КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД №67 г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Подготовили Музыкальные руководители:
- Задворнова Ю.В.
- Дмитриева Т.В.
г. Балаково
«Значение и специфика театрального искусства в условиях ДОУ».
Нужно ли приучать детей к прекрасному? Надо ли показывать дошкольникам театральные постановки или водить их на выставки или в театр? Конечно! Ещё лучше, если дети сами принимают участие в таких мероприятиях, как театральная деятельность.
Скачать конспект
С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к великому и прекрасному: живописи, литературе, музыке, театру.
Как считают многие специалисты в области воспитания и образования, театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Поэтому театрализованную деятельность дети очень любят, а педагоги, соответственно, широко используют её в решении многих задач, которые связаны с образованием, воспитанием, развитием ребёнка.
Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в простом. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра – одно из самых ярких и доступных средств, формирующих художественный вкус детей, является наиболее интересной для детей дошкольного возраста. Это позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений.
Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.
Начиная с младшего дошкольного возраста, чаще всего используются
театрализованные игры через знакомство с различными видами театра,
которые позволяют решать ряд поставленных задач.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Конусный, настольный театр – помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Би-ба-бо – посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Мир театральных игр формирует основы нравственно–эстетического воспитания, навыки взаимного общения, коллективной работы, способствуют развитию у детей познавательного интереса к театральной культуре и миру театра. Один из способов развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них предметно – развивающей среды, которая должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребёнка. Для этого в группе выделяется отдельная «зона», которая содержит в наличии атрибуты театральных игр, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей – наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски. Создавая подобные зоны театрализованной деятельности, необходимо соблюдение возрастных особенностей, возможностей, знаний и умения детей.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребёнку как личности, раскрывать собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребёнка открывается ещё одна сторона искусства, ещё один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.
Совсем недавно, в конце февраля текущего года, в нашем саду, в рамках преемственности, дети подготовительной к школе группы подготовили и показали детям младшего дошкольного возраста музыкальную сказку «Репка» (на новый лад). Задача музыкального руководителя состояла в том, чтобы подобрать музыкальный репертуар, подходящий тематике сказки (сельская местность – народная музыка). И понятный, прежде всего, нашему маленькому зрителю. Например, выход собачки Жучки сопровождается песней «Собачка» музыка М. Раухвергера, слова Н.Камиссаровой, которую дети разучивают на музыкальном занятии. А выход мышки песней из м/ф «Песенка мышонка» (Какой чудесный день!)
По традиции репку вытянули, и сказка на этом заканчивается. В нашем случае есть продолжение. Дед повёз репку на базар, продал её (экономическое воспитание).
На вырученные деньги купил всем участникам трудового процесса подарки: бабке подарил платок, внучке леденец, Жучке сахарную косточку, кошке Мурке баночку сметаны, мышке кусочек сыра. Все остались довольны. В конце сказки дети не проговаривают заключительные слова. Они поют их как частушки.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико её значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребёнка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности, которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Дети постарше придумывают свои варианты концовок сказок. К уже знакомым образам можно придумать другой характер, изменить внешность, одним словом, осовременить давно полюбившихся сказочных героев. Нетрадиционное прочтение сказки, по моему мнению, только усиливает интерес детей. Особенно, если они являются участниками постановки. На репетициях дети активны. Весь творческий процесс доставляет им удовольствие.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём зрительных, слуховых, двигательных анализаторов.
Процесс театральной деятельности неразрывно связан с
музыкальным развитием ребёнка.
К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Также важно приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Всем нам с детства знакома фраза: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры». Существует множество творческих профессий. Чем дольше работаешь в детском саду, тем больше убеждаешься – педагоги дошкольных учреждений тоже в какой – то степени актёры. Главное – правильно оценить ситуацию и вовремя включиться в игру.
Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности, является одной из эффективных форм развития личности дошкольника. Внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем её радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им необходимы в повседневной жизни.
|