Зданович Татьяна Анатольевна Воспитатель МКДОУ «Большемуртинский детский сад № 1» Пгт. Большая Мурта, Красноярский край
Жизнь на планете во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы.
Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу и на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Когда вырастут наши дети и внуки, эту экологическую проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно.
Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора.
Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее проведения экологической акции «Куда девается мусор». Цель данной акции – обратить внимание детей на проблему загрязнения окружающей среды, развивать умение проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. В рамках акции были проведены беседы «Откуда берется мусор?», «Что делать с мусором?»; физминутки; заучивание стихотворений и отгадывание загадок. В группе поставлены контейнеры для разделения мусора. Изготовлен плакат «Делим мусор». С родителями проведено анкетирование «Мусор – экологическая проблема планеты» и родительское собрание в виде КВН «Любовь к природе воспитываем с детства», а так же консультации на тему: «Экологическая культура детей». Итоговым мероприятием акции стало занятие «Юные экологи спешат на помощь», цель которого: развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности, а также организована выставка из бросового материала «Мусорное рукоделие».
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В настоящее время детские сады имеют возможность для экологического образования детей. Конечно, экологическое образование – это формирование основ мировоззрения будущего гражданина. И не важно, кем он станет в будущем, в любом случае ему придется взаимодействовать с окружающей средой.
|