Завьялова Виктория Вячеславовна, Соколова Светлана Евгеньевна. Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

(из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)

  • Соколова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
  • Завьялова Виктория Вячеславовна, педагог-психолог I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

 

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка;
  • позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей;
  • усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
  • песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
  • значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны их следы. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

В программе по игропескотерапии «Путешествие к звукам» подчеркивается важность профилактической работы по охране голоса: воспитания у детей умений избегать крика, резких шумовых реакций, управлять силой голоса (на занятиях отвечать достаточно громко, чтобы было слышно окружающим).

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Задачи:

  • Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
  • Формировать у детей психологическую базу речи и базовые когнитивные процессы;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Обогащать и активизировать словарь родного языка;
  • Формировать лексико-грамматические категории языка;
  • Автоматизировать корригируемые звуки;
  • Формировать у детей желание и умение коллекционировать;
  • Классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
  • Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Программа включает в себя организацию психологического и логопедического сопровождения деятельности ДОУ, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Содержание программы коррекционно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников, спецификой ДОУ и ФГОС ДО.

В средней группе (5-й год жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков [С, З, Ц], шипящих [Ш, Ж], аффрикат [Ч, Щ], соноров [Л, Р]. У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой воспитания и обучения» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении необходимо приучать детей говорить достаточно громко и тихо, не торопясь и быстро в зависимости от ситуации общения, от содержания высказывания.

Направления в работе по профилактике

звукопроизношения у детей 4-5 лет

  1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
  2. Развитие просодической стороны речи.
  3. Развитие артикуляционного аппарата.
  4. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
  6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
  7. Развитие эмоционально-волевой сферы через проективные методики

Условия реализации программы

Непосредственно-образовательная деятельность кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» осуществляется в кабинете педагога-психолога. Площадь кабинета составляет 12. м2. В кабинете имеется необходимое оборудование:

  • Водонепроницаемый деревянный ящик (2 шт.) для занятий с детьми в малой группе (до 6 человек), размер — 62x72x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом». Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

  • Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.

  • Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек входят:
  • человеческие персонажи

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские

и пр.;

  • машины: сухопутные, водные, космические, боевые
  • растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
  • естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
  • символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
  • сказочные герои: злые и добрые

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

  • Предметные картинки на определенные звуки.
  • Средства ТСО (музыкальная колонка с подборками песен и упражнений для оргмоментов; компьютер)

Площадь кабинета позволяет проводить занятия в подгруппах до 6-7 человек.

Структура непосредственно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии

  1. Организационный момент — установка детей на занятие через психологические игры, упражнения ( «Давайте поздороваемся», «Скажем друг другу комплименты», «Поздороваемся необычным способом», «Передай свое настроение» и пр.). Мотивационный (сюрпризный) момент – появление героя через использование загадок. Длительность – 3-4 минут.
  2. Основная часть (занимает 11-13 минут), включает в себя: объявление темы, описание героя, активизация детей на мыслительную деятельность, упражнения на развитие дыхания, выработку воздушной струи, артикуляции, мелкой моторики; упражнения на развитие звукопроизношения, речи, сопровождаемые элементами на песке; упражнения на развитие чувства ритма, фонематических процессов, упражнения на развитие основных форм внимания, памяти, упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.
  3. Заключительная часть занимает 3-5 минут: упражнения на стабилизацию эмоционального состояния с использованием ритуала выхода, установка на позитивные эмоции и повышение самооценки.

Планируемый результат освоения дополнительной образовательной программы

К концу учебного года, обучающийся приобретает следующие умения и навыки:

  • развитые артикуляционный аппарат и мелкая моторика;
  • сформированная просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);
  • развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;
  • сформированное фонематическое восприятие;
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • адекватную самооценку;
  • уверенность в себе, проявляющуюся в активной деятельности.

Использование песочной игротерапии в работе над формированием правильного произношения и осознанной автоматизацией звуков дает положительные результаты и обеспечивает каждому ребенку положительный психологический микроклимат для дальнейшего обучения не только на занятиях по игропескотерапии, но и в других видах непосредственно образовательной деятельности.

Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У воспитанников быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика использования пескотерапии показала, что она способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей. Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт-педагогики состоит в том, что она носит универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем.

Просмотров: 343
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Головятенская Светлана Александровна. Совместная деятельность педагога с детьми «Развитие речи через организацию строительных игр и игр с конструктором в средней группе «Ферма»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь