Горелова Анна Анатольевна. «Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Горелова А.А.

Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры вносят разнообразие в процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

В своей практике я использую игровые виды деятельности, но хотелось бы остановиться подробнее на таком формате как «Интеллектуальные турниры». При составлении заданий учитываю знания и умения детей из разных образовательных областей, соответствующие возрасту. При активном участии в таких мероприятиях у детей наблюдается повышение интереса к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, соревновательности. Особенно это важно в предшкольный период.

 

Скачать конспект

Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние, способствуя развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей, расширению кругозора, развитию стремления использовать знания в повседневной жизни.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни дошкольника. В ходе соревнований ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать (учиться не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться). Именно соревнования, состязания, конкурсы традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

По мнению большинства педагогов-практиков педагогический эффект от интеллектуальных турниров заключается в том, что позволяет:

  • моделировать жизненные ситуации борьбы (состязательности) и соревновательности
  • создавать условия для взаимодействия и взаимопомощи
  • сплачивать временный коллектив. Мы заметили, что в период игры, та сплоченность детей, которая возникает, длится еще какое-то время. Безусловно, на это влияет и результат игры. Чем более успешна была команда, тем дольше она хочет оставаться в таком же составе и в следующих групповых мероприятиях
  • выявлять личностные качества играющего ребенка — находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, ребенок не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека. Очень трепетно дети относятся к своим ошибкам и, помня про оценочную систему, стремятся как можно быстрее найти ошибки или недочеты, порой помогая другим членам команды
  • получать удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других
  • развивать нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, чувство юмора. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования
  • проявлять те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Ребенку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.

Такой игровой формат, ориентированный на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции, позволяет развить свой тайм-менеджмент. Важным условием в игре является жесткое ограничение времени, которое требует от ребенка сначала понимать, а потом и структурировать последовательность выполнения заданий.

Независимо от вида интеллектуальной игры и условия ее проведения, необходимо соблюдать ряд правил:

  • доступные для понимания детей правила. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. При сложные правилах возможна потеря интереса к деятельности у детей до начала самой игры
  • охват всех воспитанников группы в процесс интеллектуальной игры
  • интерес должен сохраняться на всем протяжении турнира
  • подбор заданий турнира должен соответствовать интеллектуальным, психическим и физическим возможностям ребенка.

Само определение викторин подразумевает соревновательный подход в деятельности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа детского образовательного учреждения против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом.

Обязательный элемент соревновательных викторин — жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Вашему вниманию предлагаю сценарий «Интеллектуального турнира» для воспитанников подготовительной группы по мотивам сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем развития познавательных способностей.

Задачи:

Обучающие: способствовать закреплению полученных знаний, умений и навыков; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;

Развивающие: развивать умение следовать правилам; проявлять находчивость, любознательность; стимулировать к индивидуальному поиску путей решения заданий,

Воспитывающие: вызвать у детей чувство соревновательности, удовольствия, радости от игр развивающего характера; активизировать творческое воображение, фантазию.

Оборудование:

  1. Проектор, для демонстрации презентации.
  2. Раздаточный материал.
  3. Музыкальное сопровождение.

Сценарий.

(Звучит музыка. В зал заходит Королева, сидится за стол и пишет. Учитель-профессор диктует ей.)

Королева: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте!

Профессор:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(Королева пишет)

Королева: «В сени к нам летит» … Ну ладно, хватит! А теперь расскажите мне что-нибудь интересное!

Профессор: Что-нибудь интересное? О чем же?

Королева: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года.

Профессор: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.

Королева: В самом деле?

Профессор: Да! Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Март, апрель, май – весенние. Июнь, июль, август – летние и сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние. И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа.

Королева: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

Профессор: Это невозможно, Ваше Величество!

Королева: А если я издам закон и поставлю большую печать?

Профессор: Это не поможет! Да и вряд ли это нужно Вашему Величеству! Ведь каждый месяц приносит свои подарки и забавы! Декабрь, январь и февраль – катание на коньках, новогоднюю елку. В марте начинает таять снег, в апреле появляются первые подснежники.

Королева: Я не хочу ждать!!!

Профессор: Ваше Величество! Но законы природы…

Профессор: Ребята, что мне делать? А вы любите учиться?

Дети: да

Профессор: Сейчас я вам загадаю несколько загадок, хочу узнать как королева и вы их отгадаете.

Загадки Ответы королевы и детей

Зимой в берлоге,

Видит сон,

Лохматый, косолапый… Королева: Слон.

Дети: Медведь.

С пальмы вниз,

На пальму снова,

Ловко прыгает… Королева: Корова.

Дети: Обезьяна.

В теплой лужице своей,

Громко квакал… Королева: Воробей.

Дети: Лягушонок.

Профессор: Дети, помогите мне, пожалуйста, убедить королеву в том, что надо учиться. Без знаний невозможно жить. Поможете?

Дети: конечно!

Профессор: Тогда проходите за столы, усаживайтесь поудобнее и приступаем к решению заданий. За каждую правильно решенную задачу вы будете получать баллы. Удачи всем!!!

Задание №1.

Определи положение звука в слове. Закрасьте нужный квадратик в схеме, где вы считаете, что расположен звук м.

Задание №2.

Нарисуй путь зайчика, согласно схеме

Задание №3. Творческое ( «Превращение геометрических фигур»).

Перед вами лежат листочки. На них изображены геометрические фигуры. (Подумайте, на что они похожи) Попробуй дорисовать их до предметов. Если все фигуры ты сможешь объединить в один сюжет, то получишь не 2, а целых 4 балла.

Физминутка. (Муз. пауза. Парный танец)

Задание №4.

Прослушайте внимательно стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей». Постарайтесь запомнить последовательность событий. После прочтения, предлагаем детям расположить по порядку появления героев в стихотворении.

Задание №5. С помощью палочек Кюизинера, сложи волшебные снежинки, согласно схеме

Подведение итогов.

Вручение сертификатов участникам турнира.

Совместная фотография.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  2. Всероссийская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования: новые решения и возможности". – Москва, Берлин: Директ-медиа, 2020.
  3. Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС / Акрамова О.В., Артюшкина Т.В. — Детство-Пресс, 2019. — 288с.
  4. Маршак С.Я. "Двенадцать месяцев". — М.: АСТ, 2014.
  5. Шорина С.В. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. — М.: Педагогика, 2005.
  6. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева/ Под ред. М.Д. Маханевой. — М.: ТЦ Сфера, 2019.

Интернет-ресурсы:

  1. Горелова А.А. Турнир как способ выявления и реализации неординарных возможностей у ребенка. 24. 12. 2020 — Электронный ресурс – Режим доступа -https: //sch338tn. mskobr. ru/edu-news/4006
  2. Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева" – Электронный ресурс – Режим доступа — https: //sch338tn. mskobr. ru/#/
  3. Схема снежинки из палочек Кюизинера – Электронный ресурс — Режим доступа — https: //www. pinterest. ru/pin/641763015622786014/
Просмотров: 365
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Хизриева Земфира Низамеддиновна. Сценарий новогоднего утренника для детей средней группы «Как Королева Ночь украла ключ от волшебных новогодних часов»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Наталья Сураева-Королева. Интегрированное занятие на основе мордовского фольклора и нетрадиционных форм аппликации «Атякш» (петушок) для детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Сценарий нового года для детей 'Снежная королева'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Дубова Светлана Николаевна. «Приглашает Королева спорта» туристский день здоровья для детей старшего дошкольного возраста
  • Наталья Сураева-Королева. Тематическое занятие «Горжусь тобой, мой край родной!» для детей старшего дошкольного возраста
  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Королева Валентина Львовна. Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Бабушкин сундучок».
  • Наталья Сураева-Королева. Семейный досуг 'Моя мама лучше всех!' музыкальный руководитель Сураева-Королева Наталья Васильевна.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Королева Валентина Львовна. Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы ко «Дню Матери». Тема: «Портрет мамы».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Королева Юлия Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно — речевому развитию «Путешествие в сказку»
  • Лептягина Дарья Александровна. Сценарий осеннего праздника «Королева Осень» для старшего дошкольного возраста
  • Оксана Королева. Игры всякие нужны, игры всякие важны
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь