|
ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЬИ(40) [Тонкое тело] прежде возникшее, несвязанное, перманентное, включающее [элементы], начиная с Великого и кончая тонкими, флюидное, перевоплощается, не способное к "вкушению", "пропитанное" диспозициями сознания. (Г) Но как тонкое [тело] перевоплощается? Об этом сказано: "[Тонкое тело] прежде возникшее..." Тонкое тело возникает во время первоначального
миросозидания Прадханы, когда еще не возникают миры. Далее,
несвязанное не привязанное к состояниям
животных, богов и людей, не связанное ни с чем благодаря
своей тонкости. Перевоплощается проходит
[все], имея беспрепятственный доступ даже в горы и т.д.
Перманентное1
пока не появится [истинное] знание, до тех пор
перевоплощается. Оно же включающее
[элементы], начиная с Великого и кончая тонкими;
начиная с Великого то, что включает Великого в
качестве первого: интеллект, эготизм, ум, 5 танматр;
кончая тонкими завершая танматрами, проходит
три мира, подобно муравью на [теле] Шивы. Не способное к
"вкушению" тонкое тело способно к "вкушению"
[лишь] посредством принятия свойства активности благодаря
внешнему [телу], рожденному от матери и отца таков
смысл. "Пропитанное" диспозициями сознания
теми диспозициями сознания "окрашено", о которых мы скажем
ниже. Флюидное в период космического
растворения2
[тонкое тело], что начинается с Великого и завершается
тонкими [элементами] и наделено "инструментарием",
вливается в Прадхану. До времени [нового] миросозидания
[оно] не перевоплощается, связанное узами омрачения
Пракрити, будучи неспособным к активности начиная с
перевоплощения. Но в период миросозидания [вновь]
перевоплощается, потому тонкое [тело и называется] флюидным.
(В) Тонкое тело выделяется следующим образом: "[Тонкое тело] прежде возникшее..." Прежде возникшее производимое Прадханой в начале [каждого] миросозидания, по одному на каждого Пурушу. Несвязанное не встречающее препятствий даже в камне. Перманентное пребывающее от начального миросозидания до великого "растворения". Включающее [элементы], начиная с Великого и кончая тонкими, Великий, Эготизм, 11 индрий, 5 танматр. Их агрегат тонкое тело, [которое], будучи наделено успокаивающими, волнующими и омрачающими индриями, есть дифференцированное [образование]. (Оппонент). Но пусть тогда это тело и будет вместилищем "вкушения" Пуруши, зачем тогда [еще] видимое, шестислойное? Ответ: "перевоплощается" одни шестислойные тела оставляет, с другими соединяется. Почему? Потому что "не способное к "вкушению"" [поскольку] тонкое тело без шестислойного не "вкушает", постольку перевоплощается [в грубые тела]. (Оппонент). Но перевоплощение обусловливается [балансом] добродетели и не-добродетели, а тонкое тело с ними не связано, как же оно будет перевоплощаться? Ответ: "пропитанное" диспозициями сознания. Диспозиции сознания это добродетель и не-добродетель, знание и не-знание, устраненность и не-устраненность, сверхспособности и не-способности. Ими наделен интеллект и ими же тонкое тело, потому оно так же пропитано диспозициями сознания, как платье пропитывается ароматом [цветка] чампака. Потому, по причине этой "пропитанности", и перевоплощается. (Вопрос). Но почему же тогда то тело не удерживается, подобно Прадхане, и в период великого "растворения"? Ответ: "флюидное". "Флюидное" то, что
растворяется, его же "растворимость" от того, что у
него [есть] причина таков смысл.
Как картина без опоры или тень без столба и прочего, так и "знак" не держится без [не]дифференцированных [объектов], лишенный опоры. (Г) Если будет задан вопрос, что же понуждает перевоплощаться тринадцативидовый инструментарий, то на это [должно быть] сказано: "Как картина без опоры..." Как картина без опоры стены и т.п., не
держится, как тень без столба и прочего таких
[предметов], как колонна, не держится не
существует. Слова "и прочего" [подразумевают и
другие примеры]: как воды нет без прохлады, а прохлады без
воды, огня без жара, ветра без осязаемости, пространства
без протяженности, земли без запаха, так и по
рассуждению [на основании] этих примеров без
недифференцированных недифференцированных
танматр ["знак"] не держится. Здесь имеются в виду и
дифференцированные [элементы]: тело состоит из пяти
элементов, и где может пребывать "знак" без тела,
состоящего из дифференцированных
[элементов]1,
или при переходе из одного тела в другое? Лишенный
опоры не имеющий опоры. "Знак"
тринадцативидовый "инструментарий" таков смысл.
(В) (Оппонент). Хорошо, но почему интеллект с эготизмом и индриями не [могут сами] перевоплощаться? Зачем тогда тонкое тело, которое не имеет авторитета?2 Ответ: "Как картина без опоры..." Интеллект и прочие [компоненты "инструментария"] называются "знак" ввиду того что они суть средства познания, и этот ["знак"], лишенный опоры, не держится. [Сказанное обосновывается так]:
Без дифференцированных без чрезвычайно
тонких тел таков смысл. На то есть и предание:
"Тогда Яма с силой извлек человечка величиной с
палец..."4
Здесь словами "величиной с палец" обозначается тонкость.
"Человечек" это тонкое тело, поскольку Атман [из
тела] извлечен быть не может. И оно [так называется] также
потому, что "лежит в городе" в грубом
теле5.
Движимое целями Пуруши, [функционирующее] посредством "сцепления" причин и производного, это тонкое тело выступает как актер по всемогуществу Пракрити. (Г) С какой целью [функционирует тонкое тело]? На это сказано: "Движимое целями Пуруши..." Цели Пуруши должны быть выполнены так [задается] функционирование Прадханы. И они двойственны: характеризуемые как "вкушение" звуков и прочих [объектов] и постижение границы между гунами и Пурушей. "Вкушение" звука и т.д. обретение наслаждения запахами и т.д. в мире Брахмы и т.д.; постижение границы между гунами и Пурушей освобождение. Потому и сказано: "движимое целями Пуруши это тонкое тело функционирует". Посредством "сцепления" причин и производного: причины добродетель и т.д., производное восхождение и т.д., [о чем скажем ниже], посредством "сцепления" связи [между ними]. По всемогуществу Пракрити Прадханы; как царь в своем государстве по [своему] могуществу делает все, что хочет, так и [тонкое тело] по вездесущему могуществу Пракрити посредством "сцепления" причин и следствий выступает распределяет "мигрирующее" по различным телам1. Тонкое тело тело, составленное из тонких
атомов,
танматр2
и наделенное тринадцативидовым "инструментарием",
распределяется по человеческим, божественным и животным
лонам. Как? Подобно актеру. Как актер, одевшись в
один костюм, становится [на время] богом и уходит [со
сцены], затем человеком, затем
шутом3,
так и тонкое тело посредством "сцепления" причин и
производного, соединяясь с [различными] лонами,
становится слоном, женщиной, мужчиной.
(В) Так обосновав существование тонкого тела, [составитель карик теперь] говорит о том, как оно перевоплощается и по какой причине: "Движимое целями Пуруши..." приводимое в движение задачами Пуруши как [движущей] причиной. Причины добродетель, не-добродетель и прочие [диспозиции сознания], производное принятие в различных агрегатах того или иного шестислойного тела4, которое обусловливается добродетелью и прочими [диспозициями сознания] как причинами. Посредством этого "сцепления" связи между [указанными] причинами и производным тонкое тело5 выступает как актер. Подобно тому как актер, играя ту или иную роль, становится то Парашурамой, то Аджаташатру, то царем Ватсы6, так и тонкое тело, приняв то или иное грубое тело, становится то богом, то человеком, то скотом, то деревом таков смысл. (Вопрос). Но откуда у него такие возможности? На это
сказано: по всемогуществу Пракрити. О том же
свидетельствует и Пурана: "Это чудесное превращение
от всеобъемлемости
Прадханы"7.
Диспозиции сознания добродетель и прочие имманентные, природные и приобретаемые, рассматриваются как имеющие опору в "инструментарии"; зародыш и прочие [стадии тела] как имеющие опору в следствии. (Г) Сказано было, что тонкое тело перевоплощается, "пропитанное" диспозициями сознания. Каковы же они? Об этом говорится: "диспозиции сознания добродетель..." Диспозиции сознания мыслятся как трехвидовые: имманентные, природные, производные. При этом имманентные такие, как четыре, возникшие вместе с явившимся в начале миросозидания господином Капилой: добродетель, знание, устраненность, сверхспособности1. О природных рассказывается [следующее]. У Брахмы было четверо сыновей: Санака, Санандана, Санатана и Санаткумара. Эти 4 состояния сознания возникли у них, когда они получили шестнадцатилетние тела, появившиеся [в результате] причинно-следственных связей, потому они и называются природными. Приобретаемые же такие, какие [возникают], например, у нас, когда через [такую] причину, как тело учителя, [у нас] появляется знание, от знания устраненность, от устраненности добродетель, от добродетели сверхспособности. Но тело учителя модификация, потому эти состояния сознания, наделенное которыми тело перевоплощается, и называются производными. Эти четыре состояния сознания саттвичны. Тамасичные противоположные. Это было изложено когда [было сказано]: "...саттвичный [его] аспект, тамасичный противоположный тому" (CK 23). Так что 8 [диспозиций сознания] добродетель, знание, устраненность, сверхспособности, не-добродетель, не-знание, не-устраненность, не-способности. Но где пребывают [эти] 8 диспозиций сознания? Рассматриваются как имеющие опору в "инструментарии": "инструментарий" интеллект, на него [эти диспозиции сознания] опираются. Как и было сказано: "Интеллект это решение. Добродетель, знание и т.д." (CK 23). Следствие тело, имеющие в нем опору
зародыш и прочие [стадии тела] те, о
которых было сказано, что они рождены от матери (CK 38).
После соединения семени и крови возникают обусловливающие
рост тела зародыш и другие [телесные образования]: яйцо,
пузырь, плоть, мышцы, торс, [все] главные и второстепенные
члены, затем такие состояния, как детство, юность, старость
и т.д., обусловленные соками пищи и питья. Потому они и
зовутся имеющие опору в следствии порожденные
вкушением пищи и прочих объектов как причиной.
(В) Сказано было: "посредством "сцепления" причин и производного" (CK 42). При этом [обозначенные] причины и производное расписываются следующим образом: "Диспозиции сознания добродетель..." Приобретаемые обусловливаемые [чем-либо]2. Природные происходящие от собственной природы, имманентные. Так рассказывают, что в начале [этого миросозидания] первомудрец Капила, великий молчальник, явился [здесь], на земле, наделенный добродетелью, знанием, устраненностью и сверхспособностями3. Приобретаемые не имманентные, но возникающие в результате применения [различных] практик, как у великих мудрецов, начиная с Прачетаса. [Сказанное относится] также к не-добродетели, не-знанию, не-устраненности, не-способностям4. Следствие тело, на него опираются
[телесные] образования: у находящегося в утробе
пузырь, плоть, мышцы, торс, главные и второстепенные члены,
у вышедшего из утробы детство, юность, зрелость,
старость.
Посредством добродетели возвышение, посредством не-добродетели деградация, посредством знания избавление, от противоположного, полагают, закабаление. (Г) Было сказано: "через "сцепление" причин и производного" (CK 42). Теперь [это] поясняется: "Посредством добродетели возвышение..." Посредством добродетели возвышение опираясь на добродетель как причину, достигают возвышения. Возвышение подразумеваются 8 миров: Брахмы, Праджапати, Сомы, Индры, гандхарвов, якшей, ракшасов, пищачей, куда проникает тонкое тело. Не-добродетель причина [деградации в утробе] животных, зверей, птиц, пресмыкающихся, неподвижных тел. Далее: посредством знания избавление [подразумевается] знание 25 начал, посредством этого избавление освобождение. Тогда тонкое тело устраняется и зовется "Высший Атман"1. От противоположного закабаление незнание есть причина, а то производное закабаление "природное", "модифицированное" и "от пожертвования", о чем пойдет речь ниже. Сказано было: Связанный зависимостью "природной", также "производной"
(В) [Итак], познаны и причины и производные. Но какое [конкретно] производное относится к какой причине? Ответ: "Посредством добродетели возвышение..." Посредством добродетели возвышение восхождение в небесный и другие миры. Посредством не-добродетели деградация на земле3 и т.д. Посредством знания избавление. Пракрити активна [по отношению к Пуруше], пока не осуществит различительного знания; когда же наступает это знание, [она], поскольку должное быть сделанным [уже] сделано, устраняется от Пуруши, обладающего [этим] знанием. Сказано было: Действия Пракрити следует знать как [длящиеся] до
[появления] различительного
знания4.
От противоположного отсутствия истинного знания, полагают, [происходит] закабаление. И оно трех видов: "природное", "модифицированное" и "от пожертвования". При этом "природное" у тех, кто, принимая Пракрити за Атмана, почитают ее. Это то, о чем в Пуране говорится в связи с "погрузившимися в Пракрити": Полную сотню тысяч [лет] пребывают погруженные мыслью в
Непроявленное...5
Закабаление "модифицированное" у тех, кто почитает за Пурушу модифицированные [начала] материальные элементы, индрии, Эготизм, Интеллект. О них сказано: Десять периодов Ману пребывают здесь те, кто погружены
мыслью в Прадхану,
Поистине те, у кого "модифицированное" закабаление, суть
лишенные тела. [Наконец, закабаление] "от пожертвования"
[возникает] посредством накопления обрядовых заслуг. Ведь у
того, кто накапливает эти заслуги и не познает истину о
Пуруше, ум страстный.
От устраненности погружение в Пракрита, от раджасичной страсти перевоплощения, от сверхспособностей беспрепятственность, от противоположного противоположное тому. (Г) Имеются и другие причины: "От устраненности погружение в Пракрити..." Когда у кого-то возникает устраненность, не истинное знание, от этой устраненности, которой не предшествует знание, погружение в Пракрити умерший погружается в 8 модифицируемых [начал]: Прадхану, Интеллект, Эготизм, танматры1, не освобождается. После этого снова раджасичная страсть:2 "Принесу жертву, дам причитающееся жрецам и тогда буду услаждаться в том мире по-божески и по-человечески", от которой перевоплощения. Также от сверхспособностей
беспрепятственность от тех сверхспособностей, с
которыми связаны 8 качеств, начиная с
атомарности3.
От этих сверхспособностей как причины
беспрепятственность как производное: во всех регионах
начиная с [мира] Брахмы для сверхспособностей препятствия
нет. Далее: от противоположного противоположное
тому противоположное той беспрепятственности,
препятствие; из-за не-способности везде встречаются препятствия.
(В) От устраненности погружение в Пракрити последнее от одной устраненности, при отсутствии знания о Пуруше. Под словом "Пракрити" следует понимать и следствия Пракрити: Великий, Эготизм, материальные элементы и индрии4 в них погружается тот, кто почитает их за Атмана. От раджасичной страсти перевоплощения. [Словами] "от раджасичной" раскрывается обусловленность страдания в перевоплощениях тем, что страдание присуще раджасу. От сверхспособностей беспрепятственность в
желаниях; ведь божество что хочет, то и
делает5.
От противоположного не-способностей
противоположное тому повсеместное препятствие
желаниям таков смысл.
Это ментальное миропроявление, именуемое заблуждением, неспособностью, удовлетворенностью, достижением. Вследствие коллизий из-за неравенства гун оно пятидесяти разновидностей. (Г) Так были объяснены 16 производных с их причинами. Какова же их природа? На это сказано: "Это ментальное миропроявление..." Эти 16 рассмотренных разновидностей причин и производных именуются ментальным миропроявлением. Ментальное это интеллект, как было сказано: "Интеллект это решение. Добродетель, знание и т.д." (CK 23). И это ментальное миропроявление распределяется, исходя из его деления, как именуемое заблуждением, неспособностью, удовлетворенностью, достижением. При этом заблуждение сомнение, незнание. Например, когда кто-то, видя столб, сомневается: "Это столб или человек?" Неспособность [имеет место], когда [кто-то], даже хорошо видя тот столб, не может разрешить сомнения. Третья, удовлетворенность [имеет место], когда [кто-то] и не хочет ни познать, ни усомниться в том, что это столб: "Что мне до того?" Четвертая, именуемая достижением, [имеет место], когда [кто-то] с "радостными" индриями1, заметив на столбе птицу или плющ, имеет достижение в виде решения: "Это столб". Так, этих 4 видов ментального миропроявления
вследствие коллизий из-за неравенства гун, пятьдесят
разновидностей: из-за неравномерности, которая состоит
в преобладании саттвы, раджаса или тамаса, имеются 50
разновидностей ментального миропроявления.
(В) [Теперь, с целью] представить сжато и развернуто 8 диспозиций сознания свойства интеллекта, начиная с добродетели, чтобы желающие освобождения увидели, какие [из них] следует культивировать и какие избегать, [составитель карик] представляет их вначале в сжатом виде: "Это ментальное миропроявление..." Ментальное [термин] производится от "этим постигается"2, это интеллект, о его миропроявлении [идет речь]. Так заблуждение незнание, неведение есть свойство интеллекта, и неспособность то, что обусловлено слабостью "инструментария"3, есть равным образом свойство интеллекта. При этом заблуждение, неспособность и удовлетворенность включают в себя все [диспозиции сознания] начиная с добродетели, за исключением знания, которое включается в достижение. Развернуто [о ментальном миропроявлении] говорится:
оно пятидесяти разновидностей. Почему? Посредством
коллизий благодаря неравенству гун. Неравенство гун
превосходство одной над двумя [другими], или двух [над
одной] или ущербность одной по отношению к двум или двух
[по отношению к
одной]4.
Эти ущербность и превосходство имеют низшую, среднюю и
высшую степени, которые выводятся из следствий. Таково
неравенство гун, от него и коллизии
[ввиду того что] одна становится "ущербной" или две. Потому
оно 50 разновидностей.
Пять разновидностей заблуждения, двадцать восемь неспособности, [что] от дефектности "инструментария", девять удовлетворенности, восемь достижения. (Г) Так, где-то преобладает саттва, а раджас и тамас нейтрализуются, где-то раджас, а где-то тамас1. [Все эти] разновидности описываются [следующим образом]: "Пять разновидностей заблуждения..." Пять разновидностей заблуждения это
"мрак", "омрачение", "великое омрачение", "тьма",
"кромешная тьма". Об этих разновидностях будет сказано
непосредственно ниже. Двадцать восемь
[разновидностей] неспособности имеют место,
[что] от дефектности "инструментария". Они
тоже будут описаны. Также девять
удовлетворенности раджасичные познания
аскетов2.
Также восемь достижения саттвичные
знания того же аскета.
(В) [Далее], исчисляются эти 50 разновидностей: "Пять разновидностей заблуждения..." Неведение,
самость3,
вожделение, отвращение, привязанность или, по порядку, то,
что именуется "мрак", "омрачение", "великое омрачение",
"тьма", "кромешная тьма" суть пять особых
[разновидностей] заблуждения ввиду того [что
все они] начиная с самости происходят от заблуждения, имея
заблуждение своей
природой4.
Или, по-другому, к вещи, которая ложно определяется через
неведение5,
"привязываются" самость и прочие [разновидности], имеющие
природу того [заблуждения]. Отсюда именно то "пятичленное
неведение", о котором говорил господин
Варшаганья6.
"Мрак" восьми подвидов и "омрачение" стольких же, "великое омрачение" десяти, "тьма" восемнадцати, стольких же "кромешная тьма". (Г) [Все] это будет изложено по порядку1. Теперь о [дальнейших] подвидах заблуждения: ""Мрак" восьми подвидов..." "Мрак" всего восьми подвидов "погруженность" различается через незнание. Эти подвиды "мрака" [бывают], когда кто-то, "погрузившись" в то, что именуется Прадхана, Интеллект, Эготизм, 5 танматр2, полагает, что и Атман в них "погружается" и [думает]: "Я освобожден". Восьми подвидов "омрачение" восьмеричное таков смысл. Из-за привязанности к 8 видам сверхспособностей, начиная с атомарности, Индра и прочие боги не достигают освобождения, но снова, по истечении их, перевоплощаются таково восьмеричное "омрачение". Десяти подвидов "великое омрачение": звуки, осязания, вкусы и запахи это 5 объектов у богов, характеризуемые радостью, и эти же, начиная со звука, 5 объектов у людей; в связи с этими 10 [рассматривается] "великое омрачение". "Тьма" восемнадцати подвидов: [всего] 8 видов сверхспособностей и 10 объектов видимых и "предписанных"" когда радуются, достигая эти 18, и печалятся, лишаясь их, имеют место восемнадцать [подвидов] иллюзий, [так как] "тьма" иллюзия. Как "тьма" [складывается из] 8 видов сверхспособностей и 10 видимых и "предписанных" объектов, так и "кромешная тьма" также 18 подвидов. Та "кромешная тьма" [имеет место], когда [кто-то] глубоко скорбит, умирая во время наслаждения избытком объектов или "отпадая" от 8 сверхспособностей. Таким образом, подвиды заблуждения начиная с "темноты",
распределяемые по пяти группам, составляют [в сумме] 62.
(В) Теперь [составитель карик] представляет дальнейшие деления 5 разновидностей заблуждения: ""Мрак" восьми подвидов..." "Мрак" неведение восьми подвидов когда восемь Непроявленное, Великий, Эготизм, 5 танматр, Атманом не являющиеся, [кто-то] принимает за Атмана, [имеет место] "мрак" или неведение. Ввиду того, что у него 8 видов объектов, ["мрак"] восьмеричен. И "омрачение" также восьмерично словом "и" [обозначается] присоединение [к предыдущему числу]. Ведь боги, достигнув 8 сверхспособностей, мнят себя бессмертными, а из-за обладания атомарностью и прочими [сверхспособностями] считают себя [уже] непреходящими. И эта самость и есть "омрачение", [которое] восьмерично ввиду восьмеричности сферы сверхспособностей. "Великое омрачение" десяти; "великое омрачение" это страсть, привязанность к пяти притягательным объектам начиная со звука, коих, ввиду того, что они божественные и не-божественные, [всего] 10 видов, и оно, ввиду десятеричности своих объектов, [также] 10 видов. "Тьма" отвращение восемнадцати. 10 объектов, начиная со звука, по [самой] природе притягательны, сверхспособности же, начиная с атомарности, не притягательны по своей природе, но суть [лишь] средства [достижения] таких притягательных [объектов], как звуки. Но те звуки и прочие [объекты, будучи уже] достигнуты, начинают друг другу препятствовать, а средства их [достижения], атомарность и прочие [сверхспособности], уже и сами по себе начинают вызывать раздражение. 8, начиная с атомарности, и 10, начиная со звука, составляют 18. Отсюда и "тьма", или отвращение, [с которым они соотносятся], также восемнадцати подвидов ввиду восемнадцатеричности объектной сферы. Стольких же и "кромешная тьма"; "кромешная тьма" это привязанность, страх, "стольких же" [подвидов] означает воспроизведение [числа] 18. Поистине боги, достигнув 8 сверхспособностей, начиная с атомарности, и наслаждаясь 10 объектами, начиная со звука, пребывают в опасении: "Как бы асуры и прочие не попортили наших звуков и прочее "вкушение", а также атомарность и прочие средства!" Этот-то страх, привязанность и есть "кромешная тьма", которой 18 подвидов ввиду того что его сфера восемнадцатерична. Так пятеричная иллюзия, заблуждение оказывается
посредством дальнейших делений 62 подвидов.
Дефекты одиннадцати индрий с дефектами интеллекта указаны как неспособность. Семнадцать дефектов интеллекта из противоположностей удовлетворенности и достижения. (Г) [Теперь] описываются разновидности неспособности: "Дефекты одиннадцати индрий..." "...двадцать восемь неспособности, [что] от дефектности "инструментария"" так было указано (CK 47). При этом дефекты одиннадцати индрий [соответственно] глухота, слепота, нечувствительность, потеря вкуса, потеря обоняния, немота, сухорукость, хромота, запор, импотенция и сумасшествие с дефектами интеллекта указаны как неспособность вместе с теми дефектами, что в интеллекте, с ними составляются 28 [разновидностей] неспособности. Семнадцать дефектов интеллекта те 17
дефектов [составляются] из противоположности
разновидностям удовлетворенности и достижения
вместе с противоположностями 9 разновидностей
удовлетворенности и 8 разновидностей достижений 11 дефектов
[индрий составляют] 28 разновидностей неспособности [в целом].
(В) Сказав о 5 разновидностях заблуждения, [составитель карик] представляет [теперь] 28 разновидностей неспособности: "Дефекты одиннадцати индрий..." Дефекты индрий:1 Глухота, нечувствительность, слепота, отсутствие вкуса и
обоняния,
Они суть по порядку дефекты органа слуха и прочих [индрий]. Такова же [в количественном отношении] и обусловленная ими неспособность интеллекта [в выполнении] своих функций. Потому и неспособность интеллекта называется одиннадцатеричной ввиду того что она обусловлена 11 причинами3. Желая же указать на отсутствие различия между причиной и тем, что ею обусловливается, [составитель карик указывает] на их общую референцию4. Затем, указав таким образом на неспособности интеллекта посредством [указания на] дефекты индрий, [он] говорит и о собственной природе неспособностей интеллекта: "с дефектами интеллекта". Но сколько же собственных дефектов интеллекта? На это сказано: "семнадцать дефектов интеллекта". Откуда? Из противоположностей удовлетворенности и достижения. Удовлетворенность 9 разновидностей, а потому и противоположность им, при констатации этого, 9 разновидностей. Равным образом достижения 8 разновидностей, а потому и противоположность им, при констатации этого, 8 разновидностей. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|