Алена Владимировна Сыщикова Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.
Методическая направленность моей системы работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой,
Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, М. Картушиной, А. Евтодьевой, Т. Боровик, И. Каплуновой. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Мною была разработана индивидуальная программа ( «Индивидуальное маршрутное сопровождение ребенка с признаками одаренности») для детей, наделенных вокальными способностями. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности.
Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности.
Музыкальное занятие начинаю с валеологических песенок-распевок. В работе с детьми использую распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению. Примеры валеологических распевок: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Мы – весёлые ребята», «Пой со мной», «В детском садике у нас».
Перед разучиванием песен, я использую ИКТ технологию видео — упражнений по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.
В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию
естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации.
Игровое распевание многофункционально:
- Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
- Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
- Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
- Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание
театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей. [4].
Упражнения для игрового распевания: «Лиса и воробей», «Белочка», «Колобок», «Карабас-Барабас», «Кот и мышка», «Лисёнок и бабочка».
В качестве голосовой разминки использую технологию
Т.Э. Тютюнниковой «Музыкальные узоры», которая формирует у детей слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий). Таким образом, применение дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания [5].
Примеры голосовых разминок: «Два друга», «Начинка-серединка», «Пирамида», «Дорожка и горка», «Музыкальный узор», «Круги и кружочки», «Искорки», «Бусы».
На занятиях активно применяю координационно-подвижные игры. Ценность таких игр заключается в том, что они:
- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
- дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Примеры игр: «Ветер», «Поезд», «Заходите в гости», «Солнечный зайчик».
Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их
к правильному произнесению фонем [2]. В результате этой работы у детей повышаются певческие навыки, улучшается музыкальная память, речь, внимание[1]. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию[1]. В своей работе использую артикуляционную гимнастику В.В. Емельянова.
Артикуляционная гимнастика (В. В. Емельянов)
- Слегка покусать зубами кончик языка.
- Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с детьми ДОУ, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий, с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях.
Список литературы
- Анисимова М.В. Музыка здоровья. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском
саду. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва.:
Издательство «Скрипторий», 2017. 174 с.
4. Автодьева А.А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!»
5. Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки» Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.
|