Сыщикова Алена Владимировна. Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми.

Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми.

Алена Владимировна Сыщикова Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.

Методическая направленность моей системы работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой,

Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, М. Картушиной, А. Евтодьевой, Т. Боровик, И. Каплуновой. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

 

Мною была разработана индивидуальная программа ( «Индивидуальное маршрутное сопровождение ребенка с признаками одаренности») для детей, наделенных вокальными способностями. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности.

Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности.

Музыкальное занятие начинаю с валеологических песенок-распевок. В работе с детьми использую распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению. Примеры валеологических распевок: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Мы – весёлые ребята», «Пой со мной», «В детском садике у нас».

Перед разучиванием песен, я использую ИКТ технологию видео — упражнений по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию

естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации.

Игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
  3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание

театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей. [4].

Упражнения для игрового распевания: «Лиса и воробей», «Белочка», «Колобок», «Карабас-Барабас», «Кот и мышка», «Лисёнок и бабочка».

В качестве голосовой разминки использую технологию

Т.Э. Тютюнниковой «Музыкальные узоры», которая формирует у детей слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий). Таким образом, применение дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания [5].

Примеры голосовых разминок: «Два друга», «Начинка-серединка», «Пирамида», «Дорожка и горка», «Музыкальный узор», «Круги и кружочки», «Искорки», «Бусы».

На занятиях активно применяю координационно-подвижные игры. Ценность таких игр заключается в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Примеры игр: «Ветер», «Поезд», «Заходите в гости», «Солнечный зайчик».

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их

к правильному произнесению фонем [2]. В результате этой работы у детей повышаются певческие навыки, улучшается музыкальная память, речь, внимание[1]. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию[1]. В своей работе использую артикуляционную гимнастику В.В. Емельянова.

Артикуляционная гимнастика (В. В. Емельянов)

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).

Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с детьми ДОУ, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий, с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях.

Список литературы

  1. Анисимова М.В. Музыка здоровья. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском

саду. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.

3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва.:

Издательство «Скрипторий», 2017. 174 с.

4. Автодьева А.А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!»

5. Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки» Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.

Просмотров: 366
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Шмелева Юлия Владимировна. «Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Владимирова Оксана Владимировна Пасевич Ольга Владимировна. ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет
  • Тихомирова Екатерина Сергеевна. Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Додонова Алла Геннадиевна. Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на Свирели (подготовительная группа) «Путешествие в музыкальное королевство»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
  • Гудкова Марина Юрьевна. План работы музыкального руководителя ДОУ с родителями
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Бородина Светлана Викторовна. Мастер — класс: «Технология развития творческих способностей детей старшего возраста по средствам работы с бросовым материалом «Волшебные бутылочки»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Мальгина Ирина Николаевна. «Система работы с детьми по знакомству с правилами дорожного движения»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Чернышова О. Э. КОНСПЕКТ НОД ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В СТАРШЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь