Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей, исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения.
От возраста и знаний детей зависит форма организации дидактических игр. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы.
Положение малышей может быть самым разнообразным: они могут сидеть, лежать на коврике, стоять на коленочках. Но самым важным моментом ФЭМП у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта.
Скачать презентацию
В группе необходимо создать эмоционально-доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая будет радовать и заинтересовывать детей, побуждать к действиям, думать, размышлять, высказываться, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, моделировать.
Так же особое внимание следует уделить организации предметно-пространственной развивающей среды. Так как дидактические игры в раннем возрасте основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие.
Дети могут играть с разнообразными наборами однородных и неоднородных предметов, различным природным, бытовым, бросовым материалом, это: пуговицы, ленты (разного цвета и размера), шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т.д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета).
То есть при планировании игр необходимо подобрать средства, которые помогут на протяжении 10-15 минут удерживать внимание и активность ребёнка.
Воспитателю детей раннего возраста нужно особую роль уделить таким приемам как, объяснение и показ. Малышам нужно несколько раз объяснить и показать один и тот же материал. Полученные математические представления следует закреплять в различных видах деятельности: конструировании, лепке, рисовании, в играх, труде, на прогулках и т.д.
Примеры дидактических игр по ФЭМП в группе раннего возраста ЧТО КАТИТСЯ?Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование- кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.
ОДЕНЕМ КУКОЛМаленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам. Не беда, если он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните «Большой кукле – большое платье, маленькой – маленькое. Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой».
«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз ( «тук»), а зайка — много раз ( «тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.
|