайте за кем-либо, представьте себя делающим то же самое, а затем попытайтесь сделать это в действительности.  

Часто бывает так, что люди, поведение которых вы моделируете, и сами не осознают, как у них все так хорошо получается. Поэтому необходимо выявить те стратегии, которыми пользуются эти люди. Помните о том, что настоящее совершенство невозможно без бессознательной компетентности и не удивляйтесь, что даже самые выдающиеся люди, как правило, не могут рассказать о своих действиях больше, чем простой человек с улицы.  

Как только вы научитесь делать то же самое, что и ваша модель, пусть с некоторой скидкой на ваш пока еще небольшой опыт, вам необходимо будет подумать, как можно изменить позаимствованную вами стратегию, чтобы она в наибольшей степени подходила именно вам. Внося те или иные изменения и анализируя полученные результаты, вы сможете отказаться от тех стратегий, которые вам не подходят.  

Ранее мы обсуждали один из основных принципов НЛП: «карта реальности» – еще не есть сама реальность. Различные способы восприятия мира находят свое отражение в стратегиях мышления и поведения, от которых зависит успех нашей деятельности. При описании стратегий удобно воспользоваться аналогией с поварским искусством. Прежде всего, необходимы определенные ингредиенты – реальные или воображаемые, – соответствующие используемым нами системам восприятия (зрительные, слуховые и тактильные образы), которые и составляют то, что называется человеческим опытом. Затем следует определить оптимальные количества каждого из этих ингредиентов – субмодальности. Это напоминает настройку телевизора: добавить яркости или контрастности, убавить звук и т. д. Кроме того (об этом знает повар), важно, в каком порядке все эти ингредиенты добавляются в блюдо в процессе его приготовления. Соответственно, большое значение имеет последовательность шагов, которые мы предпринимаем для достижения поставленной цели. Например, как мы уже отмечали, некоторым людям необходимо многое узнать, для того чтобы они смогли делать что-либо или обладать чем-то. Подобная последовательность шагов, или синтаксис стратегии, должна быть тщательно продумана заранее, еще до начала какой бы то ни было деятельности. Эти три фактора – что делать, до какой степени и в каком порядке – и составляют основу любой стратегии и эффективного моделирования.  

 

Процесс моделирования  

 

Сам по себе процесс моделирования чрезвычайно прост. Четко определите, чего вам не хватает, чтобы подняться в чем-либо на более высокий уровень, и подберите себе подходящую модель – человека, который преуспел в интересующей вас области деятельности. Затем представьте, что этот человек мог думать в самом начале своего пути к успеху, так же, как вы вызываете у себя воспоминания об определенных событиях и те чувства, которые когда-то были связаны с этими событиями. С чего этот человек начинал? Что он делал затем? Постарайтесь представить повлиявшие на действия этого человека образы, звуки и ощущения и их характеристики (субмодальности).  

Например, человек быстро считает в уме. Что конкретно при этом происходит? Видит ли он при этом какие-то числа?  

Если да, то каких они размеров, какого цвета, откуда появляются? Похожи ли эти числа на неоновые огни или же они как будто написаны мелом на доске? И так далее. В одном подобном случае человек довольно точно описал мне, какими он видит числа (какого они цвета и т. п.) Кроме того, он рассказал, что те числа, которыми ему удается легко оперировать, четкие и яркие, тогда как те, с которыми трудно управиться, расплывчатые и бледные. У этого человека был целый мир чисел, в котором он прекрасно ориентировался, что и являлось основой его замечательных навыков быстрого счета.  

А что можно сказать о звуках? В некоторых случаях люди ведут некий внутренний диалог. При этом большое значение имеет язык этого диалога и участвующие в нем голоса, которые, например, могут проговаривать им таблицу умножения. Кроме того, еще есть и ощущения. Иногда люди просто чувствуют, как правильно решить ту или иную проблему. В этом случае также необходимо четко определить модальность и субмодальности конкретного ощущения. Действительно ли это физическое ощущение или это внутренний образ? Каковы характеристики этого ощущения?  

Любое сложное действие (например, арифметическое вычисление или грамотное составление фразы) обычно представляет собой процесс, в котором участвуют все три системы репрезентации. Из этого следует, что последовательность шагов, или синтаксис, имеет очень большое значение. С чего начинается процесс представления – с неких произносимых внутренним голосом инструкций, которые сменяются затем картинками, что в конце концов приводит к ощущению правильности действий? Или же человек видит комментарии в виде «бегущей строки» под сменяющими одна другую картинками? Это яркий пример «отличий, которые сами порождают отличия». Процесс моделирования должен быть достаточно многосторонним. Кроме того, вы должны допускать возможность ошибок. Главное – не упустить ничего важного в моделируемых стратегиях. Если это условие будет выполнено, вы обязательно добьетесь успеха.  

 

Выявление стратегий  

 

Чтобы научиться выявлять стратегии, вы должны в достаточной мере развить в себе сенсорную чуткость. Вряд ли вы сразу же получите четкие и ясные ответы на свои вопросы. Скорее всего, эти ответы будут весьма расплывчатыми или напоминающими головоломки. Поэтому вам придется интерпретировать их при помощи невербальных подсказок (см. рис. 4 в главе 7). Научившись правильно и быстро понимать эти подсказки, вы сможете полагаться на них больше, чем на произносимые людьми слова. Кроме того, вы можете обратиться к мета-модели – этому мощному инструменту языкового анализа, позволяющему максимально глубоко проникнуть в смысл сказанного. Если человек не знает, что произойдет с ним дальше, но говорит при этом, что все остальное кажется ему совершенно ясным, обратите внимание на движения его глаз. Если этот человек поднимает глаза вверх, то, скорее всего, он представляет в это время некие зрительные образы. Тогда осторожный вопрос «Не видите ли вы, что может прояснить ситуацию?» поможет сдвинуть дело с мертвой точки. Движение глаз вверх и вправо происходит при формировании зрительных образов, что в данном случае, скорее всего, связано со зрительным представлением желаемого результата.  

 

Конкретные стратегии  

 

Анализ различных вариантов мотивационных стратегий позволяет нам довольно быстро понять, что не существует правильного и неправильного пути. Два человека могут использовать совершенно разные стратегии и при этом они могут достигнуть высокого уровня совершенства. Однако при обучении правописанию, быстрому счету в уме и в других подобных типичных случаях определенные схемы могут повторяться у многих людей, образуя некие стандартные стратегии, в которых индивидуальные особенности не имеют существенного значения. Таким образом, мы получаем возможность говорить о стратегии «грамотного человека» в целом.  

 

Правописание  

 

Анализ стратегий, используемых при изучении правил орфографии, является удачным примером для нашего исследования, отчасти потому, что грамотные люди, как правило, придерживаются сходных стратегий, отчасти же потому, что в этой области проводилось довольно много интересных исследований, в том числе анализ причин дизлексии. Поскольку все мы первоначально знакомимся с языком, проговаривая слова и звуки, казалось бы, наибольших успехов в правописании должны добиваться люди аудиального типа. Но в действительности это не так, поскольку приобретение навыков правописания базируется, в основном, на визуальных техниках. Хуже всего дело с правописанием обстоит как раз у тех, кто полагается на звучание слова. Грамотные люди говорят, что они видят зрительный образ слова, который кажется им знакомым, правильным. Это проверенная, хорошо зарекомендовавшая себя стратегия, так что если у вас есть проблемы в области правописания, вы можете решить их с ее помощью:  

1. Несколько секунд смотрите на то слово, написание которого вы хотите запомнить.  

2. Отведите взгляд, посмотрите вверх и влево, стараясь визуализировать это слово. Потом вновь посмотрите на него и отметьте свои ошибки. Повторяйте эти действия до тех пор, пока не сможете легко визуализировать правильно написанное слово. При этом перемещайте взгляд вверх и влево, немного отдаляя образ от себя. Вы можете представить интересующее вас слово написанным фломастером на листе бумаги или же мелом на доске – попробуйте сами выбрать то представление, которое лучше всего поможет вам запомнить это слово.  

3. Вновь отведите взгляд, представьте зрительный образ слова и запишите его. Если вы допустили ошибку, вернитесь к стадии 1 и повторите весь процесс еще раз.  

4. Попробуйте прочитать зрительно представленное вами слово «задом наперед» (что фонетически сделать практически невозможно).  

Вот еще несколько коротких советов.  

Разбейте длинные слова на несколько коротких так, чтобы можно было запоминать два-три коротких слова вместо одного длинного. Таким образом можно справиться даже с самыми сложными словами. При этом старайтесь увидеть все слово целиком. Вы можете не только представлять себе процесс написания слова, но и просматривать в воображении некий фильм. И как бы со стороны наблюдать за тем, как вы в нем пишите слово – фломастером на листе бумаги или мелом на доске. Попробуйте услышать скрип фломастера по бумаге или мела по доске. Этот прием позволяет сделать представления более реальными и способствует лучшему запоминанию. Используйте при создании зрительных образов свой любимый цвет. Выберите ту обстановку, которая наиболее приятна: может быть, вы будете в воображении писать на стене у себя на кухне или на мокром песке где-нибудь на пляже. Но постарайтесь избежать при визуализации негативных школьных воспоминаний.  

Пойдите дальше и поработайте с субмодальностями представлений, касающихся навыков, которыми вы хорошо владеете (например, представьте, что вы играете в свою любимую игру или готовите свое «фирменное» блюдо). В этом случае обратитесь к списку субмодальностей на стр. 34 и определите, какие из них способствуют лучшему запоминанию, а затем примените это знание на практике. Но даже если вы не задействуете субмодальности, использование базовой стратегии визуализации наверняка сразу же дает хорошие результаты.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 970
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь