Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 «Голубок»
Авторы-составители:
- Немальцева Елена Николаевна
- Перстенчик Татьяна Сергеевна
- Сорокина Екатерина Александровна
Осинниковский ГО, 2021
Образовательная область Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Возрастная категория воспитанников Дети дошкольный возраст 4-7 лет
Актуальность Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер ребенка. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое является методом обучения детей дошкольного возраста, его самостоятельной игровой деятельности и является средством гармоничного развития личности ребенка. Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д. Задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребенка. Для этого необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия.
Скачать конспект
Цель, задачи Цель: Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий.
Задачи:
- Знакомство и закрепление таких понятий, как время, знак, символ, знаковые системы; ознакомить с конкретными знаками: цифры, математические знаки.
- Закреплять и расширять полученные знания через практический опыт, формировать желание научиться разбираться во времени, фиксировать и определять его, планировать свои действия.
- Знакомство и закрепление детей с операциями счета и измерения, с необходимостью наименования их результата.
- Дать представления об алгоритме счетных операций, познакомить с арифметическими действиями, стремиться сформировать положительное отношение к математике как науке.
- Развивать логическое мышление, умение отвечать на вопросы полным предложением обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать умение быть внимательными, думать
проявлять активность мысли, сообразительность.
Описание
Многофункциональное дидактическое пособие «Заниматика» представляет собой куб, где на каждой грани располагается дидактический материал.
1. Геоборд (фигуры на резинке)
Цель: развивать способность детей ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивать логику, воображение, усидчивость, внимание.
Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). «Рисование резинночками» дает малышу уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.
2. «Математический поезд»
Цель: дает возможность детям реализовать задачи образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Варианты игры:
1. Физическое развитие
Выполни любое движение столько раз (показываю цифру на вагоне)
2. Познавательное развитие.
Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с цифрами и знаками, картинки по темам: «Расставь по порядку цифры», «Какой цифры нет?», «Назови последующее (предыдущее) число», «Расставь времена года (дни недели) по порядку», «Размести диких животных в 1 вагоне, а домашних во 2 вагоне», «Размести по вагонам животных Австралии. Какой по счету вагон с кенгуру», «Найди соседей»
Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с цифрами и знаками. Педагог накладывает на любое окошечко (и) вагончика карточки с цифрами. Ребенку необходимо найти соседей числа или восстановить последовательный ряд чисел, выложив недостающие карточки.
Примеры дидактических игр.
Дидактическая игра «Состав числа».
Дети определяют состав того или иного числа. Помещая на окошечко паровозика любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами на окошечки вагончиков, ребенку необходимо определить состав числа. Например 10 ставим на паровозик, а на окошечки вагончиков 1и 9, 2и 8, 3и 7, и т.д.
Дидактическая игра «Составляем задачи».
Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.
Например: В вагоне поезда сидело 5 лягушат. Два лягушонка задумались. Сколько было веселых лягушат? (5-2=3) В вагоне поезда сидело 3веселых лягушонка.
3. Речевое развитие.
Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с картинками, буквами по темам: «Прочитай слово по слогам», «Размести в 5 вагончик слова со звуком [з]», «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картинке».
4. Художественно-эстетическое развитие.
Используя «Паровозик и вагончики» и карточки с картинками по темам: «Разложи предметы в вагоны по цвету», «Расставь цвета радуги по порядку», «Выбери предметы с дымковской росписью в первый вагончик, хохломской росписью во второй»
«Помоги перевести картины. Портреты размести в первом вагоне, пейзажи во втором, натюрморты в третьем вагоне», «Паровозик песенка».
Интересное наглядное пособие музыкальному руководителю для разбора песни на части вступление, 1 куплет, припев, проигрыш, 2 куплет, припев, проигрыш, куплет и припев. Обратите внимание детей, что проигрыш обозначается маленькими сцеплениями между вагончиками. Обычно. Детям трудно объяснить, что такое «проигрыш». А здесь все видно и понятно
3. Домики.
Примеры дидактических игр.
Дидактическая игра «Состав числа»
Дети определяют состав того или иного числа. Помещая на окошечко крыши любое число от 2 до 10. Накладывая карточки с цифрами на окошечки домиков, ребенку необходимо определить состав числа. Например, 8 ставим на крышу, а на окошечки домика 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, и т.д. Внимание! Количество этажей для разных чисел будет разным.
Дидактическая игра «Сравниваем предметы по количеству»
Дети строят домик в соответствии со знаком на крыше. Помещая на окошечко крыши любой знак больше, меньше. Накладывая карточки с цифрами на окошечки домиков. Например, знак меньше ставим на крышу, а на окошечки домика число 5 меньше на противоположное окошечко ряда число 6 и т.д.
Дидактическая игра «Составляем задачи»
Предложить детям используя материалы и свою фантазию составить задачу.
4. «Карусель».
Цель: Закрепить пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева).
Игра оформлена в виде карусели с посадочными местами для персонажей (дикие, домашние животные и т.д.). Ребенку предлагается покатать зверей на карусели, правильно их рассадив (например, белку – слева, медведя наверху и т.д.) или разместить, как хочет ребенок, но потом рассказать кого и где он разместил.
5. «Веселый алфавит»
Цель: формировать умение детей подобрать картинку в названии которого есть определенная буква.
Перед ребенком лежат картинки, в зависимости от поставленной задачи ребенок подбирает картинки где в слове (начале, середине или в конце) есть определенный звук (буква). Ребёнку предлагается прикрепить картинку к определенной букве.
Заключение.
Многофункциональное дидактическое пособие «Заниматика» для детей старшего дошкольного возраста мобильное, его можно использовать как на фронтальном занятии, так и индивидуально. Каждая деталь крепится на липучку или на магнит, поэтому легко можно подобрать тему для изучения или закрепления. Любой педагог дошкольного учреждения может пользоваться данным пособием в зависимости от поставленных целей.
|