|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том четвертый§5. Оттенки и направления цвета Кроме основных простых и составных цветов под влиянием различных внешних условий образуются многочисленные оттенки (metabolai diaphorai) цветов и неопределенные цвета (to apeiron tön chrömatön). Вопросу об этих цветах и их оттенках посвящена вся третья глава трактата "О цветах". 1. "О цветах". "Мы увидим, что они [цвета] различаются или потому, что в неравной мере и неодинаково освещаются или затемняются не вследствие того, что вступающие в смешение цвета различаются в силе и количестве, или же, наконец, вследствие того, что состоят друг к другу в разных качественных отношениях... Различия обусловливаются и тем, обладает ли примешиваемый цвет блеском и сиянием или, наоборот, он тускл и лишен блеска" (3, 792 b 33 793 а 6. 10-11). "Сияющий цвет есть не что иное, как непрерывность света и его сгущенность" (pycnotёs, а 11-12). "Ни одного цвета, однако, мы не видим чистым (eilicrines), каков он есть сам по себе, но все с примесью каких-либо других, потому что даже если к ним не примешан никакой другой цвет, то все же, будучи смешаны с лучами солнца и с темнотой, они видятся не такими, каковы суть. Вследствие этого как те, которые мы видим в тени, так и освещенные и находящиеся под сильными или слабыми лучами солнца и различно освещенные, благодаря разному наклону, являются различными" (793 b 10-19). К этому же ведут и другие различия: например, различные оттенки получаются при лунном освещении или при огне (b 19-20). "Когда свет, падающий на что-нибудь, окрашивается в
темно-красный цвет или в зеленый, затем, отражаясь, падает
на тело, окрашенное в какой-нибудь другой цвет, то, снова с
ним смешавшись, приобретает какую-то новую примесь,
вступая, с одной стороны, в сплошное смешение с ним, а, с
другой стороны, будучи неразличимым для нас, иногда доходит
до нашего зрения смешанным из многих цветов, однако
создавая при этом впечатление какого-либо одного цвета".
"Цвет вещей, находящихся в воде, приближается к цвету
воды". "Нужно думать, что то же происходит и в воздухе" (b
23-32). Вообще же все цвета могут рассматриваться как
определяющиеся тремя моментами ("как смешение из трех
цветов, а именно из света, из цвета среды, через
которую он проходит... и из цвета того, от чего свет
отражается"; b 33 794 а 2).
2. "Метеорологика". В "Метеорологике" Аристотель дает ряд описаний цветовых смешений, которые также стоит иметь в виду. Так, по поводу взаимопрохождения цветов читаем: "Более слабый цвет, просвечивающий через что-либо более густое, дает различного рода цвета. Это же происходит при отраженном преломлении света в воздухе. В этих случаях получаются преимущественно цвета красный и пурпурный, потому что они сильнее всего проницают за слой, образуемый при смешении огненного и белого. Это можно наблюдать на звездах во время их восхода и заката, когда они видны через раскаленный воздух или сквозь дым и кажутся красными. То же получилось бы и при отраженном преломлении света в зеркале, которое принимало на себя не фигуру тела, а только его цвет" (Meteor. I 5, 342 b 5-13). "Но свет, прорывающийся сквозь синее или черное, создает
впечатление провалов, промежутков, обладающих глубиной. Из
них в большом количестве исходят пучки света, которые
соединяются в одно и делают провалы, промежутки как бы
сходящимися. Черное в белом дает множество оттенков,
подобно пламени в дыме; днем заметить это мешает солнце,
ночью же все другие цвета, кроме красного, по причине их
сходства неразличимы" (14-21).
Наконец, Аристотелю известны явления цветовых контрастов, о которых он так говорит при изображении радуги: "Красный цвет рядом с зеленым дает белый. Желтым же цвет
является потому, что цвета располагаются взаимно друг около
друга и дают различные изменения. Наиболее чистая дуга в
облаке становится весьма черной, а красный цвет видится
весьма желтым. Желтый же цвет в радуге есть свет,
занимающий среднее место между красным и зеленым. Благодаря
черноте окружающего облака то, что в радуге красно,
является желтым, так как красное, если стоит рядом с теми
цветами, делается белым. Лучшим свидетельством этого служит
радуга, происходящая от луны и являющаяся просто белой...
Как огонь, прибавленный к огню, так и черное, положенное
рядом с черным, приводят к тому, что относительно белое,
которое кажется совсем белым, есть собственно красное. Это
явление наблюдается и в красильном деле, ибо при тканях,
когда работают над разными красками, некоторые краски,
располагаясь рядом друг с другом, являются каждый раз
другими, как пурпур на белой и на черной шерсти. Кроме
того, все различно при той или другой степени яркости; вот
почему занимающиеся тканьем разными цветами рассказывают,
как часто они ошибаются, принимая один цвет за другой
особенно, когда работают при фонарях" (III 4, 575 а
8-14. 17-18. 20-28). <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|