ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




§1

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

[...] Как известно, гносеология становится ведущей философской дисциплиной в Новое время. В философии древних греков проблемы познания не стояли на первом плане. И все же у древнегреческих мыслителей обнаруживается некоторый подход к проблеме субъекта и объекта. Древнегреческие мыслители не имели "под собой" тысячелетней писанной истории, не наблюдали качественно отличных эпох в развитии культуры. Поэтому субъектом познания они считали отдельного индивида с его естественно-психологическими свойствами. Вследствие этого они не сознавали социальной природы субъекта и процесса познания.

Следует иметь в виду еще одну особенность древнегреческой философии. Она исходит из социальной жизни, из существующей культуры. Но в качестве социально значимой системы для древнегреческих философов существовали главным образом обыденное сознание и миф. Из них исходит, на них основывается, их отрицает философское сознание, а на уровне обыденного сознания и мифа нет гносеологического противопоставления объективного и субъективного, что в значительной степени повлияло на первоначальный этап осмысления данной проблемы мыслителями древности.

Важно подчеркнуть, что мифология и обыденное сознание являлись формами чувственного миросозерцания, основанием, из которого впоследствии вырастает философия. В чувственном миросозерцании нет расчленения на субъект и объект. Мир дается как целостность, неразрывность. Индивид не вычленяет себя из общества, не имеет своего (отличного от общественного) субъективного знания, вследствие чего не соотносит субъективное с объективным. Это соотношение производит общество в целом, но стихийно, неосознанно, вследствие чего в мифе и обыденном сознании нет противопоставлений субъекта и объекта. Следует также учесть, что субъектно-объектное отношение наиболее зримо проступает в познании, в гносеологическом противопоставлении человека и мира, а в мифе и обыденном сознании познавательное отношение отодвинуто на задний план. Их главная функция – социально-практическая1.

Нерасчлененность субъективного и объективного, материального и идеального в формах сознания, предшествовавших философии, наложила отпечаток на первый период развития последней. В натурфилософских системах первых греческих мыслителей отсутствует противопоставление субъекта и объекта. Досократики пытались отыскать первооснову мира, сущего. При этом мир, космос предстает целостным, в единстве с человеком, а первоначала составляют сущность человека в такой же степени, как и сущность всего окружающего мира. Тем не менее в натурфилософии возникает предпосылка различения субъективного и объективного, которая кроется в противопоставлении чувственного и рационального. Гераклит, Парменид и Демокрит оспаривали истинность чувственного познания, так как первоначала, о которых они учили, не даны непосредственно, к ним доходят при помощи разума.

В противопоставлении чувственного и рационального уже кроется зародыш субъектно-объектного отношения, поскольку оно предполагает возможность разного видения мира – обыденного (толпа) и философского. В теории познания, которую можно вычленить во взглядах досократиков, субъектом познания выступал человек – отдельный индивид, наделенный естественными психофизическими свойствами, а сам процесс познания рассматривался по существу как психический процесс.

Объектом познания у первых философов выступало общее, но оно не было отчленено от отдельного. Общим является отдельное (конкретное вещество), возведенное в ранг общего.

Противопоставление субъективного и объективного в древнегреческой философии впервые было осуществлено софистами. Это противопоставление отражало в теории реальные противоречия личности и общества, которые пытались осознать философы. С развитием экономических отношений в период рабовладельческой демократии произошло духовное отделение личности от общества. Центр тяжести переносился с традиционных институтов и норм на индивида. Осознав себя личностью в сфере социально-производственных отношений, человек становится предметом исследования и в философии.

Противопоставление человека и мира, субъективного и объективного впервые выразили софисты. А.Ф.Лосев дает следующую оценку софистам как определенному этапу развития древнегреческой культуры:

"Греческие софисты – это первая ступень самосознания духа, переходившего от объективного космологизма к субъективному антропологизму, причем базой необходимого здесь индивидуалистического развития служила афинская демократия конца V века. Именно для нее, для ее политически-экономической экспансии и послужила орудием дифференцированная свободно-инициативная личность, окончательно порвавшая с общинно-родовыми авторитетами"2.

Проблема субъекта и объекта у софистов приняла форму противопоставления "субъективных переживаний" и объективного мира. Множественность натурфилософских систем, каждая из которых предлагала свое объяснение миру, отрицая остальные, закономерно привела к подрыву самой идеи рационального объяснения. Недоверие, которое предыдущие философы испытывали к чувственному познанию, было перенесено софистами и на рациональное познание.

В качестве субъекта познания софисты признавали отдельного индивида, но этот индивид не сливался с космосом, а становился рядом с ним и даже на определенной от него дистанции. Человек провозглашался мерой вещей, центром космоса. Так на смену объективному космологизму досократиков пришел субъективный антропологизм софистов. В теории познания софистов объект поставлен в зависимость от субъекта, отрицалась возможность объективного знания. При этом субъект понимался прежде всего чувственно-психологически. На данном основании они отрицали общее в познании и культуре в целом. Софисты поставили перед судом разума все прежние традиции, моральные нормы. Размышляя над ними, они обнаруживали в них противоречия и тем самым разрушали их.

В противоположность этому Сократ, Платон и отчасти Аристотель ставили целью восстановить, утвердить "права" общего. Сократ предпринял попытку восстановить моральные законы в сфере, открытой софистами, – в субъективно-практической жизни. Но если софисты остановились здесь на чувственности (отсюда их субъективизм и скептицизм), то Сократ нашел опору в разуме (его устремления к объективным истинам, понятиям),

Сократ, Платон и Аристотель ввели философию в новое, отличное от предыдущего этапа русло развития. Сократ первым открыл сферу понятий и поставил вопрос об их определении, градации и субординации, вопрос, который был систематически разработан Аристотелем в его учении о категориях и логике. Как пишет Ильенков,

"до Платона знание понималось как внутреннее состояние отдельного человека... Платон же стал понимать под человеком не единичное тело, а личность, сформированную государством, т.е. человека, усвоившего общие нормы культуры и повинующегося им... Вопрос об отношении знания к действительности встал как вопрос об отношении непосредственно-общественных норм и форм человеческой культуры, индивидуализированных в отдельном человеке, к миру единичных чувственно воспринимаемых тел, к которому принадлежит и единичное тело самого человека"3.

Исследуя идеи добра, прекрасного, справедливости, истины, Платон анализировал моральное, эстетическое, правовое и философское сознание. Тем не менее реальный субъект познания понимался Платоном психологически. Субъектом он считал отдельного индивида с его чувственными и умственными способностями. Невозможность согласования эмпирически-психологического субъекта со всеобщим характером идей была одной из причин идеализма Платона.

Несколько иной характер носит проблема субъекта и объекта в философии Аристотеля. Субъектом познания он, как и все древнегреческие мыслители, считал отдельного индивида, наделенного душой и разумом. В качестве объекта познания признавались чувственные вещи и их сущности. Чувственность рассматривалась Аристотелем как исходная и необходимая предпосылка познания. Предметом же научного познания он считал общее, сущности вещей. Перед Аристотелем фактически стала та же проблема, что и перед Платоном: как примирить эмпирического индивида и общее – предмет познания?

Эту задачу Аристотель пытался решить при помощи разума. Он учил, что разум бессмертен, вечен и передается по наследству. Разум – это идеальная форма, имеющая прообразом чистую форму. Этот разум философ отличал от чувственной смертной души, которая аффектируется чувственными вещами. Таким образом, мы находим у Аристотеля два познавательных отношения: душа – чувственные вещи, разум – сущности. При этом идеи разума и сущности вещей образуют единство, тождество.

"Поскольку познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета... Но если знание рассматривается как уже возникшее, как уже осуществившееся, то предмет и знание о нем составляют нераздельное целое"4.

Отождествление идей разума и сущности вещей (знания и предмета) ведет к снятию противопоставления субъективного и объективного. Знание рассматривается Аристотелем как особый вид бытия. Категории же тождественны наиболее общим формам бытия.

Философия Аристотеля была кульминационной точкой развития древнегреческой мысли. Упадок древнегреческого рабовладельческого общества привел к упадку его духовной культуры. В эпоху эллинизма и римского господства разрываются традиционные связи личности и общества (гражданина и полиса), формируются новые связи, принципиально отличные от прежних. Разумность и упорядоченность общего (государственных законов и т.п.) становятся проблематичными, общее отчуждается от индивида, теряет свою полисную "прозрачность". Исчезло то животворное, подчас противоречивое единство общего и единичного, личности и общества, гражданина и полиса, которое было основой расцвета древнегреческой философии.

Стоики, эпикурейцы и скептики фактически свели философию к учению о житейской мудрости. Этот поворот в древнегреческой философии свидетельствует о кризисе основ общества. Установки, идеалы, ценности, функционировавшие ранее стихийно, теряют свою силу. В этот исторический период произошло формирование личности с ее своеобразным и неповторимым внутренним миром. Субъектом познания и культуры философы эллинистического и римского периодов, как и их предшественники, считали отдельного индивида. Но сама личность уже полностью автономна, оторвана и противопоставлена космосу. Она ищет в самой себе основание своего существования. Только личность признавалась самодовлеющей, высшей ценностью. Личность и космос рассматриваются как микрокосм и макрокосм. Такое понимание соотношения субъекта и объекта характерно и для стоического учения о тождестве человеческой души с мировым разумом, и христианской идеи бога как личности. Отношение бога и личности было главным и для неоплатонизма.

Рассмотрение древнегреческой философии показывает, что отношение субъекта и объекта не является раз и навсегда сформированным. В истории философии, с одной стороны, отразилось углубление понимания философами отношения субъекта и объекта, а с другой – проявилась историческая эволюция социальных отношений, отражением которых является гносеологическая проблема субъекта и объекта. В целом для древнегреческой философии характерно отсутствие антиномии субъективного и объективного в той форме, которая характерна для философии Нового времени.

Причепий Е.Н.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1823
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3 ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4 КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Историко-философский процесс является одной из сфердействия
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ДЕКАРТ 1. Отношение к Августину и
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Номинализм XIV в. и проблема самосознанияХотя
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Третья I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА 1. Традиция
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. АВГУСТИН 1. Проблемы сомнения и самопознанияАвгустину,
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая I. АВГУСТИН И ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ПЛОТИН 1. Проблема самопознанияКак нетрудно заметить,
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая I. АРИСТОТЕЛЬ 1. Проблема самопознанияВ
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Михаил Анатольевич Гарнцев ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | Литература Цитируемые в тексте произведения, опубликованные в сериях
  • М. А. Гарнцев. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | Список сокращений AHDL Archives dhistoire doctrinale et litt233raire
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Цитируемая литература Энгельс Ф., Диалектика природы. М., 1955.Ленин
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Глава Вторая ТЕОРИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В НЕМЕЦКИХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | РАЗДЕЛ I ТЕОРИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ИДЕАЛИЗМЕ
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Предисловие Среди видов знания, различающихся философией, имеется так
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Заключение Трудности и противоречия, таящиеся в понятии интуиции,
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Глава Девятая ИНТУИЦИОНИЗМ И ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В МАТЕМАТИКЕ
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Глава Восьмая ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИКИ ПУАНКАРЕ
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Глава Седьмая ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ КАНТОРА И ИНТУИЦИЯ АКТУАЛЬНО
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | РАЗДЕЛ IV ВОПРОС ОБ ИНТУИЦИИ В МАТЕМАТИКЕ КОНЦА
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | Глава Пятая НЕИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНТУИЦИИ 1. Противоречивая оценка
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | РАЗДЕЛ III АЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНТУИЦИИ В БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • В. Ф. Асмус. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ | РАЗДЕЛ II ТЕОРИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В НЕМЕЦКОМ ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.М.Розин РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Познай
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Н.И.Кузнецова НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.В.Папанов К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИАЛОГА Для исследования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь