Автор: Орлова Ксения Станиславовна, музыкальный руководитель г. Рыбинск 2020 ©Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Рыбинска
Цель: Развитие песенного, музыкально-игрового и танцевального творчества детей посредством специально-организованного педагогом проблемного диалога.
1) Образовательные задачи:
- Формировать умение слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения, различать приемы звукоизвлечения (legato, staccato);
- Формировать умения детей воспроизводить голосом различную динамику (звуковысотное движение голосом вверх и вниз).
2) Развивающие задачи:
- развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
- побуждать импровизировать мелодию на заданный текст;
- эмоционально передавать через движения музыкальные образы;
- развивать чувство ритма, развивать мелкую моторику;
3) Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Методическое обеспечение:
- фонограмма программной музыки;
- цветные кружки;
- музыкальные инструменты (колокольчики, металлофон);
- цветная пушистая проволока;
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
Предварительная работа:
- Разучивание пластических упражнений руками ( «Ветерок», «Мельница», «Игра с водой» на музыку Л.Бетховена).
- Разучивание песни «Мы хотим, чтоб птицы пели» музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева
- Чтение сказок Г.-Х. Андерсена.
- Рассматривание книг с иллюстрациями насекомых, цветов.
- На занятиях учились «рисовать голосом» музыкальные фразы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: -
- Здравствуйте, ребята. Вы любите рисовать? А что вы любите рисовать? Нарисуйте мне, пожалуйста, музыку.
- Как вы думаете, можно ли нарисовать музыку без помощи карандашей и красок. (ответы детей)
-Вопрос был один. А мнений много. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
-Мы не знаем, можно ли нарисовать музыку без карандашей и красок. (ответы детей) Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Что мы сегодня будем узнавать? (ответы детей)
-Мы будем узнавать, можно ли нарисовать музыку другими способами.
Отгадайте пожалуйста загадку:
Мала росточком,
Родилась в цветочке. ( «Дюймовочка»)
На экране появляется Дюймовочка и рассказывает, что её украла жаба и утащила на середину болота.
Музыкальный руководитель:
Чтобы её спасти, надо сделать кораблик. Но у нас для этого ничего нет. Сейчас я вам дам по волшебному зернышку. Вы его посадите в горшочек. Подумайте, как это нужно сделать, чтобы выросли красивые цветы.
Дети становятся в круг, музыкальный руководитель каждому «вкладывает» в ладоши по зернышку. Звучит нежная, красивая мелодия (фонограмма) – «Подснежник» П.Чайковского.
Дети изображают «выращивание цветка»: выкапывают ямку, кладут зернышко, поливают, закапывают. Цветок начинает расти, дети импровизируют распускание цветка. Воспитатель кладет сзади каждого ребенка разноцветные кружочки.
Музыкальный руководитель:
Ребята, что вы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, вы изображали, как цветок растет. А чем они это изобразили? (ответы детей). Можно вас назвать художниками? Почему? Вы сначала как думали? Что рисовать могут только художники? А как на самом деле? Мы тоже можем рисовать цветок — телом.
Музыкальный руководитель:
Какие прекрасные цветы распустились, какой они издают аромат, понюхайте свой цветок, полюбуйтесь им!
Оглянитесь назад, у каждого из вас есть цветной кружочек. У кого кружочки желтые? Пройдите сюда. Какими вы будете цветами? (Одуванчиками.) Вот здесь ваше место на полянке. У какого цветка белые лепестки? (Ромашки.) А здесь растут ромашки. Кружочки лилового цвета – у колокольчиков. Они растут рядом.
Дети образуют группы.
Музыкальный руководитель. Пропойте название вашего цветка.
Я – ромашка,
Я – колокольчик,
Я – одуванчик.
Музыкальный руководитель:
У нас есть цветок – веселый колокольчик. Веселый колокольчик, пропой свою звонкую, радостную песенку, чтобы Дюймовочка не грустила.
Дети сами сочиняют мелодию на заданный текст.
Песенная импровизация
Веселый колокольчик – динь, динь, динь, динь, динь, динь –
Смеется и хохочет – динь, динь, динь, динь, динь, динь.
Стихотворение о природе.
Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева
Музыкальный руководитель:
Каждое утро Дюймовочка умывалась капельками росы. Давайте покажем под музыку, как она это делала. Сбиваем капельки росы, умываемся, стряхиваем с ладошек.
Звучит музыка: 2 такта – legato, 2 такта – staccato
Музыкальный руководитель:
Ребята, кто нам сможет помочь спасти Дюймовочку? (ответы)
А сейчас мы послушаем музыкальные загадки и, узнаем, кто нам поможет.
Послушайте первую загадку.
Звучит музыка «Вальс игрушек» Ю. Ефимов (диск)
Музыкальный руководитель:
Давайте украсим эту песенку музыкальными инструментами. Какие вы выберете?
Дети выбирают металлофон, колокольчик. Песня исполняется 2-й раз.
Музыкальный руководитель:
Вторая музыкальная загадка.
Исполняется музыка «В пещере горного короля» Э. Грига (диск). Дети определяют характер музыки, называют насекомое, к которому подходит эта музыка. Паук.
Музыкальный руководитель:
На вступление и заключение песни плетем пальчиками паутинку, как паучки. Можно сделать паутину, с помощью пальцев и рук вдвоем или втроем.
Звучит музыка паука. Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель:
А вот и третья загадка.
Исполняется «Полет шмеля» П. Римского-Корсакова (диск)
Музыкальный руководитель:
Изобразите голосом, как шмель летит.
Дети пропевают звук «ж», постепенно увеличивая громкость и меняя тембр – от низкого до высокого. Затем громкость и тембр снова снижаются. Многоголосие (один начинает жужжать низко, другой вступает высоко)
Музыкальный руководитель: (Звучит полька Ю.Чичков –программная музыка) Я слышу музыку, послушайте и вы. Как вы думаете, к какому жанру относится это музыкальное произведение? Правильно, танец. Давайте представим как бы бабочки, шмели и пауки танцевали этот танец.
Танец- импровизация
Музыкальный руководитель:
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии. (ответы). Что нового мы узнали? (ответы) Что рисовать музыку без красок и карандашей можно,
но как? (ответы). Телом и голосом. Давайте, мы нарисуем для Дюймовочки кораблик.
ИКТ презентация «Веселая кисточка» (автор Оксана Титаренко, взято с сайта Музыкальный сад» http: //www. musical-sad. ru/forum/6)
Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха. Дети рисуют голосом кораблик.
Затем по группам делают 3 кораблика из мягкой пушистой проволоки и пропевают каждая группа свой кораблик. В конце дуют на свой кораблик, отправляя его в путь. (глубокий вдох и долгий выдох)
Появляется на экране Дюймовочка и благодарит детей за помощь. Музыкальный руководитель раздаёт подарки детям от Дюймовочки)
Музыкальный руководитель. Что вам понравилось сегодня на занятии? Рефлексия.
|