Автор: Черняк Ирина Леонтьевна
В настоящее время в детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Одним из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике, является стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. У данной категории детей особенно страдает просодическая сторона речи, т. е. сила голоса, его тембр и выразительность.
Значению просодической стороны речи уделяли внимание многие ученые (В. А. Гиляровский, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская). Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные отклонения в сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи и с трудом поддаются коррекции.
Проблемой возникновения и нахождения методов преодоления стертой дизартрии занимались многие ученые: Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская и др. Благодаря их исследованиям на практике стали обращать внимание на необходимость включения в коррекционно-логопедическую работу такого направления, как развитие просодической стороны речи, ее выразительности, поскольку без помощи специалистов самостоятельно качественно преодолеть дефекты произносительной речи дети со стертой дизартрией не могут.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.
Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:
- Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
- Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизации в различных фонетических условиях произношения.
- Формирование интонационной выразительности речи.
- Формирование восприятия устной речи.
Огромную помощь в преодолении этих нарушений, нам может оказать театр. Театр – особый мир и источник знаний, в нем все необычно. Театр помогает детям стать более раскрепощёнными, выразить свои эмоции, передать чувства. Ведь увиденным непременно хочется поделиться с родными, друзьями. Это способствует развитию речи, умению вести беседу, что актуально в наше время.
Просмотр спектакля развивает речь дошкольника, насыщая ее эмоционально выразительными оттенками; он легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка. Для ребенка просмотр театрального представления всегда сочетается с огромной внутренней работой, он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции. Очень важно, что происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, таких качеств, как сочувствие и сопереживание героям.
Театр воплощает в себе литературу и живопись, музыку и пластику.
А когда дети становятся не только зрителями, но и участниками, мир становится для них еще ярче и шире. Дети получают представление о выразительности поз, учатся мимикой и жестом выполнять различные эмоциональные состояния. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что дети с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. И конечно же театр, театральная деятельность наши помощники. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
И здесь важную роль играет педагог, так как роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое ни будь задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Самыми ценными формами проведения театрализованных действий становятся те, в которых активное участие принимают дети и взрослые, дети и их родители.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения интонационными характеристиками речи. Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как данный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.
Список литературы
- Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: дис.... канд. пед. наук/Л. А. Позднякова – Санкт-Петербург. -2004. – 349 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. –Санкт-Петербург.: Изд-во «Союз». — 2005. — 192 с.
- Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи / Л. В. Лопатина — Санкт-Петербург.: Образование. — 1997. — С. 9-16.
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — с. 9-16
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова – Москва: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
|