Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
К. С. Бакрадзе. ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ | Примечания К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, издание
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, издание второе, т. 3, стр. 182.
Там же, стр. 184.
Глава Первая
Энгельс отмечает, что философия Гегеля является "заключительным фазисом философского движения со времени Канта". См. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, М., 1952, стр. 343.
Исключение составляет лишь современная советская научная литература. Следует отметить статьи А. Деборина о Канте и Фихте (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, тт. I и III), о Фихте (Вестник Коммунист. Академии, кн. 3) и о Гегеле и Марксе. Это первая попытка исследования основ идеалистической диалектики. Заслуживают внимания также работы В. Асмуса "Диалектический материализм и логика" и М. Гогиберидзе "Развитие проблем материализма и диалектики до Маркса".
И. А. Ильин, Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. I, Москва, 1918, стр. 119.
E. v. Hartmann, Geschichte der Metaphysik, II, стр. 212, 236.
"Bei keinem einzigen Schritt der Hegeischen Logik ist mehr geleistet als eine geschickte oder ungeschickte Sophistik", там же.
Гегель, Сочинения, т. VII, стр. 17-18.
Fr. Brünstäd, Untersuchungen zur Hegels Geschichtstheorie, T. I, Einleitung: Aufgabe u. Methode der Hegelforschung (1909 г.).
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, издание второе, т. 23, стр. 21.
Гегель, Соч., т. IV, стр. 9. Гегель отвергает спинозизм именно потому, что в нем принципом признана субстанция, а не субъект.
Briefwechsel, т. II, стр. 361. В первом издании "Критики чистого разума" Кант не вводит термина "сознание вообще" (Bewusstsein überhaupt). В "Пролегоменах" же он пять раз упоминает его. Во втором издании "Критики..." полностью переработан раздел "Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий" (§§15-27) и указанное понятие получает четкую форму.
"... gleichsam hinter seinem Rücken vorgeht", Hegel, Phänomenologie d. Geistes, стр. 72.
Многочисленные места из произведений Гегеля свидетельствуют о том, что у Гегеля очень глубоко было развито чувство реальности. Многие места даже кажутся написанными реалистом и материалистом. Подобные мысли можно найти в "Философии истории", "Истории философии" и даже в "Философии религии". Но в этом смысле более значительна "Феноменология духа", где вопрос ставится так (процесс развития происходит "за спиной" сознания), что ход мыслей подчас чисто материалистический: предмет, действительность определяет формы сознания.
В результате устранения субъекта от диалектического метода отпадают некоторые моменты, которые являются следствием понятия субъекта и характеризуют только идеалистическую диалектику. Таким, прежде всего, является телеологизм необходимый момент идеалистической диалектики. Но об этом ниже.
Глава Вторая
По терминологии Канта "Die Quelle" означает "принцип", а не "источник"; этот вопрос с достаточной очевидностью доказан в работе: E. Frank, Das Prinzip der dialektischen Synthesis, стр. 18-19.
Kant, Kritik d. r. Vernunft, §3-5 (Hrsg. v. Kehrbach),
Там же, §1.
Kant, Prolegomena, §14.
Hegel, Geschichte d. Philosophie, т. III, стр. 559.
Kant, Logik, стр. 3.
Там же.
Kant, Kritik d. r. Vernunft, стр. 151 (Кант, Критика чистого разума, Соч., т. III, стр. 230).
Там же, стр. 150 (т. III, стр. 229).
Kant, Kritik d. r. V., §2.
Там же, §3.
K. Fischer, Kant, часть I, стр. 326, 349 русского перевода.
R. Kroner, Von Kant bis Hegel, т. I, стр. 73 и след. Автор расширяет этот вопрос и полагает, что с ним связана также проблема возможности метафизики.
Riehl, Der philosophische Kritizismus, т. I, стр. 438.
Br. Bauch, I. Kant, стр. 132.
Именно так представляется Бауху положение дел. Он пишет: "Ist darum die Wirklichkeit der Erfahrung in ihrer Möglichkeit der problematische Ausgangspunkt der transzendentalen Methode, so kann man die Möglichkeit der Erfahrung in ihrer Wirklichkeit als den Zielpunkt der transzendentalen Methode bezeichnen. Erfahrung ist also Ausgangspunkt und Ziel zugleich", там же, стр. 8.
Hegel, Wissenschaft der Logik, стр. 56.
Там же.
Сohen, Logik d. r. Erkenntnis, I, Das Urteil des Ursprungs.
С этой точки зрения интересен редуктивный метод проф. Ш. Нуцубидзе (Wahrheit und Erkenntnisstructure). Редуктивный метод, бесспорно, содержит элемент диалектического метода и мышления.
Соhеn, Kants Theorie d. Erfahrung, стр. 94.
E. Frank, Das Prinzip etc..., стр. 11.
Кant, Kritik d. r. V, стр. 152 (т. III, стр. 232).
Там же, стр. 156 (т. III, стр. 234).
Об этом более подробно речь пойдет ниже.
Erdmann, Geschichte der Philosophie, т. II; Windelband, Zeller и др. Kroner, Von Kant bis Hegel, т. I, Platos Ideenlehre und Kants transzendent. Logik, стр. 35 и след., где проводится ясное различие между идеалистическими системами Платона и Канта.
В. Асмус, Диалектический материализм и логика; А. Дебоpин, Очерки по истории диалектики, 1. Диалектика у Канта, Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. I; М. Гогибеpидзе, Развитие проблем материализма и диалектики до Маркса (на груз. яз.).
Вг. Bauch, I. Kant.
Kant, Versuch, den Begriff der negativen Grossen in die Weltweisheit einzuführen, стр. 25 и след.
Kant, Versuch..., стр. 43 (Кант, Соч., т. II, стр. 51).
Дебоpин, Диалектика у Канта (Архив К. Маркса и Ф. Энгельса), кн. I, стр. 26. Положение, что действительность есть борьба противоположных сил и связанную с ним идею развития Кант высказал еще в 1755 г. в сочинении "Всеобщая естественная история и теория неба, или Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона". Но моменты диалектики здесь Кант понимает пока механически. Об этом справедливо замечает Деборин в вышеназванной работе: в основе процесса развития лежит борьба противоположных сил. Сила притяжения и отталкивания формирует, вызывает к жизни из хаоса рассеянной материи мировые системы и снова их разрушает для того, чтобы из их обломков создать новые системы. Борьба противоположных сил происходит как в отдельном атоме, так и в целых мировых системах, как в душевной жизни человека, так и в общественных организмах. Итак, основные мысли, которыми проникнута кантовская космология, сводятся к идее развития и своеобразной механической "диалектике", стр. 17.
Kant, Versuch..., стр. 59 (т. II, стр. 121).
Kant, Versuch..., стр. 59 (т. II, стр. 121).
Приведем лишь один пример: "2. Согласие и противоречие. Если реальность представляется только посредством чистого рассудка (realitas noumenon), то немыслимо противоречие между реальностями, т.е. такое отношение, при котором они, будучи связанными в одном субъекте, уничтожали бы следствия друг друга, так что 3 минус 3 было бы равно 0. Наоборот, реальности в явлении (realitas phaenomenon) могут противоречить друг другу, и, будучи соединены в одном субъекте, одна реальность может полностью или отчасти уничтожать следствия другой, как, например, в том случае, когда две движущие силы, расположенные на одной прямой, действуют на одну и ту же точку в противоположных направлениях или когда страдание уравновешивается наслаждением".
Соhen, Die systematische Begriffe in Kants vorkritischen Schriften nach ihrem Verhältniss zum kritischen Idealismus, стр. 29.
Kant, Kritik d. r. Vernunft, Einleitung, стр. 47 (т. III, стр. 124)
Там же, стр. 76-77 (т. III, стр. 155).
Kant, Prolegomena, стр. 73 (т. IV, ч. I, стр. 111).
Kant, Kritik d. r. V., стр. 134 (т. III, стр. 716).
Kant, Kritik d. r. V., стр. 111 (т. III, стр. 710).
Там же, стр. 114-120 (т. III, стр. 701-706).
Там же, стр. 120 (т. III, стр. 706).
"Die Synthesis überhaupt... ist die blosse Wirkung der Einbildungskraft, einer blinden, obgleich unentbehrlichen Function der Seele...", Kritik d. r. V., стр. 95.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 130-131 (т. III, стр. 713-714).
Там же, стр. 131 (т. III, стр. 714).
Там же.
Там же.
"Diesen objektiven Grund aller Assoziation der Erscheinungen, nenne ich die Affinität derselben", там же.
Kant, Prolegomena, стр. 102 (т. IV, ч. I, стр. 203).
Kant, Kritik d. r. V., стр. 134 (т. III, стр. 714).
Kant, Prolegomena,§18, стр. 77 (т. IV, ч. I, стр. 171).
Kant, Kritik d. r. V., §19.
Кronеr, Von Kant bis Hegel, т. I, стр. 144.
Сassirer, Erkenntnisproblem, т. II, стр. 530-531.
Сohen, Kants Theorie der Erfahrung; Сassirer, Erkenntnisproblem, т. II.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 133 (т. III, стр. 716).
Br. Bauch в книге "Im. Kant" (стр. 260) пишет: "Wohl an wenig Punkten der ganzen Philosophie historischen Forschung sind geschichtlichen Interpretation so viele Schwierigkeiten und Unstimmigkeiten erwachsen, wie an diesem Punkte (речь идет о "вещи в себе" К.Б.) der Kantischen Lehre. Und es lässt sich nicht verkehnen, dass jene ihre Ursache in der Unstimmigkeiten der Kantischen Lehre selber haben".
Kant, Kritik d. r. V., стр. 154 (т. III, стр. 233).
Там же, стр. 106 (т. III, стр. 184). "...die Gegenstände durch die Erkenntnis a priori in der Anschauung gegeben werden".
Kant, Kritik d. Urteilskraft, стр. LV и след. (Кант, Соч., т. V, стр. 197).
Сassirer, Erkenntnisproblem, II, стр. 590 и след.
Br. Bauch, Kant, стр. 262.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 235 236 (т. III, стр. 310).
Там же, стр. 236 (т. III, стр. 311).
Там же, стр. 234 (т. III, стр. 722)
Br. Bauch, I. Kant, стр. 263 и след.
Kant, Kritische Reflexionen, II, стр. 366 и след.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 81 (т. III, стр. 159).
Именно этот момент философии Канта берут за основу в своих теориях Ласк (Die Lehre vom Urteil) и Kpонep (Von Kant bis Hegel, т. I), который, вместе с тем, подвергся и влиянию Ласка.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 153 (т. III, стр. 232).
Kant, Kritik d. r. V., второе издание, стр. 135 (т. III, стр. 193)
А не синтез создает трансцендентальное сознание, как это представляется И. Эббингаусу (см. Ebbinghaus, Relat. und absolut. Idealismus, стр. 10 и след.).
Kant, Logik, §§1-16.
Представляет интерес глава "Критики...", посвященная схематизму, где Кант прямо становится на формально-логическую точку зрения понятия и старается решить проблему с помощью теории субсумции. Несмотря на это, Кант хорошо понимал принципы созданной им новой трансцендентальной логики и в другом месте дал решение этой же проблемы уже с помощью теории синтеза (Об этом см. статьи Curtjus и Zschocke в журнале "Kantstudien").
Kant, Logik, §4, стр. 101.
Там же, §113.
"... also ein Drittes, der diese Einteilung enthält, und zwei opposita sind Einteilungen von einem höheren Objekt", Kant, Vorlesungen über die Metaphysik, стр. 21.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 259 (т. III, стр. 334).
Kant, Kritik der Urteilskarft, стр. 38 (т. V, стр. 199).
Kant, Kritik d. r. V., стр. 96-97 (т. III, стр. 175).
Ср. с первым (А) синтезом Фихте.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 99-101 (т. III, стр. 178).
Hegel, Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie, стр. 567 (Гегель, Соч., т. XI, стр. 428).
Там же (т. XI, стр. 427).
К a n t, Kritik d. т. V., стр. 260.
Kant, Kritik d. r. V., стр. 264, 273.
E. v. Hartmann, Über die dialektische Methode, стр. 22.
Ср. I. Соhn, Theorie der Dialektik, стр. 26.
"Eine Illusion,die gar nicht zu vermeiden ist..." "Die transcendentale Dialektik wird also sich damit begnügen, den Schein transcendenter Urtheil aufzudecken.., dass er aber auch (wie der logische Schein) so gar verschwinde und ein Schein zu sein aufhöre, das kann sie niemals bewerkstelligen" K. Fisсher, Kant, т. I; см. Kant, Kritik d. r. V., стр. 263.
Понятие идеи "erweist sich als wiederspruchshaltig, als unausdenkbar, als Nest der Antinomien, als unsere Erkenntnis überschreitend, während er doch unser Erkenntnisstreben reguliert" (Cohn, Theor. d. Dialektik, стр. 27).
Kant, Kritik d. r. V., стр. 342 (т. III, стр. 392)
Подчеркивая диалектический момент в этом положении, А. Деборин пишет: "Каждое явление или событие познается лишь в связи с другими явлениями и событиями. Полное познание явления означает познание данного явления в связи с мировым целым, со всей совокупностью явлений". Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. I, стр. 62.
Гегель, Соч., т. XI, 1935, Москва, стр. 436-437.
"...сущность всех антиномий сводится к противоречию между конечным и бесконечным". А. Дебоpин, цит. соч., стр. 65. А. Деборин ищет такое противоречие только в антиномиях, он не замечает, что все содержание идеалистической диалектики это противоречие и борьба между конечным и бесконечным.
"Бесконечность есть противоречие и полна противоречий... Именно потому, что бесконечность есть противоречие, она представляет собой бесконечный во времени и пространстве беспрерывно-развертывающийся процесс". Энгeльс, Анти-Дюринг, стр. 45.
Глава Третья
В этой главе частично затрагиваются и воззрения Фихте и Шеллинга, поскольку в ней рассматриваются проблемы монизма, системы и "вещи в себе". Только после обсуждения этих вопросов становится возможным рассмотрение диалектического метода Фихте.
Гегель, Сочинения, т. I, Москва, 1929, стр. 89-90.
Hegel, Phänomenologie d. Geistes.
Kroner, Von Kant bis Hegel, т. I, стр. 304.
Jakobi, Einleitung in sämmtl. philosophische Schriften, Werke, т. II, стр. 36, 44, 105 и др.
Там же; см. также D. Hume, Über den Glauben oder Idealismus in Realismus, т. II, стр. 211 и далее.
Jakobi, цит. соч., стр. 40-41.
Jakobi, Werke, т. II, стр. 304.
Maimon, Kritische Untersuchungen über den menschlichen Geist, etc., стр. 158.
Maimon, Versuch über die Transzendentalphilosophie, стр. 202.
Fiсhtе, Zweite Einleitung, Werke, Hrsg. von Medicus, т. III, стр. 67.
Там же.
Zweite Einleit., стр. 65. т III, "...Sie haben gerade das, dem Systeme, welches vorgetragen wird, entgegengesetzte System in ihm gefunden; Dogmatismus statt transzendentalen Idealismus: ich allein aber verstehe es recht".
Там же, стр. 66.
"... Tut er aber diese Erklärung, so werde ich die Kritik d. r. V. eher für das Werk des sonderbarsten Zufalls halten, als für das eines Kopfs", Fichte, Werke, т. III, стр. 70.
Там же, стр. 72.
Там же, стр. 73.
Fichte, Erste Einleitung, Werke, т. III, стр. 6 (Фихте, Избр. соч., т. I, стр. 413).
Там же, стр. 8.
Там же, стр. 9.
Там же, стр. 10.
"Das erste Verfahren heisst Idealismus, das zweite Dogmatismus. Es sind nur diese beiden philosophischen Systeme möglich", там же.
Там же, стр. II.
"Der Konsequente Dogmatiker ist notwendig auch Materialist", там же, стр. 15.
Там же, стр. 14.
Там же, стр. 16
Там же, стр. 17.
"Was für eine Philosophie man wähle, hängt sonach davon ab, was ein Mensch ist; denn ein philosophisches System ist nicht ein toter Hansrat, denn man ablegen oder annehmen könnte, wie es uns beliebte, sondern er ist beseelt durch die Seele des Menschen, der es hat", там же, стр. 18.
Там же, стр. 20.
Там же, стр. 19.
Там же, стр. 21-22.
Fichte, Erste Einleitung, Werke, т. III, стр. 21-22
Гегель, Наука логики, т. I, Москва, 1970, стр. 78.
Гегель, Сочинения, т. XI, М.-Л., 1935, стр. 455.
Hegel, Kantische Philosophie, Werke, т. I, А, стр. 48-50.
Jakobi, D. Hume, Werke, т . II, стр. 49.
Сassirer, Das Erkenntnisproblem, т. III; Kroner, Von Kant bis Hegel, T. I.
Maimon, Versuch über die Transzendentalphilosophie, стр. 182.
Там же, стр. 86.
Там же, стр. 64.
Maimon, Versuch über die Transzendentalphilosophie, стр. 64-65. Маймон здесь говорит о конечном и бесконечном рассудке.
Maimon, Versuch..., стр. 265.
Там же, стр. 227.
Там же, стр. 75-77.
"Среди различных выводов, вытекающих из сказанного, можно выделить то, что знание действительно и может быть изложено только как наука или как система", Гегель, Соч., т. IV, стр. 12.
Гегель, Соч., т. XI, стр. 423.
Там же, стр. 458-459.
Гегель, Соч., т. XI, стр. 460.
Reinhold, Das Fundament des philosophischen Wissens, стр 62
K. Fisсher, т. VI. глава II, 3, §I.
Reinhold, Werke, т. I, стр. 142-143.
"Versuch einer neuen Theorie d. Vorstellungensvermögens". Erörterungen, стр. 389.
E. v. Hartmann, Geschichte d. Metaphysik, т. II, стр. 51.
И. Ильин, Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, "Вопросы философии и психологии", кн. I (III), 1912, стр. 5-6.
Энгельс пишет, что в диалектике рассматривается "отдельный случай... в его общей связи с мировым целым", или же, что "для диалектики, которая по существу рассматривает вещи и их образы понятия в их связи, в их сплетении, в их движении..."
Fiсhte, Rezension des Aenesidemus, Werke, т. I, стр. 135.
"...dass die Philosophie noch nicht zum Range einer evidenten Wissenschaft erhoben sei", Fichte, Über den Begriff der Wissenschaftslehre, стр. 157.
Fichte, Über den Begriff..., стр. 166.
Там же.
Там же, стр. 170.
Fiсhte, Über den Begriff..., стр. 171.
Там же, стр. 172.
Там же, стр. 176.
Там же, стр. 177.
Там же.
Fiсhte, Über den Begriff..., стр. 191.
Fichte, Über den Begriff..., стр. 177.
Там же, стр. 177.
"...und das könnte kein anderes sein, als das, dass der Grundsatz selbst von. welchem wir ausgegangen wären, zugleich auch das letzte Resultat sei" (стр. 188).
Там же, стр. 183.
Там же, примечание.
Fichte, Über den Begriff..., стр. 177.
В этой работе много интересного с точки зрения диалектического метода. Здесь уже сформулированы понятия диалектического развития, деления, тезиса, антитезиса и синтеза, см. стр. 212.
"Bedingen heisst die Handlung, wodurch etwas zum Ding wird, bedingt, das was zum Ding gemacht ist, woraus zugleich erhellt, dass nichts durch sich selbst als Ding gesetzt sein kann, d. h. dass ein unbedingtes Ding ein Widerspruch ist. Unbedingt nämlich ist das, was gar nicht zum Ding gemacht ist, gar nicht zum Ding werden kann", там же, стр. 18.
Sсhеlling, Vom ich als Prinzip der Philosophie, Werke, т. I, стр. 16.
Schelling, Vom ich..., стр. 18.
Представляется интересной полемика о материализме Спинозы, имеющая место в философской литературе как в прошлом, так и в настоящее время. Немецкие идеалисты считали Спинозу последовательным материалистом. Фихте и Шеллинг свои системы называют перевернутым (Verkehrte) спинозизмом. Свой основной принцип Шеллинг определяет с помощью противопоставления его спинозизму: здесь принципом является абсолютное "Я", а в "Этике" Спинозы абсолютное "не-Я". Шеллинг намеревался построить в виде системы теорию, противоположную спинозизму (см. Schelling, Vom ich..., Vorrede). Это относится к тому периоду деятельности Шеллинга, когда он писал Гегелю о том, что стал спинозистом; "Для Спинозы действительность все, для меня же эту роль выполняет "Я".
Schelling, Vom ich..., Werke, т. I, стр. 25-28.
Глава Четвертая
E. v. Hartmann, Über die dialektische Methode, стр. 25 и далее.
См., напр., Wentscher, Geschichte des Kausalproblems, стр. 160.
И. Ильин, Кризис идеи субъекта..., стр. 20-24.
И. Ильин, Кризис идеи субъекта..., стр. 24-25.
В одном аспекте так как субъект таков только в теоретической философии, но не во всей системе. Эта мысль у Гегеля принимает общий характер: субъект является наукой, философией согласно всей системе. Достаточно вспомнить слова Гегеля: "Дух, который знает себя в таком развитии как духа, есть наука". См. Гегель, Соч, т. IV, стр. 13.
"У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги,, чтобы вскрыть рациональнее зерно под мистической оболочкой" (выделено нами К. Б.), К. Маркс, Капитал, т. I, предисловие ко второму изданию.
Kroner, Von Kant bis Hegel, I, стр. 427-428.
Там же.
Fiсhtе, Wissenschaftslehre, Erste Einleitung, Werke, III, стр. 6.
Kronenberg, Geschichte des deutschen Idealismus, II, стр. 188.
Там же, стр. 51.
"Чистое "Я" одновременно есть действенность и осознание этой действенности", "Становление мышления означает одновременно и становление бытия", см. А. Дебоpин, Диалектика у Фихте: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. III, стр. 14.
Гегель, Наука логики, том I, М., 1970, стр. 124.
Fichte, Wissenschaftslehre, Werke, т. III, стр. 288. 290.
"Dasjenige, dessen Sein (Wesen) bloss darin besteht, dass es sich selbst als seiend setzt, ist das Ich, als absolutes Subjekt. So wie er sich setzt, ist er; und so wie es ist, setzt es sich; und das Ich ist demnach für das Ich schlechthin und notwendig", там же, стр. 291.
Там же, стр. 285.
Там же, стр. 291.
Там же, стр. 286.
Там же, стр. 291.
"Ich Identität des Subjekts, des Objekts, Subjekt-Objekt", там же, стр. 292.
"Was Handeln sei, lässt nur anschauen, nicht aus Begriffen entwickeln" и пр. Fichte, Zweite Einleitung, Werke, III, стр. 45.
Эту мысль высказал Кон в своих лекциях в 1924 г. То же самое он повторил во введении "Теории диалектики" (см. Соhn, Die Theorie Dialektik, Einführender Teil).
"Реалистически" интерпретируя концепцию Фихте, Ланц, несмотря на то, что по собственному заявлению находится под большим влиянием "Феноменологии духа" Гегеля, оставляет без должного внимания диалектические и спекулятивные моменты в системе Фихте (см. Lanz, Wahrheitsbegriff und der transzend. Idealismus, Бытие и знание в философии Фихте, Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122). Это упущение частично можно объяснить тем, что Ланц главным образом опирается на работы второго периода Фихте. Однако следует сказать, что диалектические и спекулятивные моменты всегда занимали во взглядах Фихте центральное место и различие между двумя периодами деятельности Фихте не так велико, как принято было считать. Эту точку зрения разделяют авторы работ, появившихся в последнее время: Вышеславцев, Ильин, частично Ласк.
Fiсhte, Wissenschaftslehre, стр. 295.
Там же, стр. 295-296.
Там же.
Там же, стр. 297.
Там же, стр. 297-298.
"Es ist ursprünglich nichts gesetzt, als das ich; und dieses nur ist schlecht, hin gesetzt (§1). Demnach kann nur dem Ich schlechthin entgegengesetzt werden. Aber das dem Ich Entgegengesetzte ist Nicht-Ich", там же, 298-299.
"Insofern das ich Schranken, und nach dem Obigen sich selbst in diese Schranken setzt, geht Tätigkeit (des Setzens nicht unmittelbar auf sich selbst, sondern auf ein entgegenzusetzendes Nicht-Ich" (§§2, 3. Wissenschaftslehre", Drit. Teil, §5. стр. 449.
"Sie ist demnach nicht mehr reine, sondern objektive Tätigkeit (die sich einen Gegenstand setzt)", там же.
"Also endlich ist das Ich, insofern seine Tätigkeit objektiv ist", там же, стр. 450.
Fichte, Grundriss der Eigentümlichen der Wissenschaftslehre, Werke, т. I, стр. 525.
Там, же, стр. 531.
"Dies ist unmöglich und widersprechend, wenn nicht noch ein Drittes gesetzt wird, worin dieselbe ihrselbst gleich und entgegen, setzt zugleich sei. Es muss demnach ein solches Drittes, als synthetisches Glied der Vereinigung gesetzt werden", там же, стр. 529.
Das Gesuchte dritte Glied zu Beruf der Synthesis ist demnach die Begrenzung", там же, стр. 538.
Heimsoeth, Fidbte, стр. 114.
Fichte, Grundlage..., третья часть, стр. 466.
Fichte, Grundriss..., стр. 551 и далее.
"Zwar sind die entgegengesetzten Begriffe durch die zwei ersten Grundsätze gegeben, die Forderung aber, dass sie vereinigt werden sollen, in ersten, enthalten", Grundlage..., стр. 303.
Там же, стр. 302.
Там же, стр. 303.
"Ich setze im Ich dem teilbaren Ich ein teilbares Nicht-ich entgegen", там же, стр. 305.
"Mithin ist Ich nicht-Ich, sondern Ich-Nicht-Ich und Nicht-Ich-Ich", Grundriss..., стр. 301.
Fichte, Grundlage..., стр. 293.
См., напр.; E. v. Hartmann, Ü. d. dialektische Methode.
"Seine Gültigkeit wird selbst eingeschränkt, er gilt nur für einen Teil unserer Erkenntnis", Fichte, Grundlage ..., стр. 306.
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. III, стр. 18-19.
Fiсhte, Grundlage..., стр. 318.
Там же, стр. 320-321.
Fichte, Grundlage..., стр. 322-323.
См. выше; ср. Fichte, Wissenschaftslehre..., стр. 328.
"Sie wird immer fortfahren, Mittelglieder zwischen die Entgegengesetzten einzuschieben; dadurch aber wird der Widerspruch nicht vollkommengelöst, sondern nur weiter hinausgesetzt. Wird zwischen die vereinigten Glieder, von denen sich bei näherer Untersuchung findet, dass sie dennoch nicht vollkommen vereinigt sind, ein neues Mittelglied eingeschoben, so fällt freilich der zuletzt aufgezeigte Widerspruch weg; aber um ihn zu lesen, musste man neue Endpunkte annehmen welche abermals entgegengesetzt sind, und von neuem vereinigt werden müssen", примечание, там же, стр. 338.
Fiсhte, Grundlage.., стр. 343.
"Wir wollen diese Art der Tätigkeit von der Hand unabhängige Tätigkeit ;nennen, bis wir sie näher kennen lernen", там же, стр. 344.
"Durch Wechsel Tun und Leiden... wird die unabhängige Tätigkeit und durch die unabhängige Tätigkeit wird umgekehrt Wechsel Tun und Leiden bestimmt", там же, стр. 345.
Fichte, Grundlage..., стр. 346.
Fiсhte, Grundlage..., стр. 358.
Там же, стр. 360.
Там же.
Там же, стр. 384.
"...ohne welches gar nichts in menschlichen Geist sich erklären lässt", там же, стр. 402.
"Beides soll eins und ebendasselbe sein; das heisst kurz; keine Unendlichkeit, keine Begrenzung; keine Begrenzung, keine, Unendlichkeit; Unendlichkeit und Begrenzung sind in Einem und ebendemselben synthetischen Gliede vereinigt", там же, стр. 408 и дальше, например. "Dieses Wechsel des Ich in und mit sich selbst, da es sich endlich und unendlich zugleich setzt ein Wechsel, der gleichsam in einem Widerstreite mit sich selbst besteht, und dadurch sich selbst reproduziert, indem das Ich Unvereinbares vereinigen will, jetzt das Unendliche in die Form des Endlichen aufzunehmen versucht, jetzt, zurückgetrieben, es wieder auser derselben setzt..", там же, стр. 408-409.
Heimsoeth, Fichte, стр. 11.
Fiсhte, Grundriss..., §3.
Fiсhte, Grundlag..., стр. 426.
Там же.
Там же, стр. 436.
Fichte, Grundlage..., стр. 437
Там же, стр. 444.
"Der erste: das Ich setzt schlechthin sich als unendlich und unbeschränkt. Der zweite: das Ich setzt schlechthin sich als endlich und beschränkt", там же, стр. 460; см. также стр. 448, 462.
"Я" бесконечно постольку, поскольку его деятельность возвращается к самому себе", там же, стр. 449.
Fichte, Grundlage..., стр. 454.
Fiсhte, Grundlage..., стр. 470.
Ср. гегелевское высказывание: "Это духовное движение... есть абсолютный метод познания и, в то же время, имманентная душа самого содержания".
Гегель, Наука логики, т. I, "Мысль", М., 1970, стр. 127.
Гегель, Наука логики, т. I, стр. 128.
Об этом будет сказано ниже.
Гегель, Соч., т. IV, стр. 11.
Ср. "Fichte sieht hinter der Bewegung von vorneherein ein Ruhendes das doch auch lebendig ist, aber nicht fortschreitend ein in sich befriedetes Leben. In später Zeit hat er dafür den früher von ihm verspönten Ausdruck "Sein" wieder zugelassen", Gohn, Theorie der Dialektik, стр. 36.
Термины Gewissheit, как субъективная истинность, и Wahrheit, как предметная истинность, обычны для немецкого идеализма. В абсолютном познании Gewissheit и Wahrheit совпадают, поскольку здесь понятие и предмет тождественны.
Ср. Ebbinghaus, Relat. und absoluter Idealismus, стр 16: "Aber das sich selbst setzende Ich und das Nichtich setzende sind selbst nur dem Namen nach identisch; dem Begriffenach liegt dfe unüberbückte Transzendenz, die bei Kant zwischen dam Ich und dem Dinge an sich liegt, nunmehr zwischen den beiden Akten des Ich selber".
Глава Пятая
Гайм полагает, что здесь могло сыграть роль влияние Гегеля: Шеллинг мог изменить точку зрения под влиянием Гегеля и попытаться опередить его в опубликовании работ. (Гайм, указ. соч., стр. 116).
Это наглядно показано в книге К. Фишера "Шеллинг".
Paulus, Die endlich offenbar gewordene Philosophie der Offenbarung, стр. 358-359. Цитировано по книге К. Фишера "История новой философии", т. VII, С.-Петербург, 1905, 281.
Виндельбанд. История новой философии, т. II.
Zеller, Geschichte d. deutschen Philosophie seit Leibniz.
N. Hartmann, Philosophie d. deutschen Idealismus.
Schwegler, Geschichte der Philosophie, стр. 399.
Schelling, Philosophische Briefe über Dogmatismus und Kriticismus.
Schelling, указ. соч.
Sсhelling, Abhandlungen zur Erläuterung des Idealismus der Wissenschaftslehre, Werke, I, стр. 365.
"Die unendliche Welt ist ja nicht anderes, als unser schaffender Geist selbst in unendlichen Produktionen und Reproduktionen", там же, стр. 360.
Kroner, I, стр. 553: "Schelling hat den tiefsten Sinn der Fichteschen Dialektik nicht verstanden".
"Я" безусловно полагает самого себя и всю реальность в самом себе"; "Я" создает самого себя и всю реальность полагает в самом себе". Schelling, Vom Ich als Prinzip der Philosophie, стр. 68.
Там же, стр. 69.
Там же, стр. 78.
Там же.
Там же, стр. 79.
Там же, стр. 70.
Там же.
Sсhеlling, Ideen zu einer Philosophie der Natur, Sсhelling. Werke, т. I, стр. 309 и далее.
"Das Dunkelste aller Dinge, ja das Dunkel selbst... ist die Materie".. Sсhelling, Werke, т. I, стр. 455.
Schelling, Von der Weltseele, Werke, т. I, стр. 572.
Sсhelling, указ. соч.
"Diese beiden streitenden Kräfte zugleich in der Einheit und im Konflikt vorgestelt führen auf die Idee eines organisierenden, die Welt zum System bildenden Prinzips", Sсhelling, Von der Weltseele, Werke, т. I, стр. 573.
Там же.
Sсhelling, Werke, т. I, гл. "Die Naturphilosophie ist speculative Physik".
Там же, стр. 700.
Schelling, Werke, т. I, стр. 720-721.
"...es (jenes Dritte) muss also ursprünglich schon in demselben begriffen sein, als etwas, was durch den Gegensatz, und wodurch hinwiederum der Gegensatz vermittelt ist".
"...so kann dadurch nicht der Gegensatz selbst absolut aufgehoben werden".
Sсhelling, Werke, т. I, стр. 722.
Sсhеlling, Werke, т. I, стр. 702.
Sсhеlling, Werke, т. I, стр. 702.
Там же, стр. 703.
Там же, примечание.
Sсhеlling. Allgemeine Deduktion des dynamischen Prozesses, Werke, т. I, стр. 763.
Hegel, Darstellung d. Allgemeinen Idee d. Philosophie, Zusatz z. Einleitung, стр. 57-58. См. также стр. 64-71.
"Jenes Eine ist der Mensch, in welchem das Band das Verbundene vollends durchbricht und in seine ewige Freiheit heimkehrt". "Über d. Verhältnis d. Realen u. Idealen in der Natur". Schelling, Werke, т. I, стр. 471.
"Das Absolute ist aber nicht allein ein Wollen seiner selbst, sondern ein Wollen auf unendliche Weise" и еще: "Der Abdruck dieses ewigen und unendlichen sich selbst Wollens ist die Welt" Schelling, Werke, т. I, стр. 458.
Ф. В. И. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. СОЦЭКГИЗ, Ленинград, 1936, стр. 12, 14.
Там же, стр. 17.
Там же.
Sсhеlling, System d. transzendentalen Idealismus, Werke, т. II, стр. 20-21.
Sсhеlling, Vom Ich als Prinzip der Philosophie. Sсhelling, System d. transzendentalen Idealismus, Werke, т. II, стр. 41.
"...das Ich selbst ist ein Wissen, das zugleich sich selbst als Objekt produziert", там же, стр. 43.
Bruno. Werke, II. стр. 503. Bruno: "Jene Dinge also werden auch nichts unabhängig von diesem Wissen sein". Luсian: "Durchaus nichts. Sie entstehen nur durch das Wissen und sind selbst dieses Wissen".
"Durchaus untergeordnete Erkenntnisart", там же.
Bruno, Werke, II, стр. 504.
Bruno, Werke, II, стр. 504.
Там же, "Die Logik also... werden wir als eine blosse Verstandeswissenschaft ansehen müssen".
Там же.
Здесь можно было бы даже сказать: именно такое понимание разума кладется Гегелем в основу диалектики.
Sсhelling, Kritische Fragmente, стр. 245-247.
Первое издание "Феноменологии" имело заглавие "Wissenschaft der Phänomenologie des Geistes".
System d. Transz. Phil., стр. 101. "... gibt mir eine Natur, von entgegengesetzten Tätigkeiten deren eine ins Unendliche geht, die andere in dieser Unendlichkeit sich anzuschauen strebt, und ich lasse euch daraus die Intelligenz mit dem ganzen System ihrer Vorstellungen entstehen".
Там же, Vierter Hauptabschnitt, стр. 206-207.
В связи с этим Betty Heiman употребляет выражение; Die äussere Dialektik. См.: "Systeme und Methode der Hegelsphilosophie".
Sсhelling, System der transzendentalen Philosophie, стр. 200.
См., напр., System. Dritte Epoche "Von der Reflexion bis zum absoluten Willensakt" и далее Aufgabe; "zu erklären, wodurch dem Ich das Wollen wieder objektiv werde".
I. Hillebrand, Die deutsche Nationalliteratur, т. III, стр. 2. "Die Geistesfreiheit war allen Wegen vorgeschritten und in dem Bewusstsein des freien Subjekts zu dem Bestimmtheit gelangt, welche als die allein angemessene Form ihrer Wirklichkeit gelten sollte". И сл.: "Auf dem Grunde dieser Herrschaft des Subjektiven selbst bildete sich... die neue nationalliterarische Richtung, welche unter dem Namen der romantischen in der Geschichte erscheint".
N. Hartmann, D. Philosophie d. deutschen Idealismus.
Darstellung..., Werke, т. II, стр. 312. "Ich habe das, was Ich Natur und Transzendentalphilosophie nannte, immer als entgegengesetzte Pole des Philosophierens vorgestellt; mit der gegenwärtigen Darstellung befinde ich mich im Indifferenzpunkt, in welchem nur der recht fest und sicher sich stellen kann, der ihn zuvor von ganz Entgegengesetzten Richtungen her konstruiert hat".
Schelling, Werke, т. II. стр. 318.
Там же, §§3, 4.
Там же, §9.
Там же, §§10, 11.
Schelling, Darstellung.., Werke, II, §14.
Sсhelling. Darstellung meines Systems der Philosophie, Werke, т. III, 327.
Там же, §44, стр. 339.
К. Фишер, Шеллинг, стр. 599.
Sсhеlling, Fernere Darstellungen, стр. 368, см. также стр. 404.
Sсhеlling, Werke, т. VI, стр. 35-40.
Там же, стр. 25 и далее.
Там же, стр. 40.
Там же, стр. 42-43.
Там же.
См. N. Hartmann, Die Philosophie d. deutschen Idealismus, I, стр. 162. Уже здесь дан момент для превращения идеалистической диалектики в материалистическую диалектику. На этот момент ориентируется частично Фейербах при выработке материалистического мировоззрения.
Противоречие идеалистической диалектики будет подробно рассмотрено во второй части работы: "Проблема диалектики в философии Гегеля".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.