Главной задачей детского сада зависит от людей которые осуществляют задачи воспитания детей дошкольного возраста (воспитатели, няни, психологи). Они должны создавать благоприятную атмосферу, так как ребенок проводит большую часть времени в детском саду.
Эффективность в решении этих вопросов зависит от добросовестного и кропотливого труда взрослых, работающих с детьми. Успехом педагогов и воспитателей детского сада является любовь к детям и труду, которым они занимаются. Именно любовь является движущей силой всякого вдохновения и долготерпения, мудрых ответов и наставлений.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье. Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас.. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Условия успешного речевого развития в детском саду
Прежде всего, необходимо понять, что речь – очень сложный, многокомпонентный процесс. Это и произношение звуков, и умение различать звуки речи на слух, и словарный запас, и грамматическое оформление высказывания. Правильная, развитая речь предполагает умение рассказывать, правильно подбирая слова, связывая их по смыслу, согласовывая в роде, числе, падеже.
К 4-м годам в норме ребенок среднего дошкольного возраста должен дифференцировать все звуки, должно быть полностью сформировано фонематическое восприятие. «Заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто». В 5-летнем возрасте дети самостоятельно могут составить пересказ текста, состоящего из 40–50 предложений.
Это свидетельствует об их положительных успехах в овладении одним из самых трудных видов речи, а именно – монологической. В этот период заметно улучшается фонематическое восприятие. Ребенок начинает различать гласные/согласные звуки, потом мягкие/твердые согласные звуки и уже после – шипящие, сонорные и свистящие.
Повторим, что средний дошкольный возраст – это период наивысшей речевой активности детей. Дети легко могут вступить в уже начавшийся разговор,
торопятся высказываться, перебивают. В целом, речь детей 4–5 лет характеризуется рядом особенностей:
- осмысленное употребление предлогов (в, на, над, под, за, из-за и т. д.), наречий (рядом, близко, сбоку и т. д.), которые указывают на расположение предметов;
- выполнение интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов;
- активное использование в речи слов, которые обозначают родовые и видовые понятия;
- усвоение способов образования существительных и глаголов, используя аналоги;
- в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Таким образом, можно отметить, что «осознание детьми речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых
средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к
школе в плане его речевого развития» ]
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста.
|