Горелова А.А.
Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры вносят разнообразие в процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
В своей практике я использую игровые виды деятельности, но хотелось бы остановиться подробнее на таком формате как «Интеллектуальные турниры». При составлении заданий учитываю знания и умения детей из разных образовательных областей, соответствующие возрасту. При активном участии в таких мероприятиях у детей наблюдается повышение интереса к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, соревновательности. Особенно это важно в предшкольный период.
Скачать конспект
Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние, способствуя развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей, расширению кругозора, развитию стремления использовать знания в повседневной жизни.
Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни дошкольника. В ходе соревнований ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать (учиться не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться). Именно соревнования, состязания, конкурсы традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.
По мнению большинства педагогов-практиков педагогический эффект от интеллектуальных турниров заключается в том, что позволяет:
- моделировать жизненные ситуации борьбы (состязательности) и соревновательности
- создавать условия для взаимодействия и взаимопомощи
- сплачивать временный коллектив. Мы заметили, что в период игры, та сплоченность детей, которая возникает, длится еще какое-то время. Безусловно, на это влияет и результат игры. Чем более успешна была команда, тем дольше она хочет оставаться в таком же составе и в следующих групповых мероприятиях
- выявлять личностные качества играющего ребенка — находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, ребенок не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека. Очень трепетно дети относятся к своим ошибкам и, помня про оценочную систему, стремятся как можно быстрее найти ошибки или недочеты, порой помогая другим членам команды
- получать удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других
- развивать нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, чувство юмора. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования
- проявлять те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Ребенку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.
Такой игровой формат, ориентированный на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции, позволяет развить свой тайм-менеджмент. Важным условием в игре является жесткое ограничение времени, которое требует от ребенка сначала понимать, а потом и структурировать последовательность выполнения заданий.
Независимо от вида интеллектуальной игры и условия ее проведения, необходимо соблюдать ряд правил:
- доступные для понимания детей правила. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. При сложные правилах возможна потеря интереса к деятельности у детей до начала самой игры
- охват всех воспитанников группы в процесс интеллектуальной игры
- интерес должен сохраняться на всем протяжении турнира
- подбор заданий турнира должен соответствовать интеллектуальным, психическим и физическим возможностям ребенка.
Само определение викторин подразумевает соревновательный подход в деятельности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа детского образовательного учреждения против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом.
Обязательный элемент соревновательных викторин — жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.
Вашему вниманию предлагаю сценарий «Интеллектуального турнира» для воспитанников подготовительной группы по мотивам сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем развития познавательных способностей.
Задачи:
Обучающие: способствовать закреплению полученных знаний, умений и навыков; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
Развивающие: развивать умение следовать правилам; проявлять находчивость, любознательность; стимулировать к индивидуальному поиску путей решения заданий,
Воспитывающие: вызвать у детей чувство соревновательности, удовольствия, радости от игр развивающего характера; активизировать творческое воображение, фантазию.
Оборудование:
- Проектор, для демонстрации презентации.
- Раздаточный материал.
- Музыкальное сопровождение.
Сценарий.
(Звучит музыка. В зал заходит Королева, сидится за стол и пишет. Учитель-профессор диктует ей.)
Королева: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте!
Профессор:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(Королева пишет)
Королева: «В сени к нам летит» … Ну ладно, хватит! А теперь расскажите мне что-нибудь интересное!
Профессор: Что-нибудь интересное? О чем же?
Королева: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года.
Профессор: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.
Королева: В самом деле?
Профессор: Да! Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Март, апрель, май – весенние. Июнь, июль, август – летние и сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние. И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа.
Королева: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
Профессор: Это невозможно, Ваше Величество!
Королева: А если я издам закон и поставлю большую печать?
Профессор: Это не поможет! Да и вряд ли это нужно Вашему Величеству! Ведь каждый месяц приносит свои подарки и забавы! Декабрь, январь и февраль – катание на коньках, новогоднюю елку. В марте начинает таять снег, в апреле появляются первые подснежники.
Королева: Я не хочу ждать!!!
Профессор: Ваше Величество! Но законы природы…
Профессор: Ребята, что мне делать? А вы любите учиться?
Дети: да
Профессор: Сейчас я вам загадаю несколько загадок, хочу узнать как королева и вы их отгадаете.
Загадки Ответы королевы и детей
Зимой в берлоге,
Видит сон,
Лохматый, косолапый… Королева: Слон.
Дети: Медведь.
С пальмы вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает… Королева: Корова.
Дети: Обезьяна.
В теплой лужице своей,
Громко квакал… Королева: Воробей.
Дети: Лягушонок.
Профессор: Дети, помогите мне, пожалуйста, убедить королеву в том, что надо учиться. Без знаний невозможно жить. Поможете?
Дети: конечно!
Профессор: Тогда проходите за столы, усаживайтесь поудобнее и приступаем к решению заданий. За каждую правильно решенную задачу вы будете получать баллы. Удачи всем!!!
Задание №1.
Определи положение звука в слове. Закрасьте нужный квадратик в схеме, где вы считаете, что расположен звук м.
Задание №2.
Нарисуй путь зайчика, согласно схеме
Задание №3. Творческое ( «Превращение геометрических фигур»).
Перед вами лежат листочки. На них изображены геометрические фигуры. (Подумайте, на что они похожи) Попробуй дорисовать их до предметов. Если все фигуры ты сможешь объединить в один сюжет, то получишь не 2, а целых 4 балла.
Физминутка. (Муз. пауза. Парный танец)
Задание №4.
Прослушайте внимательно стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей». Постарайтесь запомнить последовательность событий. После прочтения, предлагаем детям расположить по порядку появления героев в стихотворении.
Задание №5. С помощью палочек Кюизинера, сложи волшебные снежинки, согласно схеме
Подведение итогов.
Вручение сертификатов участникам турнира.
Совместная фотография.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Всероссийская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования: новые решения и возможности". – Москва, Берлин: Директ-медиа, 2020.
- Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС / Акрамова О.В., Артюшкина Т.В. — Детство-Пресс, 2019. — 288с.
- Маршак С.Я. "Двенадцать месяцев". — М.: АСТ, 2014.
- Шорина С.В. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. — М.: Педагогика, 2005.
- Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева/ Под ред. М.Д. Маханевой. — М.: ТЦ Сфера, 2019.
Интернет-ресурсы:
- Горелова А.А. Турнир как способ выявления и реализации неординарных возможностей у ребенка. 24. 12. 2020 — Электронный ресурс – Режим доступа -https: //sch338tn. mskobr. ru/edu-news/4006
- Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева" – Электронный ресурс – Режим доступа — https: //sch338tn. mskobr. ru/#/
- Схема снежинки из палочек Кюизинера – Электронный ресурс — Режим доступа — https: //www. pinterest. ru/pin/641763015622786014/
|