Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
К. Маркс и Ф. Энгельс. ФЕЙЕРБАХ (первая глава "Немецкой идеологии") | Примечания Фейербах 150 1-я глава первого тома Немецкойидеологии,
"Фейербах" 1-я глава первого тома "Немецкой
идеологии", совместного произведения К.Маркса и
Ф.Энгельса, над которым они работали в Брюсселе в 1845-1846
годах. Работа над рукописью началась в ноябре 1845 г. и
завершилась к началу июня 1846 г. Рукопись состояла из двух
томов, первый из которых содержал критику послегегелевской
философии, а второй критику "истинного социализма". Однако
опубликовать рукопись не удалось. Впервые "Немецкая идеология"
была опубликована в Советском Союзе Институтом Маркса - Энгельса
- Ленина: в 1932 году на немецком языке, а в 1933 году на
русском.
В 1-й главе первого тома "Немецкой идеологии" изложено
основное положительное содержание всего труда, поэтому она
является важнейшей главой всего произведения и имеет
самостоятельное значение. Здесь впервые в систематической
форме дано изложение материалистического понимания истории.
Рукопись первой главы состоит из трех частей черновой
рукописи и двух беловиков начала главы. В соответствии с
этим текст главы разделяется на четыре части.
I часть главы представляет собой второй вариант беловика
с добавлением из первого варианта того, что не было
использовано во втором варианте. II часть является
первоначальным ядром всей главы. III и IV части это
теоретические отступления, перенесенные из главы о Штирнере
(III глава 1 тома). Общее содержание каждой из четырех
частей может быть сформулировано следующим образом. I
часть: Введение, общая характеристика идеализма немецкой
послегегелевской философии. Предпосылки, сущность и общие
контуры материалистического понимания истории. II часть:
Материалистическая концепция исторического процесса и
выводы из материалистического понимания истории. Критика
идеалистического понимания истории вообще, критика
младогегельянцев и Фейербаха в особенности. III часть: Как
возникло идеалистическое понимание истории. IV часть:
Развитие производительных сил, разделение труда и форм
собственности. Классовая структура общества. Политическая
надстройка. Формы общественного сознания.
Все редакционные заголовки и необходимые редакционные
вставки заключены в квадратные скобки. В квадратных скобках
указаны также номера страниц рукописи. Листы основного,
второго беловика, пронумерованные Марксом и Энгельсом,
указываются буквой "л" и цифрой: [л. 1] и т.д. Страницы
первого беловика не имеют авторской пагинации, они
указываются буквой "с" и цифрой: [с. 1] и т.д. Страницы
трех черновых частей рукописи, пронумерованные Марксом,
указываются просто цифрой: [1] и т.д.
Имеется в виду основное
произведение Д.Ф.Штрауса "Жизнь Иисуса" (D.F.Strauß.
"Das Leben Jesu". Bd. 1-2, Tübingen, 1835-1836),
положившее начало философской критике религии и разложению
гегелевской школы на старогегельянцев и младогегельянцев.
Диадохи полководцы
Александра Македонского, вступившие после его смерти в
ожесточенную борьбу друг с другом за власть. В ходе этой
борьбы (кон. IV нач. III в. до н.э.) монархия
Александра, представлявшая собой непрочное
военно-административное объединение, распалась на ряд
отдельных государств.
Буквально: мертвая голова, здесь в
смысле: мертвые остатки.
Далее в первом варианте беловика
следовало зачеркнутое место:
"[с. 2] Мы предпосылаем поэтому специальной критике
отдельных представителей этого движения некоторые общие
замечания, выясняющие общие им всем идеологические
предпосылки. Этих замечаний будет достаточно, чтобы
охарактеризовать точку зрения нашей критики в той мере, в
какой это необходимо для понимания и обоснования
последующих отдельных критических очерков. Мы направляем
эти замечания [с. 3] именно против Фейербаха, потому
что он единственный, кто сделал хотя бы некоторый шаг
вперед и чьи работы можно разбирать de bonne foi [всерьез].
1. Идеология вообще, в частности немецкая
философия
А. Мы знаем только одну-единственную науку, науку
истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее
можно разделить на историю природы и историю людей. Однако
обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока
существуют люди, история природы и история людей взаимно
обусловливают друг друга. История природы, так называемое
естествознание, нас здесь не касается; историей же людей
нам придется заняться, так как почти вся идеология сводится
либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному
отвлечению от нее. Сама идеология есть только одна из
сторон этой истории".
Далее в первом варианте беловика следует незачеркнутое
место о предпосылках материалистического понимания истории.
В настоящем издании это место включается ниже в текст
основного (второго) варианта беловика в виде §2.
Основные категории Ф.Штрауса и
Б.Бауэра.
Основные категории Л.Фейербаха и
М.Штирнера.
Далее в рукописи перечеркнуто:
"выступившей с притязанием на роль абсолютной спасительницы
мира от всякого зла. Религия все время рассматривалась и
трактовалась как последняя причина всех противных этим
философам отношений, как главный враг".
Макс Штирнер
целиком, от начала до
конца.
Имеются в виду Л.Фейербах, Б.Бауэр
и М.Штирнер.
"Миропотрясающие мысли"
выражение из одной анонимной статьи в журнале "Wigand's
Vierteljahrsschrift" за 1845 г., т. IV, стр. 327. См. К.
Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 86.
"Wigand's Vierteljahrsschrift" ("Трехмесячник
Виганда") философский журнал младогегельянцев;
издавался О.Вигандом в Лейпциге в 1844-1845 годах. В
журнале участвовали Б.Бауэр, М.Штирнер, Л.Фейербах и др.
Далее в рукописи основного
варианта беловика остальная часть страницы не заполнена
текстом. Затем с новой страницы начинается текст, который в
настоящем издании воспроизводится в виде §3.
Текст данного параграфа взят из
первого варианта беловика.
Далее в рукописи перечеркнуто:
"Первый исторический акт этих индивидов, благодаря
которому они отличаются от животных, состоит не в том, что
они мыслят, а в том, что они начинают производить
необходимые им жизненные средства".
Далее в рукописи перечеркнуто: "Но
эти отношения обусловливают не только первоначальную,
естественно возникшую телесную организацию людей, в
особенности расовые различия между ними, но и все ее
дальнейшее развитие или отсутствие развития
по сей день".
Термин "Verkehr" в "Немецкой
идеологии" имеет очень широкое содержание. Этот термин
включает материальное и духовное общение отдельных
индивидов, социальных групп и целых стран. Маркс и Энгельс
в своей работе доказывают, что материальное общение, и
прежде всего общение людей в процессе производства,
является основой всякого иного общения. В терминах
"Verkehrsform", "Verkehrsweise",
"Verkehrsverhältnisse", "Produktions- und
Verkehrsverhältnisse" ("форма общения", "способ
общения", "отношения общения", "отношения производства и
общения"), которые употребляются в "Немецкой идеологии",
нашло выражение формировавшееся в это время у Маркса и
Энгельса понятие производственных отношений.
Здесь заканчивается первый вариант
беловика. Далее в настоящем издании опять следует текст
основного варианта беловика.
Термин "Stamm", который
переводится в "Немецкой идеологии" как "племя", имел в
40‑х гг. XIX в. в исторической науке более широкое
значение, чем в настоящее время. Он обозначал совокупность
людей, имеющих общее происхождение от одного и того же
предка, и охватывал современные понятия "род" (Gens) и
"племя" (Stamm). Точное определение и различение этих
понятий было впервые дано в книге Л.Г.Моргана "Древнее
общество" (1877). В этом главном произведении выдающегося
американского этнографа и историка впервые было выяснено
значение рода как основной ячейки первобытнообщинного строя
и тем самым была заложена научная основа для всей истории
первобытного общества. Обобщив результаты исследований
Моргана, Энгельс всесторонне раскрыл содержание понятий
"род" и "племя" в своем произведении "Происхождение семьи,
частной собственности и государства" (1884).
Аграрный закон римских народных
трибунов Лициния и Секстия, принятый в 367 г. до н.э. в
результате борьбы плебеев против патрициев, запрещал
римским гражданам владеть более чем 500 югерами (ок. 125
га) земли из государственного земельного фонда (ager
publicus).
Далее в рукописи остальная часть
страницы не заполнена текстом. Затем с новой страницы
начинается резюме о сущности материалистического понимания
истории. Четвертая, буржуазная форма собственности
рассматривается ниже, в IV части главы, §§2-4.
Первоначальный вариант:
"определенные индивиды при определенных производственных
отношениях".
Далее в рукописи перечеркнуто:
"Представления, которые создают себе эти индивиды, суть
представления либо о их отношении к природе, либо о их
отношениях между собой, либо о том, что такое они сами.
Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются
сознательным выражением действительным или
иллюзорным их действительных отношений и
деятельности, их производства, их общения, их общественной
и политической организации. Обратное допущение возможно
лишь в том случае, когда, помимо духа действительных,
материально обусловленных индивидов, предполагается еще
какой-то особый дух. Если сознательное выражение
действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они
в своих представлениях ставят свою действительность на
голову, то это есть опять таки следствие ограниченности
способа их материальной деятельности и их, вытекающих
отсюда, ограниченных общественных отношений".
Первоначальный вариант: "Люди
являются производителями своих представлений, идей и т.д.,
и именно люди, обусловленные способом производства их
материальной жизни, их материальным общением и его
дальнейшим развитием в общественной и политической
структуре".
Здесь заканчивается основной
(второй) вариант беловика. Далее к настоящем издании
следуют три части первоначальной рукописи.
Пометки Маркса на полях:
"Философское и действительное освобождение". "Человек
вообще. Единственный. Индивид". "Геологические,
гидрографические и т.п. условия. Человеческое тело.
Потребность и труд".
Рукопись повреждена: оторван
нижний край листа, отсутствует одна строка текста.
Пометка Маркса на полях: "Фразы и
действительное движение. Значение фраз для Германии".
Пометка Маркса на полях: "Язык
есть язык действительности".
Здесь недостает пяти страниц
рукописи.
NB. Ошибка Фейербаха заключается
не в том, что лежащую под носом чувственную
видимость он подчиняет чувственной действительности,
устанавливаемой путем более точного изучения чувственных
фактов, а в том, что в конечном счете он не может
справиться с чувственностью без того, чтобы рассматривать
ее "глазами" т.е. через "очки"
философа.
Имеется в виду статья Б.Бауэра
"Характеристика Людвига Фейербаха" в журнале "Wigand's
Vierteljahrsschrift" за 1845 г., т. III, стр. 86-146.
Гете. "Фауст", "Пролог на
небесах".
самопроизвольного
зарождения.
Далее в рукописи перечеркнуто:
"Если мы тем не менее останавливаемся здесь на истории
подробнее, то лишь потому, что немцы привыкли при словах
"история" и "исторический" представлять себе все, что
угодно, но только не действительность, блестящий пример
чего явлает "елейно медоточивый" святой Бруно".
Пометка Маркса на полях:
"История".
Ср. К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные
произведения в трех томах. М. 1970. Т.1, стр. 36.
Пометка Маркса на полях: "Гегель
(См. Гегель. "Философия истории", Введение, Географическая
основа всемирной истории). Геологические, гидрографические
и т.п. условия. Человеческие тела. Потребность, труд".
Имеется в виду высказывание
Б.Бауэра в его статье "Характеристика Людвига Фейербаха"
("Wigand's Vierteljahrsschrift" за 1845 г., т. III, стр.
130). См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 79
и 89.
Пометка Маркса на полях: "Люди
имеют историю потому, что они должны производить
свою жизнь, и притом определенным образом. Это
обусловлено их физической организацией, так же как и их
сознание".
Далее в рукописи перечеркнуто:
"Мое отношение к моей среде есть мое сознание".
Пометка Маркса на полях: "С этим
совпадает первая форма идеологов, попы".
Пометка Маркса на полях:
"Религия. Немцы с идеологией как таковой".
Перечеркнутая пометка Маркса на
полях: "деятельность и мышление, т.е. лишенная мысли
деятельность и бездеятельное мышление".
"Deutsch-Französische
Jahrbücher" ("Немецко-французский ежегодник")
издавался в Париже под редакцией К.Маркса и А.Руге на
немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск
в феврале 1844 года. В нем были опубликованы произведения
К.Маркса: "К еврейскому вопросу" и "К критике гегелевской
философии права. Введение", а также произведения Ф.
Энгельса: "Наброски к критике политической экономии" и
"Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее""
(см. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд. 2, т. 1, стр. 382-413,
414-429, 544-571, 572-597). Эти работы знаменуют
окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и
коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала
были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным
радикалом Руге.
См К.Маркс и
Ф.Энгельс. Соч., изд. 2, т. 2, стр. 3-230.
Эти два абзаца вписаны рукой
Энгельса на полях.
К этому месту Маркс написал на
полях текст, который в настоящем издании воспроизводится
непосредственно после данного абзаца, в виде первых двух
абзацев следующего параграфа.
Этот вывод о возможности победы
пролетарской революции лишь одновременно в передовых
капиталистических странах и, следовательно, о невозможности
победы революции в одной стране, получивший наиболее
законченную формулировку в работе Энгельса "Принципы
коммунизма" (1847), был верен для периода
домонополистического капитализма. В новых исторических
условиях, в период монополистического капитализма,
В.И.Ленин, исходя из открытого им закона неравномерности
экономического и политического развития капитализма в эпоху
империализма, пришел к новому выводу о возможности
победы социалистической революции первоначально в
нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране и о
невозможности одновременной победы революции во всех
странах или в большинстве стран. Формулировка этого нового
вывода была впервые дана в статье В.И.Ленина "О лозунге
Соединенных Штатов Европы" (1915).
Над продолжением этого текста,
которое начинается на следующей странице рукописи, пометка
Маркса: "Коммунизм".
В рукописи этот абзац вписан
Марксом над первым абзацем данного параграфа.
Пометка Маркса на полях: "Общение
и производительная сила".
Конец страницы в рукописи не
заполнен. Затем с новой страницы начинается изложение
выводов, вытекающих из материалистического понимания истории.
Континентальная система,
или континентальная блокада запрещение, введенное в
1806 г. Наполеоном I, для стран европейского континента
вести торговлю с Англией. Континентальная блокада пала
после поражения Наполеона в России.
Пометка Маркса на полях: "О
производстве сознания".
Пометка Маркса на полях. "Эти люди
заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешнее состояние производства".
Далее в рукописи перечеркнуто:
"такую форму деятельности, при которой господство:".
Далее в рукописи перечеркнуто:
"Между тем как насчет этой необходимости революции все
коммунисты как во Франции, так и в Англии и в Германии
давно уже согласны между собой, святой Бруно продолжает
спокойно грезить и думает, что "реальный гуманизм", т.е.
коммунизм, ставится "на место спиритуализма" (который не
занимает никакого места) только для того, чтобы стать
объектом почитания. И тогда, продолжает он грезить,
"придет, наконец, спасение, земля станет небом, а
небо землей". (Богослов все никак не может позабыть
о небе.) "Тогда радость и блаженство будут звучать
небесными гармониями из века в век" (Имеется в виду статья
Б.Бауэра "Характеристика Людвига Фейербаха" в журнале
"Wigand's Vierteljahrsschrift" за 1845 г., т. III, стр.
140). Святой отец церкви будет немало изумлен, когда
неожиданно для него наступит день страшного суда, в который
все это свершится, день, утренней зарей которого
будет зарево пылающих городов, когда среди этих
"небесных гармоний" раздастся мелодия "Марсельезы" и
"Карманьолы" с неизбежной при этом пушечной пальбой, а такт
будет отбивать гильотина; когда подлая "масса" заревет
ça ira, ça ira и упразднит "самосознание" с
помощью фонарного столба ("Марсельеза", "Карманьола",
"Ça ira" революционные песни периода
французской буржуазной революции конца XVIII века.
Последняя песня имела рефрен: "Ah! ça ira, ça
ira, ça ira. Les aristocrates à la lanterne!"
("Дело пойдет на лад. Аристократов на фонарь!"). У святого
Бруно меньше всего оснований рисовать себе утешительную
картину "радости и блаженства из века в век". Мы
воздерживаемся от удовольствия априорно конструировать
поведение святого Бруно в день страшного суда. Трудно также
решить, следует ли понимать совершающих революцию
пролетариев как "субстанцию", как "массу", которая хочет
низвергнуть критику, или как "эманацию" духа, у которой еще
не хватает нужной для переваривания бауэровских мыслей
консистенции".
Выражения из книги М.Штирнера
"Единственный и его собственность" (M.Stirner, "Der Einzige
und sein Eigenthum". Leipzig, 1845). См. К. Маркс и Ф.
Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 143-149.
Выражение Б.Бауэра.
Пометка Маркса на полях: "Так
называемая объективная историография заключалась
именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в
отрыве от деятельности. Реакционный характер".
Это выражение взято из статьи
Б.Бауэра "Характеристика Людвига Фейербаха" (см. журнал
"Wigand's Vierteljahrsschrift" за 1845 г., т. III, стр. 139.
Выражение из книги М.Штирнера
"Единственный и его собственность". См. К.Маркс и
Ф.Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 115-121 и 150-157.
"Höllische
Jahrbücher" и "Deutsche Jahrbücher"
сокращенное название литературно-философского журнала
младогегельянцев, издававшегося в виде ежедневных листков в
Лейпциге с января 1838 по июнь 1841 г. под названием
"Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft
und Kunst" ("Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки
и искусства") и с июля 1841 по январь 1843 г. под названием
"Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst"
("Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства"). В
январе 1843 г. журнал был запрещен правительством.
мировая арена.
т.е. Б. Бауэра, Л.Фейербаха
и М.Штирнера
B.Bauer. "Geschichte der Politik,
Cultur und Aufklärung des achtzehnten Jahrhunderts".
Bd. 1-2, Chariottenburg, 1843-1845 (Б.Бауэр. "История
политики, культуры и просвещения восемнадцатого века". Тт.
1-2, Шарлоттенбург, 1843-1845).
Песнь о Рейне широко
использованное националистами стихотворение немецкого
мелкобуржуазного поэта Н.Беккера "Немецкий Рейн";
стихотворение это было написано в 1840 г. и с тех пор
многократно перелагалось на музыку.
Имеется в виду статья Л.Фейербаха
"О "Сущности христианства" в связи с "Единственным и его
собственностью"" в журнале "Wigand's Vierteljahrsschrift"
за 1845 г., т. II, стр. 193-205. Статья заканчивается так:
"Стало быть, ни материалистом, ни идеалистом, ни философом
тождества нельзя назвать Ф[ейербаха]. Что же он такое? Он в
мыслях то же что и в действительности, в духе то же, что и
во плоти, в чувственном своем существе: он человек,
или, вернее, ибо существо человека Ф. полагает
только в общественности, он общественный человек,
коммунист" (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, М., 1955, стр. 420).
L.Feuerbach. "Grundsätze der
Philosophie der Zukunft". Zürich und Winterthur, 1843,
S. 47 (Л.Фейербах. "Основные положения философии будущего".
Цюрих и Винтертур, 1843, стр. 47).
В своих заметках, озаглавленных "Фейербах" и
предназначенных, очевидно, для I главы первого тома
"Немецкой идеологии", Энгельс цитирует и комментирует
указанное место из книги Фейербаха:
"«Бытие не есть всеобщее, отделимое от вещей понятие.
Оно едино с тем, что есть: Бытие есть полагание сущности.
Какова моя сущность, таково мое бытие. Рыба
существует в воде, но от этого бытия нельзя отделить ее
сущность. Уже язык отождествляет бытие и сущность. Только в
человеческой жизни, да и то лишь в ненормальных,
несчастных случаях, бытие отделяется от сущности; здесь
случается, что сущность человека не обретается там, где он
сам существует, но именно вследствие этого разделения он
уже и в подлинном смысле своей душой не обретается там, где
действительно находится его тело. Только там, где Твое
сердце, находишься Ты. Но все вещи за
исключением противоестественных случаев охотно
обретаются там, где они есть, и охотно являются тем, что
они есть».
Превосходная апология существующего. За исключением
противоестественных случаев, немногих ненормальных случаев.
Ты охотно становишься на седьмом году жизни привратником в
угольной шахте, по четырнадцати часов проводишь один во
мраке, и раз таково Твое бытие, то такова же и Твоя
сущность. Точно так же присучальщик у сельфактора.
Такова уж Твоя "сущность", что Ты должен быть подчинен
какой-либо отрасли труда" (К.Маркс и Ф.Энгельс. "Немецкая
идеология". М., 1956, стр. 577).
Пометка Маркса на полях: "(Всеобщность
соответствует: 1) классу contra [против] сословие, 2)
конкуренции, мировому общению и т.д., 3) большой численности
господствующего класса, 4) иллюзии насчет общих интересов.
Вначале эта иллюзия правдива. 5) Самообману идеологов и
разделению труда)". Ред.
Маркс и Энгельс имеют в виду 3-ю главу
1-го тома "Немецкой идеологии". Данная часть главы о Фейербахе
первоначально входила в состав этой 3-й главы и следовала
непосредственно за текстом, на который ссылаются здесь Маркс и
Энгельс. В указанном месте 3-й главы Маркс и Энгельс цитируют
произведения Гегеля "Философия истории" и др.
Пометка Маркса на полях: "Человек как
таковой = «мыслящему человеческому духу»".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.