К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ

- Оглавление -



Предисловие (сокр.)

[...] Понимание философии немецкого идеализма как философии свободного и бесконечного субъекта, данное в нашей работе, легко объясняется теми социально-экономическими условиями, в которых приходилось жить представителям немецкого идеализма.

К. Маркс отмечает, что в то время как французская буржуазия посредством революции завоевала европейский континент, бессильные немецкие бюргеры дошли только до понятия "доброй воли"1. Социально-политические идеи либеральной французской буржуазии Кант переложил на философский язык Германии. Еще в 1842 г. Маркс характеризовал философию Канта как "немецкую теорию французской революции". Социальную философию французской революции Кант перевел на абстрактный язык немецкого либерализма. Личность и его свобода – этот лозунг французской революции распространяется и в Германии, но немецкая буржуазия настолько слаба экономически, что не в силах осуществить его; она способна лишь мечтать о нем. Как отмечает Маркс, в этот период немецкие бюргеры "предавались своим мелким делишкам и великим иллюзиям"2. Поэтому немецкий либерализм – это только мечта о подлинном либерализме. "Добрая воля" была определена как свободная воля человека. Лозунги великой французской революции на абстрактном языке немецкой философии превратились в идею "свободного субъекта".

По природе Кант не был революционером; с другой стороны, Кант был первым среди тех, кто создавал "немецкую теорию" французской революции. Ясно, что в системе Канта идея "свободного субъекта" не приняла окончательного вида.

Фихте восполнил этот пробел. Фихте – революционер, совершивший в своих "идеях" ту революцию, которую французская буржуазия осуществила в действительности. В 1792 г. Фихте пишет "Речь", где от "государей Европы" требует свободы мысли. Спустя год Фихте выступит истинным идеологом французской революции: он публикует очерк "Beiträge zur Berichtigung der Urteile des Publicums über die französische Revolution", где дана апология революции. В силу социально-экономических условий революция в Германии была невозможна. Пафос революции нашел выход в философии. Может быть нигде не прослеживается связь философии и революции так ясно, как в немецком идеализме. И не случайно, что диалектический метод был выработан именно в этот период. Диалектический метод, эта философская теория революции, явился именно детищем революции.

В философии Фихте идея личности и ее свободы уже окончательно принимает образ абсолютного, свободного субъекта, а самораздвоение абсолютного субъекта как единого и целого и познание противоречивых частей его есть содержание и суть диалектики...

Февраль 1929 года



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 696
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Примечания К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, издание
  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Глава Пятая ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА I. ПРОБЛЕМА
  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Глава Четвертая ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ I. ИДЕАЛИЗМ
  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Глава Первая НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Глава Вторая ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В ФИЛОСОФИИ КАНТА I.
  • К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Глава Третья ОТ КАНТА ДО ФИХТЕ I. ВЕЩЬ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3 ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4 КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Государство разума. Политическая теория Фихте В
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Теория нравственного действия, или учение о
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Проблема свободы в философии права Фихте.
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | Ссылки и примечания Трубецкой С.Н. Собр. сочинений: В
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Критика аффекта самостоятельности и пересмотр понятия
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. Гностицизм Фихте Казалось бы, достигнутая точка
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. Право и нравственность у позднего Фихте
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Мы проследили эволюцию как философских, так
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Продуктивная способность воображения и бессознательная деятельность
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Рождение Я актом свободного самополагания Вернув
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 1. Я как исходное начало идеализма свободы.
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Пиама Павловна Гайденко ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Вторая ЗНАНИЕ Негодование и страх грызли
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Первая СОМНЕНИЕ Итак, я думаю, что
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ I Голос из глубины моего существа, которому
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Третья ВЕРА Разговор с тобой уничтожил
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ II Я непременно должен делать нечто, чтобы
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ III Но когда это состояние будет достигнуто
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV Моя закономерная воля просто как таковая,
  • И. Г. Фихте. ОСНОВА ОБЩЕГО НАУКОУЧЕНИЯ | Примечания Предисловие В Основе общего наукоучения Фихтевпервые предпринял



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь