(старшая логопедическая группа № 6 «ЗВЕЗДОЧКА»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЖЕМЧУЖИНКА» ГОРОДА РЯЗАНИ
Разработали: воспитатель логопедической группы Калинина Тамара Владимировна; воспитатель логопедической группы Бердникова Надежда Юрьевна; учитель-логопед Тодоренко Татьяна Александровна; музыкальный руководитель Жданова Лариса Анатольевна; инструктор физкультуры Кабанова Светлана Викторовна; заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Ивина Елена Викторовна
Декабрь, 2019г.
Актуальность:
Новый год — долгожданный и любимый многими праздник. Это время веселья, чудес, приключений и новых открытий. Добрая традиция празднования Нового года, побуждает собираться вместе с друзьями, родными, дарить друг другу подарки, доставлять всем радость. Но в результате беседы с родителями и детьми, проводимой нами в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника, традиции празднования Нового года не только в нашем городе Рязани в других странах.
Скачать проект
Скачать презентацию
Дети не видят особой разницы между Дедом Морозом и Санта-Клаусом; не во всех семьях принято накрывать традиционный праздничный стол, готовить исконно русские блюда; ставить дома новогоднюю елку; делать подарки близким и друзьям… Т. е. утрачиваются семейные традиции встречи Нового Года во многих российских семьях. Все чаще заимствуются и используются западные традиции и символы Нового Года. Разобраться в этих вопросах поможет информационно – творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «РЯЗАНЬ — НОВОГОДНЯЯ СТОЛИЦА 2020»
Проект «Рязань – Новогодняя столица России 2020» – это уникальная возможность объединения детей, родителей и специалистов дошкольного учреждения. Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Считаем, что проблема важна и достаточно масштабна.
Цель проекта:
Приобщение детей к народной культуре рязанского края посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами.
- Активизировать и расширять словарь по теме — Развивать внимание, память, наглядно — образное и словесно-логическое мышление.
- Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
- Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: информационно – творческий
Доминирующая область: познавательное развитие.
Сроки реализации проекта: 3 недели (с 9 декабря – 31 декабря), краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, дети старшей группы, родители воспитанников.
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми. — Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Выполнение проекта: поэтапная реализация проекта.
1 этап — подготовительный (организационный)
Цель: создание условий для мотивации к совместной творческой деятельности всех участников проекта (определение темы проекта, формулировка целей и задач проекта, сбор информации и иллюстраций по теме проекта).
2 этап — основной (продуктивный):
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей, детей в совместной деятельности всех участников проекта.
3 этап — заключительный
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
- ознакомление родителей с результатами проведения проекта
- проведение новогоднего утренника.
ТЕМЫ НЕДЕЛЬ ПРОЕКТА:
С 09. 12. 2019 года — 13. 12. 2019 года «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»;
ЦЕЛЬ: Формировать представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём. Познакомить детей с символом праздника Нового года – елка.
С 16. 12. 20219 года — 16. 12. 2019 года «ПЕРСОНАЖИ НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЫ 2020»
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с главными персонажами новогодней столицы – Рязань 2020»; вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.
С 23. 12. 2019 – 31. 12. 2019 года «НА ПОРОГЕ НОВЫЙ ГОД»
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», познакомить с правилами безопасности в новогодние праздники. Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Планирование работы с детьми в рамках проекта
ТЕМА НЕДЕЛИ: «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ» (2 неделя декабря) Цель: Формировать представления о хвойных деревьях
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. БЕСЕДЫ:
«Кто работает в лесу?», «Не у всех деревьев есть листочки», «Хвойные деревья родного края»,. «Как хвойные деревья помогают человеку?».. «Как узнать ель?»,. Итоговая беседа по теме: «Хвойные деревья»
2. НАБЛЮДЕНИЕ за кипарисом.
3. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: «Хвойные деревья».
4. КОММУНИКАЦИЯ. Отгадывание загадок. Тема: «Хвойные деревья», Чтение художественной литературы. Тема: «Почему сосна и ель вечно зелёные?»
5. Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинского «Спор деревьев», А. Лопатина «Мудрость дерева», В. Лескова «Лечебница под сосной», В. Лескова «Лечебница под сосной», В. Шипуловой
II. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- РАССМАТРИВАНИЕ: иллюстраций с изображением хвойных деревьев, книг, картин.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Тема: «Что нужно дереву», Тема: «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»
- РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ: Тема: «Русский лес. Жители леса».
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Посчитай деревья», «Один — многого», «Что изменилось?», «Узнай по описанию», «Назови части», «Скажи правильно»
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Мастерская Деда Мороза»
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ)
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ П. И. Чаковского времена года «Декабрь»;
ХОРОВОДЫ: «Ой, зима!», «На пороге новый год!»;
ПЕСНЯ «Елочка — красавица»:
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Дед Мороз»;
IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ)
РИСОВАНИЕ. Тема: «Ель», Тема: «Сосновый бор»;
ЛЕПКА: Тема: «Лесные друзья елочки».
КОНСТРУИРОВАНИЕ. Тема: «Елочка»
V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Два мороза»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Участие родителей вместе с детьми в конкурсе «Новогодняя игрушка своими руками», * Посещение с детьми городских новогодних мероприятий, предложенных организаторами новогоднего проекта «"Рязань – новогодняя столица РОССИИ 2020»
ТЕМА НЕДЕЛИ:
«БЫЛИННЫЕ ПЕРСОНАЖИ НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЫ РЯЗАНЬ 2020»
(3 неделя декабря)
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. БЕСЕДЫ:
Тема: «Рязань – новогодняя столица 2020 год», Тема: «Беседа на тему «Подарки к Новому году», Тема: «Если на новогодний праздник вырубят все елки, то…»
2. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: «Тема: «Главные герои новогодней столицы – Рязань 2020».
3. КОММУНИКАЦИЯ. Тема: "Письмо для Дедушки Мороза", Чтение художественной литературы. Тема: «Тема: «ТЕМА: р.н. сказка «Снегурочка»,»
4. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Морозко», русская народная сказка «По щучьему велению», русская народная сказка «Два Мороза», Н.Сладкова «Всему своё время»;
5. РАССКАЗЫ О РЯЗАНСКИХ БЫЛИННЫХ ГЕРОЯХ: «Кто такой Рязанский Косопуз?», «Кто такая Баба Рязанская?», «Кто такой Евпатий Коловра?», «Кто такая Забава Путятишна?».
6. ЗАУЧИВАНИЕ ПЕСЕН И СТИХОВ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ
7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА — Составь рассказ на тему: «Любимый праздник Новый год»
II. СОЦИАЛЬНО — КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- РАССМАТРИВАНИЕ: иллюстраций с изображением былинных героев, книг, картин.
- ПРОСМОТ ВИДЕО: О рязанских былинных героях.
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Мы готовимся к встречи Нового года», «Что изменилось?».
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Мастерская Деда Мороза», «Семейные праздники»
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ)
- СЛУШАНИЕ музыки «Шум ветра»;
- ХОРОВОДЫ: «Ой, зима!», «На пороге новый год!»;
- ПЕСНЯ «Елочка — красавица»:
- МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Дед Мороз»;
IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ)
1. РИСОВАНИЕ Тема: «Русский народный сарафан Авдотьи Рязаночки»», 2. Тема: «Рубаха Рязанского Косопуза»;
3. ЛЕПКА. Тема: «Забава Путятишна» (глина)
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ. Тема: "Волшебные фонарики"
V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В ГОСТЯХ У ЕВПАТИЯ КОЛОВРАТА»
- ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Два мороза»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Прогулки с родителями по улицам и площадям города Рязани. Наблюдение за представлениями, проходимыми на территории резиденции Деда Мороза и других центрах. Экскурсия в музей «Леденца».
ТЕМА НЕДЕЛИ: «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»
(4. 5 недели декабря)
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. БЕСЕДЫ:
Тема: «Что такое Новый год», Тема: «Новогодние традиции», Тема: «Беседа с детьми «Кто такой Дед Мороз и Снегурочка», Тема: «Зачем люди дарят друг другу подарки?» 2. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: Тема: «Как появился новый год в РОССИИ». 3. КОММУНИКАЦИЯ. Тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза», 4.Чтение художественной литературы. Тема: рассказ Е. Тарасовской «Новый год» 5. Чтение художественной литературы: М.Зощенко «Елка», К.Чуковского «Елка»
6. ЗАУЧИВАНИЕ ПЕСЕН И СТИХОВ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ
7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Составь рассказ на тему: «Любимый праздник Новый год».
II. СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- РАССМАТРИВАНИЕ: иллюстраций с изображением Снегурочки, Деда Мороза, книг, картин.
- ПРОСМОТ ВИДЕО: «В гостях у красавицы Снегурочки», «Терем Снегурочки», «Резиденция Деда Мороза», «Как появился на свет Новый год».
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Какой?», «Что растет на елке?», «Мы готовимся к встречи Нового года», «Что изменилось?», «Составь елочку», «Чем отличаются и чем похожи Дед Мороз и Санта Клаус»
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Мастерская Деда Мороза», «В магазин за подарками к Новому году».
- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Перед нами елочка»
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ)
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ А. Александрова «Новогодняя полька»
ХОРОВОДЫ: «Ой, зима!», «На пороге новый год!»;
- ПЕСНЯ «Елочка — красавица»:
- МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Дед Мороз»;
- НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЗИМНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ)
- РИСОВАНИЕ. Тема: «Снегурочка»
- ЛЕПКА: Тема: «Дед Мороз» (пластилин)
- КОНСТРУИРОВАНИЕ. Тема: «Бусы на елку"
V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Два мороза», «Заморожу».
БЕЗОПАСНОСТЬ:
1. «Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки». 2. «Елочная гирлянда красиво — но небезопасно»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Консультация для родителей «Пиротехника», «Осторожно – НОВЫЙ ГОД!», памятка для родителей «Вопросы на которые должен ответить ребенок»
Консультация для родителей «Пиротехника», «Осторожно – НОВЫЙ ГОД!», памятка для родителей «Вопросы на которые должен ответить ребенок»
Выводы:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии.
Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей
группе детского сада. Конспекты занятий. // Т.С. Комарова. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений,
физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // Н.В. Нищева. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: В мире
прекрасного. Метод. пособие. // Л.В. Куцакова, С.И. Мерзляко – М.,
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка – Синтез, 2005.
5. Лиштван З. В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: «Просвещение», 1981.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М.: Карапуз-Дидактика, 2007. 7. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Старшая группа М.: Мозайка – Синтез, 2014
8. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 – 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения. –М:. Вентана – Граф, 2010.
http: //pochemu4ka. ru/load/zima_novyj_god/kalendar_ozhidanija_advent_ka
lendar/kalendar_ozhidanija_novogo_goda/503-1-0-1251
|