(из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)
- Соколова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
- Завьялова Виктория Вячеславовна, педагог-психолог I квалификационной категории
МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка;
- позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей;
- усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
- значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны их следы. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
В программе по игропескотерапии «Путешествие к звукам» подчеркивается важность профилактической работы по охране голоса: воспитания у детей умений избегать крика, резких шумовых реакций, управлять силой голоса (на занятиях отвечать достаточно громко, чтобы было слышно окружающим).
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи:
- Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
- Формировать у детей психологическую базу речи и базовые когнитивные процессы;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Обогащать и активизировать словарь родного языка;
- Формировать лексико-грамматические категории языка;
- Автоматизировать корригируемые звуки;
- Формировать у детей желание и умение коллекционировать;
- Классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
- Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.
Программа включает в себя организацию психологического и логопедического сопровождения деятельности ДОУ, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Содержание программы коррекционно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников, спецификой ДОУ и ФГОС ДО.
В средней группе (5-й год жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков [С, З, Ц], шипящих [Ш, Ж], аффрикат [Ч, Щ], соноров [Л, Р]. У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.
В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой воспитания и обучения» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении необходимо приучать детей говорить достаточно громко и тихо, не торопясь и быстро в зависимости от ситуации общения, от содержания высказывания.
Направления в работе по профилактике
звукопроизношения у детей 4-5 лет
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
- Развитие просодической стороны речи.
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
- Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
- Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
- Развитие эмоционально-волевой сферы через проективные методики
Условия реализации программы
Непосредственно-образовательная деятельность кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» осуществляется в кабинете педагога-психолога. Площадь кабинета составляет 12. м2. В кабинете имеется необходимое оборудование:
- Водонепроницаемый деревянный ящик (2 шт.) для занятий с детьми в малой группе (до 6 человек), размер — 62x72x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом». Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
- Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
- Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек входят:
- человеческие персонажи
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр.;
- машины: сухопутные, водные, космические, боевые
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
- Предметные картинки на определенные звуки.
- Средства ТСО (музыкальная колонка с подборками песен и упражнений для оргмоментов; компьютер)
Площадь кабинета позволяет проводить занятия в подгруппах до 6-7 человек.
Структура непосредственно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии
- Организационный момент — установка детей на занятие через психологические игры, упражнения ( «Давайте поздороваемся», «Скажем друг другу комплименты», «Поздороваемся необычным способом», «Передай свое настроение» и пр.). Мотивационный (сюрпризный) момент – появление героя через использование загадок. Длительность – 3-4 минут.
- Основная часть (занимает 11-13 минут), включает в себя: объявление темы, описание героя, активизация детей на мыслительную деятельность, упражнения на развитие дыхания, выработку воздушной струи, артикуляции, мелкой моторики; упражнения на развитие звукопроизношения, речи, сопровождаемые элементами на песке; упражнения на развитие чувства ритма, фонематических процессов, упражнения на развитие основных форм внимания, памяти, упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.
- Заключительная часть занимает 3-5 минут: упражнения на стабилизацию эмоционального состояния с использованием ритуала выхода, установка на позитивные эмоции и повышение самооценки.
Планируемый результат освоения дополнительной образовательной программы
К концу учебного года, обучающийся приобретает следующие умения и навыки:
- развитые артикуляционный аппарат и мелкая моторика;
- сформированная просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);
- развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;
- сформированное фонематическое восприятие;
- способность ориентироваться в пространстве;
- адекватную самооценку;
- уверенность в себе, проявляющуюся в активной деятельности.
Использование песочной игротерапии в работе над формированием правильного произношения и осознанной автоматизацией звуков дает положительные результаты и обеспечивает каждому ребенку положительный психологический микроклимат для дальнейшего обучения не только на занятиях по игропескотерапии, но и в других видах непосредственно образовательной деятельности.
Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У воспитанников быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика использования пескотерапии показала, что она способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей. Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт-педагогики состоит в том, что она носит универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем.
|