Минина Наталья Юрьевна, старший воспитатель МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова, дошкольное отделение «Солнышко», г. Чудово, Новгородской области
Математическое мышление не ограничивается механическим запоминанием понятий или выполнением отдельных операций, оно касается практического решения проблем с помощью общепринятых или самостоятельно выработанных математических действий.
Как показывает практика, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
Скачать конспект
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Основная задача педагога — содействие детям в приобретении полноценного опыта математических действий, в ходе которого они овладевают основополагающими математическими компетентностями, учатся осмысливать мир через математику.
Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом.
На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого педагогом совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний. Например, фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и т.д..
Математические элементы могут возникать в рисунках и поделках детей (фигуры, узоры) в лепке, конструировании, аппликации и в других видах детской творческой активности.
Математика есть и в ближайшем окружении детей.
Коля: «Моя берёза толще».
Соня: «Зато моя длиннее».
Эля: «Я встану рядом с Ириной Александровной,
а Дима вставай справа, перед снеговиком».
У пруда можно не только любоваться его обитателями, но и придумать математические задачки, а в группе составить примеры про уточек и порешать их.
И.А.: «Кто здесь лишний?»
Артем: «Мне кажется, что голубь, ведь остальные – утки».
Семен: «Смотрите, здесь три селезня».
Во время экскурсий, посещения музея, библиотеки, школы искусств можно также проводить работу по формированию математических представлений у дошколят. Рассмотреть узоры орнамента и найти геометрические фигуры, наблюдать, сравнивать, считать…
Самые обычные условия можно найти и в группе.
Для развития математического мышления наибольшее значение имеет привязка к практическим действиям, которые и являются конкретным опытом, предшествующим математическому знанию.
Бытовые и игровые действия детей достаточно разнообразны. Эти действия можно использовать для решения математических задач, которые требуют применения счёта, измерения, взвешивания.
От увлечения ЛЕГО- конструированием, например, очень легко перейти к математике.
Через ЛЕГО- конструирование развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого — поддерживать интерес ребенка.
|