Завьялова Виктория Вячеславовна, Соколова Светлана Евгеньевна. Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

(из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)

  • Соколова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
  • Завьялова Виктория Вячеславовна, педагог-психолог I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

 

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка;
  • позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей;
  • усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
  • песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
  • значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны их следы. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

В программе по игропескотерапии «Путешествие к звукам» подчеркивается важность профилактической работы по охране голоса: воспитания у детей умений избегать крика, резких шумовых реакций, управлять силой голоса (на занятиях отвечать достаточно громко, чтобы было слышно окружающим).

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Задачи:

  • Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
  • Формировать у детей психологическую базу речи и базовые когнитивные процессы;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Обогащать и активизировать словарь родного языка;
  • Формировать лексико-грамматические категории языка;
  • Автоматизировать корригируемые звуки;
  • Формировать у детей желание и умение коллекционировать;
  • Классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
  • Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Программа включает в себя организацию психологического и логопедического сопровождения деятельности ДОУ, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Содержание программы коррекционно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников, спецификой ДОУ и ФГОС ДО.

В средней группе (5-й год жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков [С, З, Ц], шипящих [Ш, Ж], аффрикат [Ч, Щ], соноров [Л, Р]. У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой воспитания и обучения» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении необходимо приучать детей говорить достаточно громко и тихо, не торопясь и быстро в зависимости от ситуации общения, от содержания высказывания.

Направления в работе по профилактике

звукопроизношения у детей 4-5 лет

  1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
  2. Развитие просодической стороны речи.
  3. Развитие артикуляционного аппарата.
  4. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
  6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
  7. Развитие эмоционально-волевой сферы через проективные методики

Условия реализации программы

Непосредственно-образовательная деятельность кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам» осуществляется в кабинете педагога-психолога. Площадь кабинета составляет 12. м2. В кабинете имеется необходимое оборудование:

  • Водонепроницаемый деревянный ящик (2 шт.) для занятий с детьми в малой группе (до 6 человек), размер — 62x72x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом». Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

  • Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.

  • Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек входят:
  • человеческие персонажи

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские

и пр.;

  • машины: сухопутные, водные, космические, боевые
  • растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
  • естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
  • символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
  • сказочные герои: злые и добрые

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

  • Предметные картинки на определенные звуки.
  • Средства ТСО (музыкальная колонка с подборками песен и упражнений для оргмоментов; компьютер)

Площадь кабинета позволяет проводить занятия в подгруппах до 6-7 человек.

Структура непосредственно-образовательной деятельности с элементами игропескотерапии

  1. Организационный момент — установка детей на занятие через психологические игры, упражнения ( «Давайте поздороваемся», «Скажем друг другу комплименты», «Поздороваемся необычным способом», «Передай свое настроение» и пр.). Мотивационный (сюрпризный) момент – появление героя через использование загадок. Длительность – 3-4 минут.
  2. Основная часть (занимает 11-13 минут), включает в себя: объявление темы, описание героя, активизация детей на мыслительную деятельность, упражнения на развитие дыхания, выработку воздушной струи, артикуляции, мелкой моторики; упражнения на развитие звукопроизношения, речи, сопровождаемые элементами на песке; упражнения на развитие чувства ритма, фонематических процессов, упражнения на развитие основных форм внимания, памяти, упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.
  3. Заключительная часть занимает 3-5 минут: упражнения на стабилизацию эмоционального состояния с использованием ритуала выхода, установка на позитивные эмоции и повышение самооценки.

Планируемый результат освоения дополнительной образовательной программы

К концу учебного года, обучающийся приобретает следующие умения и навыки:

  • развитые артикуляционный аппарат и мелкая моторика;
  • сформированная просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);
  • развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;
  • сформированное фонематическое восприятие;
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • адекватную самооценку;
  • уверенность в себе, проявляющуюся в активной деятельности.

Использование песочной игротерапии в работе над формированием правильного произношения и осознанной автоматизацией звуков дает положительные результаты и обеспечивает каждому ребенку положительный психологический микроклимат для дальнейшего обучения не только на занятиях по игропескотерапии, но и в других видах непосредственно образовательной деятельности.

Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У воспитанников быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Практика использования пескотерапии показала, что она способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей. Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт-педагогики состоит в том, что она носит универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем.

Просмотров: 339
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Бойцева Анжелика. Мастер-класс для родителей - «Развитие речи ребенка посредством использования развивающих игр «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича».
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Головятенская Светлана Александровна. Совместная деятельность педагога с детьми «Развитие речи через организацию строительных игр и игр с конструктором в средней группе «Ферма»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь