Веселова Надежда Васильевна. Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.

Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии дошкольника.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 

Скачать конспект

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10 -15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив — 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах произведений художественной литературы
  • при отгадывании загадок
  • при заучивании стихов.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по — своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Цель обучения мнемотехнике

  • развитие психических процессов — памяти, мышления, воображения, внимания, — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи.

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
  • Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом во спроизведении.
  • Развитие творческие творческих способностей, фантазии.
  • Совершенствование лексико — грамматических средств языка, звуковой стороны речи: произношения, восприятия и выразительности.

Схема описания игрушки.

Мой мяч синего цвета, он круглый, среднего размера.

Мой мячик резиновый. Его можно подбрасывать и ловить, можно ударять о пол и тогда он будет прыгать.

Схема составление рассказов. (Животные.)

Воробей — небольшая птица серо — коричневого цвета. Спинка у него коричневая с черными пятнышками, грудка светло-серая. Воробьев, проще всего встретить в городе. Эта птичка всегда живет рядом с человеком. Воробьи питаются растительной пищей: всевозможными зернышками, весной почками. Только птенцов они выкармливают насекомыми. Воробьи не улетают зимовать на юг, Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов, иногда в брошенных ласточкиных норках. Воробышки часто драчливы и задиристы.

Этапы работы над стихотворением.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых — помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.)

6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Точки крестики кружочки. Под окном и на снегу Мне понятны эти строчки Прочитать я их могу Это мне письмо прислали На заре мои друзья С «Добрым утром!» — написали

непоседы воробьи.

Кто рассыпал на снегу Длинные цепочки Кто рассыпал на снегу крестики и точки Это птицы на бегу о ставляют на снегу Длинные цепочки крестики и точки.

Проговаривание чистоговорок.

Проговаривание скороговорок.

Пересказывание художественных текстов.

Пересказ рассказа.

  1. Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Повторное чтение рассказа с установкой на перессказ.
  4. Перессказ текста ребенком своими словами.

Весна.

Весной ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются почки, вырастает травка.

Весной просыпается еж и медведь.

Линяют животные.

Весной у диких животных появляются детеныши.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей.

[~ж~| Не удается отобразить рисунок. Возможно,

рисунок поврежден или недостаточно памяти для его открытия. Перезагрузите компьютер, а затем снова откройте файл. Если вместо рисунка все еще отображается красный крестик, попробуйте удалить рисунок и вставить его заново.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что -то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ.

Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также с помощью мнемотехники возможно изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты. Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и популярный в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.

Просмотров: 465
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Ситникова Т. Н.. Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Добродомова Лилия Анатольевна. Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Мунтайкина Алевтина Анатольевна. Развитие памяти через заучивание стихотворения
  • Швенк Екатерина Валерьевна. Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
  • Коршунова Ольга Александровна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь