Соколова Ольга Александровна. Особенности развивающей предметной пространственной среды в группе раннего возраста.

Особенности развивающей предметной пространственной среды в группе раннего возраста.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить свой опыт работы по организации развивающей предметной пространственной среды в группе раннего возраста.

Детский сад – второй дом для его воспитанников, место, где малыши проводит большую часть дня. Поэтому очень важно чтобы в детском саду было красиво и интересно. Поэтому организации и оформлению отводится важная роль. Это не просто интерьер, это развивающая среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.

 

Что же такое развивающая среда?

Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

С введением в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов требования к РППС изменились. Какие

требования ФГОС предъявляет к развивающей предметно — пространственной среде:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
  2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  3. РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  4. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

А теперь давайте более подробно остановимся на четвертом требовании.

Что такое насыщенность РППС?

В помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, пособий и оборудования, что бы обеспечить выполнение программы, реализуемой в дошкольном учреждении.

Что такое трансформируемость РППС?

Должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса (например,

Что такое полифункциональность РППС?

Возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.).

Что такое вариативность РППС?

У детей должна быть возможность выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств. Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.

Что такое доступностьРППС?

Все дети (в том числе и с ограниченными возможностями) должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям.

Что такое безопасность РППС?

Предметы интерьера, игрушки, пособия, должны подбираться соответственно возрасту детей и Сан Пин и быть исправными.

Алгоритм создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который помог мне при построении развивающей среды в группе раннего возраста.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течении года.

Особенности организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка.

1. Достаточное пространство для движения.

У детей 2-3 лет повышенная двигательная активность. Они не любят сидеть на одном месте, они постоянно в движении: бегают, прыгают, лазают, кружатся, но у них ещё очень плохо развита координация. Поэтому не забывайте о правилах безопасности: всё должно быть хорошо закреплено, мебель и оборудование — не иметь острых углов.

Достаточное пространство даст возможность реализовать потребность ребенка раннего возраста в движении; поможет научиться координировать себя в пространстве.

2. Яркое и насыщенное предметное окружение.

У детей раннего возраста неуемное стремление исследовать все, что находится в поле зрения малыша. И наша задача развить интерес к познанию, дать первоначальное представление о свойствах предметов (размер, форма, цвет и т. д.); развивать сенсорику и мелкую моторику.

Поэтому игрушки и игры для детей не должны содержать мелких деталей. Они должны быть яркие, разных контрастных цветов, простых форм, желательно иметь различия по тактильным ощущениям. Игрушки должны дублировать друг друга, например две одинаковые собачки, но разного цвета, три медведя, но разного размера. Игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать и играть. (открытая коробка или контейнер с игрой)

3. Организация развивающих центров по принципу небольших огороженных тематических подпространств.

Развивающие центры организуются по принципу небольших огороженных тематических подпространств по периметру группы. Чтобы разграничить одно большое помещение группы на разные центры, можно использовать различные предметы мебели или ширмы.

Дети еще не играют вместе, они играют рядом в силу своего возраста.

Это способствует тому, что дети могут играть не только все вместе, но и небольшими группами, используя те игры или игрушки, которые им интересны в данный момент. Обязательно необходимо обустроить место для уединения, где ребёнок может посидеть один в тишине и помечтать, посмотреть книжку или поиграть во что-нибудь или просто полежать

В то же время воспитатель должен иметь возможность присматривать за всеми детьми, то есть они должны быть ему видны.

Приглашаем вас в первую младшую группу №1

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где каждое утро мы встречаем наших малышей. В приемной есть мягкие диванчики, на которых можно не только сидеть, но и полежать. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с картинками, которые малыши сами выбирали. Это дает возможность детям легко находить свой «домик» для вещей. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Наше творчество». Малыши с удовольствие показывают мамам свои первые шедевры. В период адаптации в раздевалке встречают детей различные игрушки – забавы.

Центр театрализации и развития речи

Групповое помещение – это место в котором ребенок проводит большую часть дня, поэтому здесь работа требовала наибольших усилий.

Прежде всего, мы начали с центра театрализации– как важного объекта развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может обратиться не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

В центре театрализации есть ширма, маски, костюмы и шапочки сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр резиновых игрушек, театр игрушек самоделок, театр «Би-ба-бо». Все это находится в свободном доступе для детей. Они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев, имитируют их движения и голоса, что способствует формированию интереса к театру и театрализованным играм, развивает творческие способности, обогащает игровой опыт детей. Содержание центра меняется в зависимости от темы недели. Многие персонажи сделаны руками воспитателей и родителей. (Би-ба-бо – лиса и петушок, пальчиковый театр «Три поросенка» и «Заюшкина избушка» Объединяет центр театрализации и развития речи фланелеграф, на котором можно показать сказку или рассмотреть смену времен года. В центре развития речи подобраны дидактические игры для развития активной речи детей, иллюстрации, есть материал для развития дыхания.

Центр музыкального развития, книги и изобразительной деятельности

Центр музыкального развития, книги и изобразительной деятельности у нас тоже находятся рядом

Для формирование интереса к музыке, знакомства с музыкальными инструментами музыкальный центр оснащен металлофоном, бубеном, барабаном, гитарой, пианино, погремушками. Подобрана фонотека песен, танцев, сказок, колыбельных, классической музыки. Есть тематический альбом музыкальных инструментов и собираем альбом с иллюстрациями к песенкам и танцам.

Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книжке нам поможет центр книги. Дети любят слушать русские народные сказки, стихи и рассказы любимых авторов. Есть игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. В этом центре малыши учатся обращаться с книгой; формируют навыка слушания, развивают познавательные и творческие способности средствами детской художественной литературы. Происходит постоянное обновление книг (учитываем сезонность, тематику)

Для центра изодеятельности отведено самое светлое место в группе. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность – это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, используя мелки, гуашь, листочки бумаги, фломастеры, цветные карандаши, трафареты, губки для печатанья и др. Конечно, под бдительным присмотром воспитателя!

Здесь есть дидактические игры на развитие цветового восприятия ( «Какой карандаш раскрасил?». Для развития интереса к изобразительной деятельности и формирование творческого потенциала мы знакомим детей с разными нетрадиционными техниками рисования.

Игровой центр

Для обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками в игровом центре подобран материал, который позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта. Это куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи фруктов и овощей, продуктов питания, постельные принадлежности и др.

Необходимый атрибут группы раннего возраста уголок ряжения, который мы разместили в шкафу. Малыши наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, шапочки, юбочки, которые сшили для детей их мамы и воспитатели. Уголок ряженья наполняю в течение года, постепенно вносим новые атрибуты (бусы, сумочки, ленточки).

Рядом находится мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Кабинет доктора», куда они несут полечить своих кукол.

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед, «как мама».

А мальчиков в первую очередь интересуют машины. И в гараже есть транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, макет улицы, и дидактические игры, инструменты. И они могут починить машину инструментами, «как у папы».

Центр конструирования и двигательной активности

В нашем центре достаточно материала для строительных игр (различные виды конструктора (напольный мягкий и пластмассовый, настольный, пирамидки, кубики, схемы простых построек (мебель, дорожка, заборчик, машина, домик). Игрушки и машинки для обыгрывания построек. Рядом расположены мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на полу, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать игрушки, или просто перевозить конструктор).

Этот центр помогает развивать мелкую моторику рук, представления о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развивать воображение, логическое и образное мышление.

Центр уединения

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, восстановить силы он может пойти в центр уединения, чтоб позвонить маме или папе или полистать фотоальбом, который по нашей просьбе, сделали родители для облегчения адаптации, а в дальнейшем для работы по развитию активной речи– все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Центр сенсорики и развития мелкой моторики

Возле окна мы расположили дидактический стол, к которому дети могут подойти со всех сторон. Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, игры с прищепками и пуговицами, шнуровки – все эти игры развивают

сенсорные способности, формируют элементарные математические представления, интерес к геометрическими фигурами, развивают мелкую моторику рук. Много игр сделаны своими руками. Обязательная сменяемость материала.

Центр исследований

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе, мы создали центр исследования. Для экспериментальной деятельности есть оборудование, позволяющее в более доступной форме познакомить малышей с этим видом деятельности: сачки, формочки различной емкости (для наливания и переливания), груши –клизмы, лодочки, камешки; для игр с водой имеются резиновые игрушки – черепахи, крабы, рыбки, лягушки, заводные игрушки. Дети любят играть с водой – это вызывает у них положительные эмоции.

Центр физического развития

Для развития двигательной активности и физических качеств детей, формирования у детей представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в центре физического развития есть сухой бассейн, «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, дыхательной гимнастики. А также пособия, необходимые для проведения утренней и бодрящей гимнастик– листочки, морковки, погремушки и т.д. Подобрали картотеки подвижных игр, утренней и бодрящей гимнастик, физминуток и дыхательной гимнастики.

Туалетная комната

Особое внимание было уделено оформлению туалетной комнаты, поскольку ранний возраст – это время выработки основных гигиенических навыков. Чтобы малыш смог вовремя заметить грязное лицо, руки, нос зеркало в умывальной комнате находится на уровне роста ребенка. Ячейки для полотенец и для горшков украшают наклейки, что и на шкафчиках в раздевалке. Это позволяет быстро запомнить свое полотенце и горшок.

В туалетной комнате тепло, светло и безопасно.

Зимний сад

Для РППС мы использовали не только помещения группы, но и дополнительные помещения.

В распоряжении групп нашего учреждение есть небольшое помещение в котором силами сотрудников был создан небольшой Зимний сад. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. Зимний сад обогащает представления детей о многообразии природного мира, воспитывает любовь и бережное отношения к природе, дети приобретают навыки ухода за живыми организмами.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно- пространственной среды и степень ее влияния на детей.

Как же понять удачно ли создана в группе развивающая предметно-пространственная среда?

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум),

при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

Низкая конфликтность между детьми:

Дети редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Спасибо за внимание!

Просмотров: 459
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редикульцева Оксана Александровна. Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Золотова В.В.; Федорова Е.С.; Синельникова Н.И.. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ МОТОРНОЙ СФЕРЫ.
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь