Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников

Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников

Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования как известные ученые, так и начинающие. Ученые на страницах педагогических изданий помогают педагогам-практикам разобраться как эффективнее оптимизировать речевую работу и решить определенные задачи Федерального стандарта дошкольного образования, в котором акцент сделан не на решении отдельных задач речевого развития детей, а на целостном подходе к формированию культурно-языковой компетенции как одного из ключевых критериев и одновременно значимого условия становления и развития речевой личности дошкольника. Также, рассматривая речь как феномен психического развития личности дошкольников, предлагают новые эффективные пути для развития всех компонентов речевых способностей и советуют придерживаться конструктивистского подхода к развитию речи.

Исследователи проблемы развития речи дошкольников рассматривают и способность к общению, и развитие речи как открытую систему, что меняется.

 

По мнению С. Рубинштейна, проблема речи – это, прежде всего, проблема общения языковыми средствами и проблема мышления в процессе овладения языком. Речь-это деятельность общения (высказывания, деяния, сообщения) с помощью языка, речь – это язык в действии.

Проблему взаимосвязи мышления и речи описал в своих трудах академик Г. Костюк. Он доказал, что мышление и речь находятся в сложных взаимоотношениях, в которых одно является необходимым условием развития другого. С одной стороны, речь — внешняя оболочка, в которую воплощается мысль, с другой, мысль формируется посредством речи, то есть речь является средством формулировки мысли.

Речевая деятельность включает в себя совокупность сложных действий, операций, умений, навыков, которые формируются постепенно и обеспечивают усвоение языка и его использования с целью общения. Выделяют два уровня овладения ребенком языковой действительностью (Л. Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия): уровень практического овладения речью и осознанного отношения к речевой действительности. На практическом уровне ребенок овладевает речью без четкого осознания общих закономерностей, которым подчиняется эта деятельность, и в своих операциях с ним. На втором уровне в результате произвольных действий осознается символическое отношение между языковым знаком и значением и формируется функциональное использование этих знаков.

Л. Выготский отмечал, только в процессе специального обучения речь становится для ребенка предметом осознанного и произвольного отношения.

Механизм овладения ребенком языком и речью на практическом уровне имеет свое отражение в трудах А. Богуш, Л. Выготского, О. Гвоздева, A. Леонтьева, Ф. Соссюр, К. Ушинского, О. Шахнаровича и других.

Впервые разграничение понятий языка и речи в лингвистическую науку ввел швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр: «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем социальное от индивидуального». В работах О. Леонтьева дана психологическая характеристика речевой деятельности. Он выделяет «языковую способность» (отражение системы языка в сознании говорящего), «языковой процесс» (реализация языковой способности), «языковой стандарт» (язык как система)

В процессе усвоения языка ребенок на основе готовых форм, что позаимствованы из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. В понятие знание языка входит не только удержание в памяти единиц языка, которые изучаются (слов, их значимых частей, форм слов, синтаксических структур), но и осознание норм использования, то есть умение пользоваться единицами языка во время восприятия речи и во время его порождение.

К.Ушинский говорил о «тонком чутье языка», что помогает маленькому ребенку, который не знает правил, не знает языковых законов, практически интуитивно, на чувственном уровне усваивать норму родного языка. «... Невольно удивляетесь чувству, — писал автор, — с которыми она подметила чрезвычайно тонкую разницу между двумя словами.. ребенок, услышав новое для него слово, начинает по большей части склонять его и соединять с другими словами совершенно правильно; могло ли бы это быть, если бы ребенок, усваивая родной язык, не усваивала части той творческой силы, которая дала народу возможность создать язык?»

По наблюдениям А.Гвоздева чувство языка появляется достаточно рано (уже в два года) и с возрастом приобретает более четкую дифференциацию. Чутье языка – это совокупность ощущений, которые непосредственно отражают связи и отношения, характерные для языка как сложной объективной системы средств взаимного общения людей. При практическом владении языком эти связи и отношения не осознаются. Они усваиваются интуитивно, на чувственном уровне.

Итак, чутье языка – это умение пользоваться языковыми средствами в соответствии с речевой ситуацией (нормами языка) без обращения к знаниям о языке.

Отражение системы речи в сознании говорящего с точки зрения психологии (Л. Выготский, A. Леонтьев), рассматривают как речевые способности.

А. Леонтьев рассматривает языковую способность как механизм речевой деятельности. Речевая деятельность имеет такую же структуру, как любая другая деятельность. Языковая действие, как и любое другое действие, предполагает постановку цели, планирование, реализацию плана, сопоставление цели и результата, то есть, по автору, «разновидностью интеллектуального акта». Речевой акт включает два взаимообусловленных процесса-говорения и слушания.

Языковая способность, по A. Шахнаровичу, — это набор неосознанных знаний о языке, правил действия с материалом языка, которые дают возможность создавать высказывания.

А. Богуш определяет языковую способность как социальное явление, формирующееся в процессе общения, и совокупность речевых навыков и умений на почве врожденных структур.

Речевой навык, по A. Леонтьеву, это речевая операция, характеризующаяся определенными параметрами: неосознанность, полная автоматичность, соответствие норме речи, нормальный темп исполнения, устойчивость. Речевые навыки – навыки оформления языковых явлений включают:

внешнее оформление — произношение, разделение фраз, интонирование

и внутреннее – выбор падежа, рода, числа.

По определению А. Богуш, речевые умения — это языковая способность, становящаяся возможной в результате сформированности речевых навыков.

Различают четыре вида речевых умений: умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной речи; умение понимать речь в его звуковом оформлении; умение излагать свои мысли в письменной речи; умение читать, т. е. понимать речь в его графическом изображении.

Итак, развивать речевую способность ребенка — это значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки. Условиями становления языковой способности являются: формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции; развитие познавательной активности детей и формирование системы ориентировочных предметных и речевых действий; формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического).

Становление и развитие связной речи, её сущность рассматривается во многих психологических исследованиях (А. А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.)

Под связной речью понимается развернутое, последовательное, логическое, и образное изложение какого-либо содержания. С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего любая речь, передающая мысль, является связной речью. Построение фраз уже является тем, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами.

Таким образом, речь – это сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию. Речь развивается комплексно: активная речь ребенка и понимание им речи взрослых развивается одновременно своевременное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего ее правильного развития. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.

Просмотров: 276
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Пенкина Ирина Леонидовна. Презентация по теме: 'Познавательно-игровая деятельность как средство формирования способности к восприятию иностранного языка у детей дошкольного возраста'
  • Бородачева Елена Борисовна. КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА»
  • Стародубова Светлана Васильевна. Связная речь дошкольника как средство развития интеллектуальных способностей детей
  • Кузнецова Ирина Васильевна. Совершенствование фонетико-фонематической системы русского языка в игровой деятельности
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Гармаева Н.Ц. Гибай О.М. Дондокова И.Ц.. Статья по самообразованию «Психологический аспект развития навыка говорения при изучении английского языка детьми трех лет»
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Александра Сергеевна. Речь педагога в процессе развития математических представлений.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Шершнева Мария Олеговна. Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Сачкова Надежда Сергеевна. Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь