Цель: Формирование интереса к истории родного края, приобщение к традициям национальной культуры.
Задачи: Дать знания, представления о чувашской головной повязке «масмак»;
Закреплять знания цветов.
Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.
Методы и приемы: рассматривание головного убора «масмак», беседа.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Чувашская вышивка», рисование элементов чувашской вышивки.
Словарная работа: масмак, херле, хура, шура.
Дети идут с воспитателем в мини музей в ДОУ.
Воспитатель: Кеме юрать – и?
Бабушка: Юрать. Керер, керер. Заходите.
Воспитатель: Ыра кун пултор, асанне!
Бабушка: Ыра кун пултор, ачасем! Добрый день, ребята.
Воспитатель: Бабушка мы пришли к вам в гости, чтобы узнать, что то новое о чувашских нарядах. Вы нам расскажете?
Бабушка: Хорошо что вы пришли, конечно я вам расскажу. Сначала я хочу с вами немножко побеседовать. Эпе асанне. Эпе Ульха ятла. Эсе мен ятла? (бабушка спрашивает у детей. Они отвечают на чувашском языке). У меня есть волшебный сундучок. В ней хранятся много интересного. Сегодня я открою и покажу вам что там лежит. В сундучке у меня хранятся старинные вещи: головные уборы, одежда и обувь. Но они не простые, в них храниться история чувашского народа.
Воспитатель: Все мы с вами родились и живем в Чувашской Республике. Чувашия – это наша малая Родина. У чувашского народа, как и у других народов есть свой язык, свои песни, танцы и народный костюм.
Бабушка: ребята, я хочу вам сегодня рассказать о головном уборе «Масмак», которую носили замужние женщины. И я носила такую повязку (показывает детям повязку). Посмотрите какие узоры на ней вышиты. Этот узор обозначает солнце, а этот узор: земля, небо. (показывает детям на масмаке) Открою вам небольшой секрет: по вышивкам можно читать как по книге. Часто своими вышивками девушки рассказывали о своей любви. Авы заметили, какие цвета использовали девушки в своих работах.
Дети: Красный, белый, черный.
Воспитатель: По чувашски: херле, хура, шура. (дети повторяют)
Бабушка: Каждый цвет имеет свое значение. Красный-цвет жизни, желтый- цвет солнца, черный- цвет земли.
Бабушка, мы пока вышивать не умеем, но элементы чувашских узоров нарисовали и принесли вам в подарок. (дети дают рисунки бабушке)
Бабушка: Как красиво у вас получилось. Менле хитре. Маттурсем. Молодцы. Дидактическая игра «Скажи правильно».
Тут у меня в сундуке есть маленькие зеркала, они нам помогут правильно выговаривать новые чувашские слова, которые мы сегодня узнали (дети смотрят в зеркала и говорят: масмак,херле, шура, хура). Какие молодцы. Маттурсем.
Воспитатель: Ребята, подошло время прощаться с бабушкой. Попрощаемся с ней.
Дети: Сыва пул асанне!
Бабушка: Чипер кайар! Тепре тел пуличчен. Досвидание!
|