Бабошкина Юлия Сергеевна, Матвеева Александра Владимировна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисованияОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования

Авторы:

  • Бабошкина Юлия Сергеевна,
  • Матвеева Александра Владимировна,

Воспитатели ГБОУ Школа № 439 «Инженерный лицей «Интеллект» ДО № 2 г. Москва

Многие дети затрудняются изображать какие-то предметы или образы традиционными средствами рисования — карандашами, фломастерами, кистью. Использование данных инструментов не даст детям раскрыть весь свой творческий потенциал, они не помогают развитию фантазии и воображения. Ведь рисовать можно как угодно и чем угодно!

 

Существует множество нетрадиционных техник рисования, позволяющих детям достигать результата при использовании оттисков, например, из картофеля, или же рисуя пальчиками и ладошками. Восковые мелки, акварель и свечи, отпечатки древесных листьев, жесткие полусухие кисти и точечное рисование — и это далеко не конец.

Другие, усложненные техники рисования могут быть постигнуты ребенком младшего школьного возраста. В качестве примера таких техник можно привести рисование мятой бумагой, монотипия и пластилинография, рисование песком, кляксография.

Каждая из них — маленькая площадка для игры для девочек и мальчиков. Такой подход дает детям чувство свободы, важности собственного решения, обеспечивает все условия для самовыражения и позволяет им развивать фантазию.

Нужно заметить, что кляксография, несмотря на незамысловатость подхода, оказывается очень действенной и полезной техникой! Она помогает развивать воображение, позволяя детям создавать силуэтные картины, получать широкий опыт использования кистей и красок. Это в свою очередь способствует развитию творческих способностей, фантазии, эстетического восприятия изобразительного искусства и даже сопереживания. Психологи часто используют кляксографию на коррекционных курсах, отмечая ее эффективность. Кроме того, этот вид рисования оказывает воздействие и на развитие координации, глазомера.

Необычные образы, веселый и простой процесс создания невероятных картин — именно такой является кляксография. Пятно — это больше, чем просто средство выразительности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в школьном возрасте. Школьные годы чувствительны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

В настоящей статье мы рассмотрим техники рисования, применимые для детей старшего дошкольного возраста:

  • рисование песком;
  • рисование цветной мыльной пеной;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия предметная;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • пластилинография.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Песочная анимация – это современный и модный вид искусства. Это полёт фантазии, свобода творчества, игра и импровизация!

Необходим специальный стол для рисования песком. Помимо эстетической направленности и отдыха, это очень интересная среда для развития детей в других областях, например развитие речи.

Можно использовать обычную доску для лепки пластилином. Только необходимо ее вначале обработать антистатиком. Дополнять работу можно различными деталями (бусинами, камешками, ракушками, семенами и т.д.).

РИСОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материалы: гуашевые краски, пластиковые стаканчики, вода, мыльный раствор для мытья посуды, коктейльная трубочка, чайная ложечка, лист альбома.

Процесс рисования: Для начала берём черенком ложечки гуашь нужного цвета, добавляем совсем немного воды (примерно 1 чайная ложка), перемешиваем, добавляем мыльный раствор (четыре нажатия на дозатор), перемешиваем. Вспенивает трубочкой мыльную пену. Когда пена активно начнёт выходить из стаканчика, трубочкой аккуратно выкладываем её на лист, стараясь распределить в рисунке. Даём пенному рисунку подсохнуть.

Дорисовываем необходимые детали рисунка кистью и гуашью.

ОТТИСК СМЯТОЙ БУМАГОЙ

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Процесс рисования: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ

Материалы: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка.

Процесс рисования: плотный альбомный лист сгибаем пополам и разворачиваем обратно. Разводим тушь или гуашь до жидкого состояния и демонстрируем ребенку, как делать кляксу: как набрать на кисточку краску и капнуть на одну из половинок листа. Затем сложить оба конца бумаги по сгибу, придавить и разгладить лист, а затем развернуть и осматривать произведение. Не забудьте спрашивать малыша о том, что он видит, на что похожа его клякса.

Предложите ему дорисовывать детали, чтобы образ мог узнать каждый — глазки, рожки, ножки, хвостик. Такая игра отлично помогает в развитии воображения и мышления. Объясните ребенку, что такое симметрия и ассиметрия, показывая на живом примере одинаковых клякс по обе стороны листа.

Можете попробовать разноцветные кляксы, или даже несколько и сразу, вместе. Если ребенок доволен, ему нравится игра, то можно усложнить задания.

КЛЯКСОГРАФИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУБОЧКИ

Материалы: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка, соломинка-трубочка (для напитков).

Процесс рисования: Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Затем трубочкой аккуратно раздувать ее в нужную сторону, притом не касаясь ни самой капли, ни бумаги. Повторять можно неограниченное количество раз. Анализируйте изображение — что получилось в итоге? На что оно похоже? Позвольте дорисовать ребенку нужные детали. Можно использовать не только трубочку, но и наклон бумаги для перемещения капли. В таком случае получится линия, в отличие от использования трубочки, когда получаются брызги.

МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Монотипия – одна из наиболее распространенных и простейших техник. Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Процесс рисования: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается

пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Процесс рисования: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Процесс рисования: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками.

Материалы: картон или плотная бумага; деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина; емкость с водой для смачивания рук; набор разноцветного пластилина; влажные салфетки для рук; набор стеков разной формы.

Процесс рисования: выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки.

Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.

Просмотров: 1017
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Зарубина Наталья Вячеславовна. Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.
  • Зайкова Карина Александровна. Конспект НОД с использованием нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Зимнее дерево»
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. КОНСПЕКТ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАГАДОЧНЫЕ СТРУЙКИ»
  • Бакбурова Юлия Евгеньевна. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Монотипия» для старшей группы «Волшебные рыбки»
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Ведениктова Ирина Александровна. Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников»
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Сидоренко Снежана Николаевна. Нетрадиционная техника рисования эбру, как средство развития творческих способностей детей
  • Винник Ольга Александровна. Конспект занятия в старшей группе «Букет сирени» с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой»
  • Кожевникова Светлана Вячеславовна. Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Волшебство ЭБРУ»
  • Азарова Ирина Николаевна. Интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования по теме: «Загадки Солнечного зайчика» для детей средней группы.
  • Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
  • Асташкина Юлия Геннадиевна. Рисование в средней группе «Золотая осень» Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»
  • Присяжнюк Елена Александровна. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь