|
ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЬИ(20) Потому ввиду их контакта лишенное сознания "мобильное" (тонкое тело) имеет видимость наделенного сознанием, а при деятельности гун пассивный видимость деятеля. (Г) (Возражение). Но если Пуруша не-деятель, то как же возникает решимость: "Буду следовать добродетели и воздерживаться от порока"? Значит, Пуруша деятель. Если же он не-деятель, возникают сложности с обеих сторон1. На это сказано: "Потому ввиду их контакта..." Здесь наделенный сознанием Пуруша, а потому "мобильное" Великий и прочие [начала], находясь в контакте с отблеском сознания, имеет видимость наделенного сознанием. Как в этом мире горшок, контактируя с холодным, [становится] холодным, а контактируя с горячим горячим, так и "мобильное" начиная с Великого ввиду их контакта контакта с Пурушей имеет видимость наделенного сознанием. Потому гуны принимают [вышеназванное] решение, не Пуруша. Если и приняты выражения типа "Человек делает, идет и т.д.", то Пуруша2 все же не деятель. В каком смысле? При деятельности гун пассивный [имеет] видимость деятеля: когда гуны активны, то и пассивный Пуруша имеет видимость деятеля, не будучи таковым. На этот случай есть пример. Как не-вор, попавшийся вместе с ворами, считается вором, так и Пуруша, находящийся в контакте с теми тремя активными гунами, не будучи даже деятелем, считается деятелем по причине контакта с деятелями3. Так истолковано различие между проявленным,
Непроявленным и Пурушей различие, благодаря
[постижению] которого достигается освобождение.
(В) (Оппонент). Хорошо, но когда посредством источника знания постигается предмет действия: "Я, наделенный сознанием, приступаю к действию, [побуждаемый] желанием действовать", то [уже] из наблюдения можно заключить о совместимости действия и сознательности. В вашей же системе это не признается [исходя из доктрин] о бездеятельности сознания и бессознательности деятеля. Ответ: "Потому ввиду их контакта..." Поскольку [уже] было аргументированно доказано, что
сознательность и деятельность относятся к различным сферам,
[приведенное
мнение]4
ошибочно таков смысл. Тонкое тело то, что
начинается с Великого и завершается тонкими [элементами],
будет описано ниже. Семя заблуждения их
контакт их близость. Остальное
легкодоступно5.
Ради видения Прадханы и изоляции Пуруши1 их контакт, как у хромого со слепым. Этим осуществляется миросозидание. (Г) Контакт Пуруши с Прадханой ради видения Пуруша созерцает Пракрити, [принимающую формы своих] следствий, начиная с Великого и кончая материальными элементами2. И по другой причине контакт Прадханы и Пуруши3 ради изоляции. И этот контакт должен рассматриваться как [в случае] с хромым и слепым. Как-то один хромой и один слепой путешествовали и, когда на их караван напали грабители, были оставлены своими друзьями и по воле судьбы бродили по лесу. Так они сами по себе встретились и заключили союз, [основанный] на доверии к словам друг друга, чтобы могли и видеть и ходить. Слепой посадил на плечи хромого и благодаря тому, что сидевший на нем хромой мог видеть, шел по [нужной] дороге, как и хромой у него на плечах. Сходным образом и Пуруша обладает способностью видения, подобно хромому, но не действия, а Прадхана способностью действия, подобно слепому, но не видения. И подобно тому как те хромой и слепой, попав в желанное место, расстанутся, когда их цель будет достигнута, так и Прадхана, осуществив освобождение Пуруши, устранится от деятельности, а Пуруша, после созерцания Прадханы, достигнет [состояния] изоляции и, осуществив свои цели, они расстанутся. Далее, этим осуществляется миросозидание
посредством этого контакта осуществляется
миросозидание миропроявление. Как в
результате соединения мужчины и женщины рождается сын, так
в результате соединения Прадханы и Пуруши возникает
миросозидание.
(В) Сказано было: "ввиду их контакта", но контакт [бытийно] различных начал не [осуществляется] без нужды, а нужда без отношения между теми, кто помогает и кому помогают. Потому об [этой взаимо]помощи как причине нужды сказано: "Ради видения Прадханы..." [Слово] "Прадханы", стоящее в шестом падеже, означает объект4. Ради видения Прадханы причины всего5, Пурушей таков смысл. Этим указывается на "вкушаемость" Прадханы. Поскольку же Прадхана как "вкушаемое" не может быть без "вкушающего", то уместна ее потребность во "вкушающем". На потребность же Пуруши [составитель карик] указывает: и ради изоляции Пуруши. Ведь Пуруша, контактируя с Прадханой, относит к самому себе локализованное в ней тройственное страдание и [потому] стремится к изоляции. Последняя же зависит от знания о различии между саттвой и Пурушей. Но познание различия между саттвой и Пурушей не [возможно] без Прадханы, следовательно, Пуруша нуждается в Прадхане ради [своей] изоляции, и хотя [он] "соединялся" с ней прежде ради "вкушения", теперь "соединяется" [уже] ради изоляции. Так будет правильно. (Вопрос). Но пусть они и в контакте, откуда же все-таки миросозидание в виде Великого и прочих [начал]? Ответ: этим осуществляется миросозидание. Ведь
контакт ради
"вкушения"6
не будет "достаточным" без миросозидания в виде Великого и
прочих [начал], следовательно, [этот] контакт осуществляет
миросоздание ради "вкушения" и изоляции таков смысл.
От Пракрити Великий, от него Эготизм, от того группа шестнадцати, от пяти же, [что] из группы шестнадцати, пять материальных элементов. (Г) Теперь, с целью продемонстрировать все различные [начала мира], сказано: "От Пракрити Великий..."1 Пракрити, Прадхана, Брахман, Непроявленное, Обилие, Иллюзия это синонимы. От из Пракрити, того, что не имеет характеристики, Великий возникает (Великий, Интеллект, Демонический2, Мысль, Знание, Познание это синонимы разумения). От него Великого Эготизм. Эготизм, Первый из элементов, Изменяющийся, Пламенный, Примысливание-себя это [также] синонимы. От того Эготизма группа шестнадцати группа 16 форм3. А именно, танматры: танматра звука, танматра осязания, танматра формы, танматра вкуса, танматра запаха, "танматры" и "тонкие" суть синонимы, а также 11 индрий: ухо, кожа, глаз, язык, нос 5 индрий восприятия и органы речи, руки, ноги, органы испражнения и размножения 5 индрий действия. Ум одиннадцатый имеет природу обеих [групп индрий]. Такова группа 16, возникающая из Эготизма. Далее, от пяти пять материальных элементов: от
пяти танматр из тех шестнадцати
группы [из 16] пять же великих элементов
возникают. Как сказано: "Из танматры звука
пространство, из танматры осязаемости ветер, из
танматры формы огонь, из танматры вкуса вода,
из танматры запаха
земля"4.
Таковы 5 великих элементов, возникающие из пяти атомарных
[сущностей].
(В) О порядке же миросозидания сказано: "От Пракрити Великий..." Пракрити Непроявленное. Определения
Великого и Эготизма будут даны ниже. Группа
шестнадцати ограниченная числом "16",
составляется из 11 индрий, о коих речь ниже, и пять
танматр. От пяти выделенных из той
группы шестнадцати танматр пять
материальных элементов, начиная с пространства. При
этом из танматры звука [возникает] пространство, наделенное
свойством звучания, из танматры осязаемости совместно с
танматрой звука ветер, наделенный свойствами
звучания и осязаемости, из танматры формы совместно с
танматрами звука и осязаемости огонь, наделенный
свойствами звучания, осязаемости и формы, из танматры вкуса
совместно с танматрами звука, осязаемости и формы
вода, наделенная свойствами звучания, осязаемости, формы и
вкуса, из танматры запаха совместно с танматрами звука,
осязаемости, формы и вкуса земля, наделенная
свойствами звучания, осязаемости, формы, вкуса и запаха.
Интеллект это решение. Добродетель, знание, бесстрастие, сверхспособности саттвичный [его] аспект, тамасичный противоположный тому. (Г) Как было уже сказано, "от различительного познания "проявленного" "непроявленного" и "знающего"" освобождение (CK 2). При этом [проявленное] представлено в 23 видах, начиная с Великого и кончая материальными элементами, Непроявленное словами "Ввиду "измеренности" различных..." (CK 15), Пуруша же посредством таких аргументов, как "Ввиду предназначенности составного..." (CK 17). Таковы 25 начал. Тот, кто знает, что три мира "пронизываются" ими, [освобождается. Слово] "начало" субстантивация "того", существование1. Сказано ведь: Знаток 25 начал удовлетворен на любой стадии жизни
Эти [начала] Пракрити, Пуруша, Интеллект, Эготизм, 5 танматр, 11 индрий, 5 материальных элементов. Таковы 25 начал. При этом было сказано, что "от Пракрити Великий" (CK 22). Какова же характеристика последнего? На это сказано: "Интеллект это решение..." Решение определение интеллекта, вынесение суждения. Как в семени будущий зарождающийся росток, так [в интеллекте] решение. "Это горшок, это ткань"" то, что так [судит], есть интеллект так [он] определяется. И этот интеллект восьмеричен ввиду [наличия в нем] различных саттвичных и тамасичных аспектов. При этом саттвичный аспект [интеллекта] четырехвидовый. Это добродетель, знание, бесстрастие, сверхспособности. То, что называется добродетелью, характеризуется как милость, щедрость, воздержание и культивирование [нужных достоинств]. Воздержание и культивирование изложены у Патанджали: "Невреждение, правдивость, честность, целомудрие, нестяжание", "Чистота, удовлетворенность, аскеза, рецитация, сосредоточенность на божестве"3. Знание, просвещение, понимание, выявление синонимы. И оно двух видов: внешнее и внутреннее. При этом внешнее это [знание] Вед вместе с фонетикой, ритуаловедением, грамматикой, этимологией, метрикой, астрономией шестью "членами" [Вед], а также Пуран, ньяи, мимансы и дхармашастр. Внутреннее [знание] познание Пракрити и Пуруши: "То Пракрити равновесие саттвы, раджаса и тамаса, а то Пуруша совершенный, не-гунный, всепроникающий, сознание". Посредством внешнего знания [достигаются] слава и любовь людей, посредством внутреннего освобождение таков смысл. Бесстрастие также двух видов: внутреннее и внешнее. Внешнее это безразличие к видимым объектам у того, кто становится бесстрастен, видя пороки, [связанные] с приобретением, сохранением [приобретенного], убытком, привязанностью и насилием. Внутреннее то, что возникает у безразличного даже к Прадхане как к миражу Индры и желающего освобождения. Сверхспособности субстантивация "Ишвары"4. И они восьми свойств: атомарность, массивность, [сверх]тяжесть, [сверх]легкость, беспрепятственность, произвол, владычество, всевластие. Атомарность субстантивация "атома", [это когда кто-то], став тонким, перемещается по свету. Массивность когда [кто-то] перемещается, став великим [по размеру]. [Сверх]легкость когда [кто-то], став легким как волокно лотоса или частичка хлопка, может держаться на кончике цветка. Беспрепятственность когда [кто-то] достает желаемый предмет, где бы он ни находился. Произвол когда [кто-то] осуществляет любое желание. Владычество когда [кто-то] могущественно владычествует над тремя мирами. Всевластие когда [кто-то] может подчинить все [своей воле]. Неограниченность в желаниях когда [кто-то может] стоять, сидеть и ходить где хочет в любой точке мира5. Таковы четыре саттвичных аспекта интеллекта: когда саттва подавляет раджас и тамас, тогда человек достигает таких свойств интеллекта, как добродетель и т.д. Далее, тамасичный противоположный тому:
тому, т.е. добродетели и т.д., противоположен
тамасичный аспект интеллекта. При этом добродетели
противоположен порок. Равным образом [обстоит дело] с
незнанием, страстностью, неспособностями. Так из
трехгунного Непроявленного возникает восьмеричный интеллект
с саттвичным и тамасичным аспектами.
(В) Общее определение Непроявленного: "...противоположное тому" [было дано в (CK 10)], также конкретное: "Саттва легкая и просвещающая" [в (CK 13)] и общее определение проявленного: "Имеющее причину..." [в (CK 10)]. Теперь дается определение, поскольку это способствует [достижению] различительного знания, одному из [начал] проявленного [мира], интеллекту: "Интеллект это решение..." "Решение" так [составитель карик] желает выразить идентичность деятельности и деятеля. Любой практичный человек, рассмотрев [все и] обдумав, примысливает себя [к ситуации]: "Я предназначен для этого", [а затем] принимает решение: "Я должен это сделать" и действует так установлено в этом мире. И эта установка на действие [со стороны] интеллекта, когда на него падает [тень] сознания, по причине близости, и есть решение специфическая [его] функция, от которой интеллект не отличен и которая [составляет] его определение, так как посредством него [он] дистанцируется от [всего] как сходного, так и отличного [от него]6. Так определив интеллект, [составитель карик] говорит с целью способствовать [достижению] различительного знания о его саттвичных и тамасичных качествах: "добродетель, знание, бесстрастие, сверхспособности [его] саттвичный аспект, тамасичный противоположный тому". Добродетель причина возвышения и высшего блага. При этом порождаемая жертвоприношениями, милостыней и т.д., [она] причина возвышения, а порождаемая практикой восьмеричной йоги причина высшего блага. Знание это познание различности гун и Пуруши. [Бесстрастие] это безразличие, отсутствие привязанности [к чему-либо]. И у него четыре стадии: "подвижническая", "различительная", "одной индрии", "господства".
Сверхспособности суть такие качества интеллекта, от которых атомарность и т.д. При этом атомарность это когда [кто-то] может стать бесконечно малым, благодаря чему может проникнуть даже в камень. [Сверх]легкость это невесомость, благодаря которой можно на луче солнца достичь неба Сурьи8. Массивность это [когда кто-то] может стать сверхвеликим [по размеру]. Беспрепятственность это [когда кто-то] может кончиком пальца дотронуться до луны. Произвол беспрепятственность в желаниях, благодаря которой можно, [например], нырнуть в землю и вынырнуть из нее как из воды. Всевластие [это когда кто-то] может беспрепятственно покорять материальные элементы и все состоящее из них. Господство когда властвует над возникновением и бытием материальных элементов и того, что от них9. Неограниченность в желаниях осуществление [всех] желаний: каково желание [обладающего этой сверхспособностью] по отношению к вещам, таковыми вещи и становятся. У обычных людей желания устремляются за предметами, у йогина же предметы желания за желанием10. Таковы четыре качества саттвичного интеллекта.
[Качества] тамасичного противоположные им и
именуются недобродетель, не-знание, не-устраненность,
не-способности.
Эготизм это примысливание-себя. От него происходит двухвидовое миросозидание, именно группа одиннадцати и пятерка танматр. (Г) Так было дано определение интеллекту, [теперь] определяется эготизм: "Эготизм это примысливание-себя..." Группа одиннадцати 11 индрий. Также
пятерка группа танматр, наделенная
пятью характеристиками: характеристиками танматры звука,
танматры осязания, танматры формы, танматры вкуса, танматры
запаха.
(В) [Теперь] дается определение эготизма: "Эготизм это примысливание-себя..." "Эготизм это примысливание-себя", которое поистине [внедряется] во все, что воспринимается или мыслится: "Я к этому призван", "Я поистине на это способен", "Эти объекты для меня", "Никто кроме меня к этому не призван", "Потому это я, [для кого это]". Это примысливание-себя есть эготизм, ввиду того что [здесь] представлена специфическая функция [последнего]1. Опираясь на него, интеллект принимает решение: "Я должен это сделать". О его различных следствиях сказано: от него
происходит двухвидовое миросозидание. И об обоих видах
[этого миросозидания] сказано: группа одиннадцати
именуемых индриями и пятерка танматр.
Словом "именно" подчеркивается, что [от Эготизма]
два миросозидания, ни больше и ни меньше.
Группа одиннадцати саттвичных возникает из Эготизма "Изменяющегося", танматр из "Начала элементов", она тамасична, и то и другое из "Пламенного". (Г) Как характеризуется [это] миросозидание? На это сказано: "Группа одиннадцати саттвичных..." Эготизм саттвичен, когда саттва подавляет [в нем] раджас и тамас. И ему древними учителями дано название "Изменяющийся". Из того Эготизма "Изменяющегося" возникает группа одиннадцати индрий. Потому саттвичные, очищенные индрий способны к [восприятию] своих объектов. Потому и сказано: одиннадцати саттвичных. Далее, из "Начала элементов" [группа] танматр, она тамасична: когда тамас в Эготизме подавляет саттву и раджас, тогда Эготизм зовется тамасичным. Ему древними учителями дано название "Начало элементов". Из этого "Начала элементов" Эготизма возникает группа 5 танматр. В [том] источнике материальных элементов1 преобладает тамас потому он и зовется тамасичным. Из этого "Начала элементов" группа 5 танматр. Далее, и то и другое из "Пламенного".
Когда саттва и тамас подавлены в Эготизме раджасом, тогда
тот Эготизм [получает название] "Пламенный". Из того
"Пламенного" и то и другое возникает. И то и другое
группа 11 [начал] и 5 танматр. Саттвичный Эготизм,
становясь "Изменяющимся", модифицированным, порождает 11
индрий, получая помощь от Эготизма "Пламенного": саттвичный
[ведь] пассивен и способен порождать индрий, лишь когда
связан с "Пламенным". Также и тамасичный Эготизм,
называемый "Начало элементов", порождает ввиду своей
пассивности танматры, [лишь] будучи связан с активным
Эготизмом "Пламенным". Потому и сказано: "и то и
другое из "Пламенного"". Таким образом,
посредством Эготизма "Пламенного" создаются 11 индрий и 5 танматр.
(В) (Вопрос). Хорошо, но как из Эготизма причины, имеющей одну природу, возникают две [совершенно] несходные группы [следствий]: "непроницаемая" и "прозрачная"? Ответ: "Группа одиннадцати саттвичных..." Группа одиннадцати группа саттвичных индрий ввиду [их] прозрачности и легкости возникает из Эготизма "Изменяющегося" саттвичного, от Эготизма же "Начала элементов" тамасичного группа танматр. Почему? Она тамасична. Смысл сказанного: хотя Эготизм и один, все же по причине доминаций друг над другом различных гун [он] производит различные следствия2. (Оппонент). Но если все следствия порождаются [только] саттвой и тамасом, то нет нужды в раджасе, который ничего не производит. Ответ: и то и другое из "Пламенного". Из
"Пламенного" раджасичного возникает и то и другое
обе группы. Если у раджаса и нет отдельного
следствия, то все же саттва и тамас, сами к произведению
[чего-либо] неспособные, [своих] следствий не порождают, но
производят их, когда раджас [своей] активностью их
активизирует. Потому и раджас относится к причинным
факторам посредством пробуждения деятельности [по
порождению] обеих [групп] следствий у саттвы и тамаса,
следовательно, раджас [здесь] также не лишний.
Индрии восприятия называются: глаз, ухо, нос, язык, кожа; органы речи, руки, ноги, органы испражнения и размножения зовутся индриями действия. (Г) Так было сказано об 11 саттвичных [индриях], возникающих из "Изменяющегося" саттвичного Эготизма. Как они именуются? На это сказано: "Индрии восприятия глаз..." Индрии восприятия те, что начинаются с глаза и завершаются осязанием. Кожа [то], чем осязают, орган осязания. Эту [функцию и] означает слово "кожа", потому и сказано: "кожа"1. [Эти индрии] постигают, принимают 5 объектов, звучание, осязаемость, форму, вкус, запах, потому [они и называются] 5 индрий восприятия. Органы речи, руки, ноги, органы испражнения и
размножения зовут индриями действия. Индрии действия
поскольку осуществляют действия. При этом органы
речи производят артикуляцию, руки осуществляют различную
работу, ноги отдаление и приближение, органы
испражнения извержение [нечистоты], размножения
наслаждение и произведение потомства.
(В) "Индрии восприятия называются..."2 Индрии те, что имеют своей причиной
саттвичный
Эготизм3.
И они двух видов индрии восприятия и индрии
действия. Индриями же обе [эти группы] называются ввиду
наличия в них природы Индры. И они названы [здесь своими]
именами, начиная с глаза. При этом глаз то,
различительным знаком чего является фиксация звуков,
нос то, знаком чего является фиксация
запахов, язык то, знаком чего является
фиксация вкусов, кожа то, знаком чего
является фиксация осязаний: так [объяснены] названия индрии
восприятия. Сказано будет и о [других] следствиях
[Эгоизма], начиная с органов речи.
Ум имеет природу и тех и других, [это] конституирующее начало и индрия ввиду сходства [с ними]. Многообразие [индрии] и различия внешних [факторов] от особенностей трансформации гун. (Г) Так было дано объяснение относительно 10 индрий двух видов: индрий восприятия и индрий действия. Ум одиннадцатый. Какова же [его] природа и характер? На это сказано: "Ум имеет природу и тех и других..." Ум имеет природу и тех и других как индрия восприятия среди индрий восприятия и индрия действия среди индрий действия. Почему? Потому что направляет деятельность и индрий восприятия, и индрий действия. Потому ум имеет природу и тех и других1. Конституирующее начало так как конституирует [их деятельность]. Далее, и индрия ввиду сходства: ввиду наличия общности в свойствах. Индрий восприятия и индрий действия, возникающие вместе с умом из саттвичного Эготизма, обнаруживают общность с ним в свойствах и потому, ввиду [этой] общности, ум также индрия. Так эти 11 индрий возникают из [одного] саттвичного Эготизма "Изменяющегося". Но какова [собственная] функция ума? Конституирует [деятельность других индрий]. Функция же индрий восприятия звук и прочие [объекты], индрий действия артикуляция и прочие [процессы]. (Вопрос). Но эти индрий, различные и "берущие" различные объекты2, созданы таковыми Ишварой или собственной природой? Ведь Прадхана, Интеллект и Эготизм лишены сознания, а Пуруша бездеятелен. Ответ: здесь, в санкхье, принимается в качестве причины некоторая спонтанность. В связи с этим сказано: многообразие [индрий] и различия, внешних [факторов] от особенностей трансформаций гун. Вот 11 индрий. У пяти звук, осязаемость, форма, вкус, запах, у пяти артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и наслаждение, у ума конституирование, и эти задачи различных индрий от особенностей трансформаций гун. Трансформации гун гунные трансформации. От этих особенностей многообразие индрий и различие внешних [факторов]. И это многообразие [обусловлено] не Божеством, не Эготизмом, не Интеллектом, не Прадханой и не Пурушей, [но] спонтанным образом благодаря трансформациям гун3. (Возражение). Ввиду того что гуны лишены сознания, это не произойдет. (Ответ). Произойдет. Каким образом? Будет сказано ниже: Как действие бессознательного молока побуждается
[задачей] выращивания теленка, так деятельность
Прадханы освобождением Пуруши (CK 57). Так и
лишенные сознания гуны функционируют в виде 11 индрий.
Отсюда же и особенности [последних] потому глаз
поставлен наверху ради зрения, а нос, ухо и язык также
[поставлены] на свои места ради выполнения своих задач.
Равным образом и индрий действия, предназначенные для
[решения] своих задач, поставлены каждая на свое место
спонтанно, по причине особенностей трансформаций гун, но не
[сами] их
предметы4.
Было сказано в другом тексте: "Гуны вращаются в
гунах"5.
Функционирование гун в поле самих же гун. Смысл в
том, что внешние предметы следует познавать как созданные
гунами же, причина чего
Прадхана6.
(В) Об одиннадцатой индрий сказано: "Ум имеет природу и тех и других..." Ум среди 11 индрий имеет природу и тех и других [он] и индрия восприятия и индрия действия: и [первые], начиная с глаза, и [вторые], начиная с органов речи, работают со своими объектами, руководимые им. И ему [составитель карик] дает конкретное определение: конституирующее начало: когда вещь [еще только] смутно отражается индрией [восприятия, ум] точно определяет [ее]: "Это то, а не то", т.е. отделяет [ее от других] посредством [выявления] соотношения субъекта и предиката. Как сказано: Вначале постигают [вещь] неопределенно,
недифференцированно: "только вещь".
Также: Вначале имеет место нерасчлененное восприятие,
И эта-то деятельность ума, которая характеризуется как конституирующая [восприятие], есть определение его, отделяющее [его] и от однородных, и от разнородных [феноменов]. (Оппонент). Хорошо, но подобно тому как Великий и Эготизм по своей специфической деятельности не суть индрии, так и ум по своей специфической деятельности не может быть индрией. Ответ: и индрия. Почему? Ввиду сходства с другими индриями. Сходство в происхождении от саттвичного Эготизма, а не в [наличии] различительного знака Индры, иначе пришлось, бы предположить природу индрии также [по наличию] различительного знака Атмана у Великого и Эготизма9. Потому [у ума] наличие различительного знака Индры обусловлено только происхождением, не функционированием. (Вопрос). Но как из одного саттвичного Эготизма [происходят] 11 индрий? Ответ: Многообразие [индрий] и различия внешних [факторов] от особенностей трансформаций гун". Различие функций [этих индрий] от различия сопровождающих факторов, т.е. от невидимой [силы], определяющей [особенности] восприятия звуков и т.д. Различия же в невидимой [силе] также [обусловлены] трансформациями гун. "...и различия внешних ["факторов"
сказано] для примера: как различные внешние [факторы], так
и это [многообразие
индрий]10
таков смысл.
Функцией пяти полагают лишь отражение звука и прочих [объектов], пяти артикуляцию, манипуляцию, перемещение, испражнение и наслаждение. (Г) Теперь, какая функция у какой индрии [по отдельности]? На это сказано: "Функцией пяти полагают..." Слово "лишь" имеет значение спецификации, исключения того, что неспецифично; как [в речении]: "Принимается только милостыня" [подразумевается, что] ничто другое. Так глаза [заняты] только формами, не вкусом и т.д. То же и с остальными [индриями восприятия]. Так у глаза форма, у языка вкус, у носа запах, у уха звук, у кожи осязание; таковы функции этих индрий восприятия. Артикуляция, манипуляция, перемещение, испражнение и
наслаждение пяти индрий действия функции
названы таков смысл. Функция и объект [органов] речи
артикуляция, рук манипуляция, ног
перемещение, органа испражнения извержение съеденной
пищи в виде нечистот, органов размножения
наслаждение и произведение потомства, такова
конструкция фразы.
(В) Так, охарактеризовав 11 индрий по их природе, [составитель карик] сказал и о специфических функциях десяти [индрий]: "Функцией пяти полагают..." Отражением называется неопределенное восприятие
вещей у соответствующих индрий
восприятия1.
Среди индрий действия речь индрия, [функция которой]
локализуется в горле, нёбе и других [артикуляционных]
локусах2.
Их функция артикуляция. Остальное понятно.
Функции трех в соответствии с их определениями, они специфичны. Общая функция "инструментария" пять "ветров", начиная с праны. (Г) Теперь говорится о [функциях] интеллекта, эготизма и ума: "Функции трех в соответствии..." В соответствии с их определениями то, природа чего [характеризуется их] определениями. Определение интеллекта: "Интеллект это решение" (CK 23), это же и его функция. Также и "Эготизм это примысливание-себя" (CK 24) : у него примысливание-себя и определение и функция. Определение ума: "Ум конституирующее начало" (CK 27) благодаря этому конституирование [составляет] и функцию ума. [Так] трех интеллекта, эготизма и ума функции соответствуют индивидуальным [определениям] специфичны, как и описанные выше функции индрий восприятия. Теперь объясняется [их] общая функция. Общая функция
"инструментария" функция инструментария в
"общности". Пять "ветров" начиная с праны: прана,
апана, самана, удана, вьяна это 5 "ветров",
[составляющих] общее функционирование всех индрий. Так,
"ветер", именуемый праной, имеет своей сферой область между
ртом и [полостью] носа, и его циркуляция общая
функция тринадцативидового ["инструментария"], так как
последний обретает себя при наличии
праны1.
Прана же, подобно птице в клетке, дает движение всему; ее
название от
"дыхания"2.
Так и апана [именуется] от "движения вниз", ее циркуляция
также общая функция индрий. Самана, располагающаяся
посередине, [или] "ветер" самана, [именуется так] ввиду
равномерной передачи пищи, и ее циркуляция общая
функция "инструментария". Далее, удана, имеющая своей
сферой область между пупом и черепом, [называется так] от
"поднятия", "ведения вверх", "влечения вверх", и ее
циркуляция общая функция всех индрий. Наконец,
вьяна, посредством которой осуществляется "пронизывание"
[всего] тела и деление [его на] внутренние части,
[называется так, ибо] "пронизывает" тело [наподобие
пространства]3;
ее циркуляция [также составляет] общую функцию [всей] сети
"инструментария". Так, эти 5 "ветров" объясняются как общее
функционирование "инструментария", общая функция 13 видов
"инструментария" таков смысл.
(В) О функциях же тройственного "внутреннего инструментария" сказано: "Функции трех в соответствии с..." Функции трех в соответствии с их определениями те, у кого свои, не общие определения, суть имеющие свои определения. Это Великий, Эготизм и Ум; их бытие в соответствии с их определениями, т.е. [соответствует их] индивидуальным определениям. Так функция деятельность Великого решение, Эготизма примысливание-себя, Ума конституирование. О двойственном характере функций ["внутреннего инструментария"] ввиду того что [в них различаются] общее и специфическое сказано: "они специфичны" индивидуальны, и "общая функция "инструментария" пять "ветров", начиная с праны": она и общая и функция таков смысл. У тройственного "инструментария" функция пять "ветров" жизнь: когда они есть, она есть, и когда их нет, ее нет. При этом прана функционирует в кончике носа, в сердце, в пупе и в большом пальце ноги; апана в шейных позвонках, в спине, в ступнях, органах испражнения и размножения, в ребрах4; самана в сердце, в пупе, во всех суставах; удана в сердце, в горле, в нёбе, в черепе и между бровей; вьяна в коже. Таковы 5 "ветров". <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|