Аракелян Анна Завеновна. «Родина в пословицах и поговорках»

«Родина в пословицах и поговорках»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №66 «Непоседы» старшая группа

Технологическая карта проекта Проект: «Родина в пословицах и поговорках»

Тип проекта: групповой

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

Срок: краткосрочный

Место проведения: МБДОУ №66 «Непоседы»

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

 

Скачать презентацию

Цели проекта:

  • познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка»
  • научить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок
  • обогащать словарный запас
  • развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине

Задачи проекта:

  • учить понимать переносное значение образных выражений
  • приобщать детей к истокам русской народной культуры
  • воспитывать уважение и интерес к родной стране
  • подключить родителей к совместной работе с детьми
  • прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи

Актуальность

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Ожидаемые результаты

  • Увеличится словарный запас детей;
  • Дети будут понимать образное значение пословиц;

Основные этапы работы:

Первый этап — Подготовительный

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
  • создание игровой предметно-пространственной среды;
  • оформить папки-передвижки на тему «Пословицы и поговорки»
  • ознакомление родителей с проектом и организация взаимодействия.

Второй этап – Основной

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:

  • дидактические игры;
  • создание лэпбука «Пословицы»;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы
  • просмотр мультфильмов с пословицами и поговорками;
  • рисование;

выставка творческих работ;

  • просмотр презентации (пословицы и поговорки о Родине);
  • проведение викторины.

2. Консультации и рекомендации для родителей.

папки передвижки, информационные ширмы

Третий этап – заключительный

  • Презентация проекта
  • Оформление выставки детского творчества (рисунки, поделки) «Яблоко от яблони, не далеко падает»
  • Оформление выставки творческих работ родители-дети

Выводы

Работа с пословицами многому научила детей. Они научились собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Они понимают, зачем надо знать пословицы и поговорки.

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат, каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Реализация проекта

В ходе реализации этого проекта в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:

  • употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям
  • рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

«Хочется есть – да не хочется лезть»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»

«Поспешишь – людей насмешишь»

  • рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов
  • чтение рассказов Л.Н. Толстого по пословицам «От добра, добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:

«Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, — подумал заяц, что от добра, добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку.

Он сказал: «Дерево кривое».

А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;

- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

Беседа

Беседа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): «Устное народное творчество — сила народной мудрости».

Беседа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие интереса к устному народному творчеству

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста

интереса к устному народному творчеству.

Задачи:

  1. знакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством
  2. формировать умение отличать пословицы от поговорок
  3. развивать познавательную и речевую активность детей
  4. побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы

Материал рекомендовано разделить на 2 части:

  1. Знакомство с пословицами
  2. Знакомство с поговорками.

После прочтения каждой пословицы или поговорки, детям задают вопросы:

- Чему может научить людей эта пословица?

- Отчего может предостеречь?

После выслушать ответы, коллективно обсудить, подвести итог, выделить воспитательный аспект. Повторить поговорку (закрепление).

Пословица — логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.

Пословицы о дружбе

- Нет друга, ищи – нашёл, береги.

- Сам пропадай, а товарища выручай.

- Для друзей пироги – для врагов кулаки.

- Человек без друзей – что дерево без корней.

Живи не скупись, с друзьями делись.

Пословицы о труде

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Глаза бояться, а руки делают.

- У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи.

- Душу вложись, всё сможешь.

- Больше дела – меньше слов.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы о Родине

- Береги землю родимую – как мать любимую.

- Кто за Родину горой – тот и герой.

- С родной земли – умри не сходи.

- Расставшись с другом, плачут семь лет расставшись с Родиной – всю жизнь.

- Родная сторона мать, чужая – мачеха.

- Солнце врагам не погасить, а нас не победить.

Родина мать, умей за неё постоять.

Пословицы о рассудительности

- Учись смолоду, не умрешь под старость с голоду.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Не зная боду, не суйся в воду.

- От глупого риска, до беды близко.

- Умный молчит, когда дурак кричит.

- Дураки ссорятся, умные договариваются.

- Ума нет, считай калека, денег нет – считай дурак.

- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Пораскинешь умом – возьмёшь врага живьем.

- Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Пословицы об уважении

- Живы родители почитай, померли – поминай.

- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.

- Отца и матерью почитать – горя не знать.

Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.

Поговорка — это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.

Поговорки о дружбе

- Крепкую дружбу топором не разрубишь.

- Дружба и братство дороже богатства.

- Вдруг не станешь друг

- Друг познаётся в беде.

- Без друга жить туго.

Поговорки о труде

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

- Делу время, потехи час.

- Какие труды, такие и плоды.

Мало хотеть, надо уметь.

Поговорки о Родине

- Где родился – там и пригодился

- Родной край – сердцу рай.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Пришёл незваным – ушёл дранным.

- Русский солдат не знает преград.

- Смелый боец – в бою молодец.

- Мать Россия — святая Русь, защищай её, не трусь.

- Родину предашь, будешь не наш.

Поговорки о рассудительности

- Ум, разуму подспорье.

- Ум да разум надоумят сразу.

- Птица хороша пером, а человек умом.

- Не делай глупости, не говори грубости.

- Ума нет – жди 100 бед.

- Проявишь старания – получишь знания.

Ума палата, сама виновата.

Поговорки об уважении

- Родителей уважай, благодари, почитай.

- В отчий дом вернись и родителям поклонись.

- Родителям в старости, дарите радости.

- Мук совести не знает – кто родителей почитает.

- Дети вырастайте – родителей не забывайте.

Родители – родная кровь, в их сторону никогда не злословь.

Поговорки о труде

- Без труда жить – от скуки выть.

- Трудись, не ленись – дела пойдут ввысь.

- Работай на благо, не будет напряга.

Игры и упражнения

«Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);

«Назови пословицу к картинке»;

«Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;

«Подбери слово в рифму» ( «Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека — …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь. -Хоть сгорю да …не отворю»);

Викторина

«В мире пословиц и поговорок»

Подготовила воспитатель Аракелян А. З.

Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством обогащения речи пословицами.

Задачи:

развивать речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

развивать логическое мышление, долговременную память, внимание;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: настольно- печатная игра «Собери пословицу», предметные картинки к пословицам, портрет И.И. Даля, сундучок, предметы: перо, игрушка цыпленок, линейка, яблоко, камень.

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗУЕМ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

– РАЗВИВАЕМ И ОБОГАЩАЕМ РЕЧЬ

Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они также нужны, также необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.

В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь все более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, все чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:

  1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.
  2. Понимать и объяснять их смысл.
  3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.

Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них:

  1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».
  2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».
  3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
  4. «Малая птичка соловей, а май знает».

Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.

Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».

Просмотров: 391
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Кандаурова Анна Александровна. КАРТОТЕКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРО ВРЕМЕНАМ ГОДА
  • Комиссарова Лариса Геннадьевна. Практико-ориентированный проект По теме: «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Вакунова Ирина Викторовна. Методическая разработка проекта «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Саргылана Гаврильевна Стрекаловская. Сценарий развлекательного досуга «Пословица недаром молвится» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Падукова Надежда Владимировна. Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Рибчинская Марина Валентиновна. Презентация проекта «Снеговики» для детей среднего дошкольного возраста
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Валентина Николаевна Хайдукова. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мубинова Любовь Александровна Петрунина Елена Валентиновна. Комплексное мероприятие на улице для детей второй группы раннего возраста «Нам не лень, делать добрые дела целый день»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь