Авторы:
- Мошкова Елена Сергеевна
- Асаева Русудан Геноевна
Воспитатель ГБОУ школа №402 им. Алии Молдагуловой г. Москва
Задачи:
- Дать детям представление о проблеме мусора в городах.
- Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе.
- Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации.
- Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома.
Оборудование:
фантики от конфет; нитки белые шерстяные по 20 см; смятый лист бумаги со стихотворением А. Усачёва «Мусорная фантазия»; клей ПВА, кисточки для клея по количеству детей, желтый и зеленый пластилин, черные фломастеры по количеству детей; изображение березы осенью; картинки для коллажа «Куда исчезает мусор»; карточки с изображением отходов, 3 корзины для (для д/игры «Сортируем мусор правильно»); книжки «Я люблю свою природу» по количеству детей, набор наклеек по количеству детей; фонограмма «Голоса леса».
Ход образовательного процесса:
Дети заходят в зал, где разбросаны фантики от конфет, шерстяные нитки белого цвета. Воспитатель обращает внимание детей на беспорядок. На полу лежит скомканный лист бумаги. Педагог поднимает и читает:
Мусорная фантазия.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки - Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете: Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок - На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Автор — Андрей Усачев
Воспитатель спрашивает у детей, о чем говорится в этом стихотворении. Дети отвечают, что о том, что нельзя мусорить.
Воспитатель: На нашей планете живет более 6 миллиардов людей. Каждый из них за один год выбрасывает примерно тонну мусора, это целый кузов грузовика! А теперь подумайте, сколько же мусора скапливается на нашей планете? Как вы думаете куда же он девается?
Дети отвечают, что мусор вывозится на свалку. Воспитатель соглашается с детьми, но поясняет, что на свалку мусор поступает из мусорных контейнеров и урн.
Воспитатель: Очень жаль, но к сожалению, не все выкидывают мусор в мусорные контейнеры и урны, есть такие люди, которые бросают отходы прямо на улице. И из-за этого загрязняются улицы города, почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым. Давайте еще раз посмотрим на наш зал, скажите какой он, приятно ли вам находится в таком помещении?
Дети говорят, что в зале грязно, неуютно и находится в таком помещении неприятно.
Воспитатель предлагает навести порядок в зале, мотивируя детей, тем, что в нем будет приятнее находится. Воспитатель спрашивает детей какой бывает мусор. Дети приводят примеры: фантики, бумажки, бутылки и т.д.
Воспитатель: А знаете ли вы, дети, что мусор бывает разного вида? 1. пищевые отходы — это остатки еды;
2. бытовые отходы — это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль;
3. строительный мусор (все, что остается после ремонта, строительных работ) бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.
Воспитатель: На свалках горы мусора отравляют почву, не дает расти растениям и источают неприятный запах, именно поэтому все они находятся за границей города. Помимо свалок есть мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора в воздух, которым мы дышим попадают ядовитые вещества, выделяемые при горении отходов. А еще есть мусороперерабатывающие заводы, где мусор перерабатывают, то есть из него производят новые полезные вещи, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Воспитатель спрашивает у детей, как они думают, что лучше делать с мусором- отвозить на свалку, сжигать или перерабатывать и почему. Дети отвечают, что лучше отходы перерабатывать, так как этот способ лучше для чистоты окружающей среды, а еще из них можно сделать новое изделие.
Воспитатель: Мы сегодня говорили много о красоте природы без мусорных отходов. Скажите, пожалуйста, что именно делает природу красивой?
Дети отвечают – леса, моря, животные и т.д. Воспитатель предлагает попробовать «переработать» мусор, собранный в зале в красивое «изделие» — картину, изображающую одну из составляющих природы – березу (показ изображения березы).
Воспитатель: Берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.
Педагог предлагает изобразить березку:
Пальчиковая игра «Берёзка»
В поле берёзонька стоит. (дети поднимают руки над головой) Ветер ветки шевелит. (покачивают руками) Весной набухли почки, (сжимают пальцы в кулаки) Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)
Чтоб берёзки подрастали, (опускают руки, разводят пальцы в стороны)
Чтоб они не засыхали, Корни дереву нужны. Почему они важны?
Дети отвечают, что корни нужны дереву, чтобы оно могло впитывать влагу, питательные вещества и минеральные соли из почвы, без которых дереву не выжить.
Воспитатель: Берёза украшает наши города. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них. Чтение стихотворения:
Берёзка.
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В светлом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится И гнётся, да не ломится.
А. Прокофьев
Дети приступают к процессу «переработки»: из фантиков вырезают листочки. На картон, приготовленный заранее, методом «размазывания» наносим пластилин, формируем осенний ковер. Складывают нитки пополам и формируют ствол для будущего дерева, приклеивают на картон. С помощью черного фломастера делают черные пятна на стволе березы. Берут готовые листья из фантиков и приклеивают к веточкам.
Воспитатель: Вот какой красивый «переработанный продукт» у нас получился! Теперь он может украсить нашу группу!
Воспитатель: А вы знаете, дети, что во многих странах, включая нашу, люди выбрасывая мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен, для облегчения переработки на заводе. Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»: подготовлено 3 корзины с надписями: «пищевые отходы», «бытовые отходы», «строительные отходы». Дети поочередно раскладывают по соответствующим корзинам карточки с изображением мусора.
Воспитатель хвалит детей за правильное выполнение задания и предлагает вспомнить все, о чем говорили на данном занятии и отобразить это в составлении совместного коллажа.
Дети составляют коллаж «Куда исчезает мусор». Рассматривание работы, объяснение детьми сути коллажа.
Воспитатель: Ребята, давайте беречь нашу природу, не загрязнять ее, мусор выкидывать в урны или «перерабатывать». А свои достижения по защите природы я предлагаю заносить вот в такие альбомы «Я люблю свою природу», которые я вам дарю. За каждое достижение вы приклеиваете 1 наклейку, будь это посадка деревьев, сбор макулатуры, сбор мусора, его «переработка» и т.д. Через некоторое время мы можем сравнить количество наклеек. А сейчас предлагаю наклеить свою первую наклейку в альбом, за создание картины с изображением березы.
Воспитатель: А в завершение я предлагаю послушать стихотворение (звучит фонограмма «Голоса леса»):
Пусть на земле не умирают реки И стороной обходит их беда. Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода.
Любите родную природу- Озера, леса и поля. Ведь это же наша навеки родная земля. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрее.
|