Воспитатель Садыкова Л. М.
Актуальность проекта:
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Возраст детей: вторая младшая группа.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Цель проекта:
- закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Задачи:
Образовательные:
- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
- Развивать познавательные способности ребёнка: любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь.
- Формировать, понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное.
- Сформировать желание быть похожими на положительных героев.
- Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
Развивающие:
- Развивать личностно-смысловую сферу (отношение к действительности).
- Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
- При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими недугами. Посредством сказкотерапии работать с агрессивными, застенчивыми детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать чувство привязанности и любви к своим близким.
- Воспитывать у детей уважение к самому себе.
- Побуждать интерес к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Получение дополнительных знаний о сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих, коммуникативных способностей.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков "В гостях у сказки" (с привлечением родителей).
- Детское творчество (лепка, раскрашивание).
Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, беседы, наблюдения, совместные игры.
Содержание образовательных видов деятельности:
Основные направления работы:
Познавательно-речевое развитие
Беседа по сказке: "Колобок"
Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам.
ЧХЛ: чтение русской народной сказки "Маша и медведь"
Физическое развитие:
П/и "У медведя во бору", "Лиса на охоте", "Пузырь"
Хороводная игра: "Заинька попляши".
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка "Репка".
Раскраска: "Разукрась героя сказки".
Социально-личностное развитие:
Д/и "Из какой сказки?", "Узнай сказку по иллюстрации", "Любимый герой сказки". Прослушивание сказки «Гуси-лебеди» (аудиозапись).
Показ сказки "Три медведя" (би-ба-бо)
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
Подбор материала для бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Подборка иллюстраций, литературы.
Разучивание стихотворений, песенок о сказках.
Выставка книг "Русские народные сказки".
Папка-передвижка «Любимые сказки»
Консультация "Значение сказок в жизни ребенка", "Что и как читать ребенку дома".
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов по знакомым сказкам
- Беседы
- ООД
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Раскрашивание
- Лепка
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
3. Заключительный этап:
Организация выставки рисунков "В гостях у сказки" (с привлечением родителей).
Приложение 1
Беседа по сказке «Колобок»
Цель: учить эмоционально и активно воспринимать сказку, продолжать учить детей участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы воспитателя, развивать интерес к занятиям. Активизировать слово «речь».
Оборудование: картинки с героями сказки, настольный театр героев сказки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок».
Ход беседы:
Организационный момент: сюрпризный момент появление колобка в группе.
Воспитатель: Стук в дверь дети посмотрите, кто к нам пришел?
Ответы детей: Колобок!
Воспитатель: Правильно дети это колобок, а из какой это сказки?
Ответы детей: Из сказки «Колобок».
Воспитатель: Какие вы у меня умницы! Ребята, а сейчас я предлагаю поговорить о сказке «Колобок».
Скажите мне, пожалуйста, колобок какой?
Ответы детей: Круглый, желтый, румяный.
Воспитатель: А почему он румяный? (дети затрудняются ответить)
пояснение воспитателя — потому что он в печке испечен.
Печь — это прибор, который служит для обогрева дома, на ней готовят еду в том числе пекут пироги, вот и колобок испечен в такой печи.
Дети, а еще какие сказочные герои были в сказке?
Ответы детей — дед, баба, зайчик, волк, медведь, лиса.
Какие вы молодцы, вы знаете всех героев из сказки.
Дети, а какой зайчик в сказки?
Ответы детей — серый, пушистый, быстрый, с длинными ушами.
Дети, а кого после зайчика встретил колобок?
Дети отвечают — волка.
А какой волк?
Ответы детей — серый, зубастый.
Дети, а кто встретился колобку на встречу после волка?
Дети отвечают — медведь.
Дети опишите медведя, какой он?
Ответы детей — большой, косолапый.
Ребята, а кого повстречал колобок после встречи с медведем?
Дети радостно отвечают — лису.
Ребята опишите, какая лиса.
Ответы детей — рыжая, хитрая.
Почему она хитрая?
Ответы детей — потому что она попросила колобка на нос сесть.
Дети, а как вы думаете, куда делся колобок?
Ответы детей — его лиса съела.
Физминутка: А сейчас ребята мы с вами поиграем.
Зайка, зайка попляши
Наших деток посмеши
Топай, топай лапками.
Серенькими лапками
Вот так, вот так
Пляшет заинька гопак.
Ребята, а давайте сказку расскажем вместе, а помогут нам в этом куклы би-ба-бо.
Дедом будет у нас ________, бабкой будет __________, _______, а ты будешь колобком. Серым зайчиком будет _______. _________, а ты будешь волком. Косолапый мишкой будет _______, а хитрой лисичкой будет ______.
А остальные дети будут слушать, и помогать мне, рассказывать сказку (идет воспроизведение сказки с помощью взрослого)
Рефлексия беседы:
Ребята, о какой сказке мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей — колобок.
Где был испечен колобок?
Ответы детей — в печи.
Ребята давайте вспомним, какая же была лиса в сказке?
Ответы детей — хитрая.
А сказка вам понравилась? Все ли вы поняли в ней? Кто не совсем понял сказку? Хотели бы вы чтобы я вам прочитала ее еще раз перед сном?
Приложение 2
Чтение русской народной сказки "Маша и медведь"
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в саму глушь, в саму чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь — дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!
Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!
Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.
Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Приложение 3
Конспект ООД по лепке по мотивам знакомых сказок «Репка»
Цели и задачи занятия: вызвать интерес у детей к созданию образа по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по её содержанию. Рассматривание овощей. Знакомство с репкой (форма, цвет).
Материалы, инструменты, оборудование: кусочки пластилина жёлтого, оранжевого и зелёного цвета для лепки репки, дощечки, салфетки бумажные и матерчатые. Муляжи репки.
Ход работа.
Воспитатель приносит репку и говорит детям:
-Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку: — Посадил Дед? (Репку)
-Выросла репка большая пребольшая (Произносим вместе с детьми)
-Посмотрите, какую я вам репку принесла
-Какая она? (Ответы детей)
-Ребята, у вас на столах, муляжи маленькой репки, давайте возьмем в ручки и попробуем её.
-Репка это овощ или фрукт?
Потом воспитатель предлагает детям слепить репку, только не большую, а маленькую, чтобы дедушка с бабушкой могли сами её вытянуть, и им не пришлось звать ни кого на помощь.
Затем воспитатель показывает поэтапно, как нужно лепить репку и комментирует свои действия.
-Для репки я беру желтый или оранжевый пластилин, раскатываю его в ладошках (круговые движения, немного сдавливаю). Для листочков беру зеленый пластилин, сдавливаю его между ладошек, чтобы листочки стали широкими. Прикрепляю листочки к репке. Репка готова. Самостоятельная деятельность детей. Рефлексия.
Приложение 4
Хороводная игра «Заинька попляши»
Заинька, походи, серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись, серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
движения по тексту
Приложение 5
Показ сказки «Три медведя»
Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
- Ознакомление со сказкой Л. Н Толстого «Три медведя».
- Развитие умения внимательно слушать сказку.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на средство художественной выразительности.
Материал: медвежонок (игрушка), куклы би-ба-бо по сказке «Три медведя».
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель приносит в группу медвежонка (игрушку) и говорит:
- К нам пришел в гости из леса медвежонок. Посмотрите какой (рассматривают медвежонка).
Воспитатель говорит ребятам:
- А давайте ребята медвежонку расскажем стихотворение.
(Стихотворение сопровождается движением.)
Мишка косолапый
По лесу идет, шишки собирает
Песенку поет.
Вдруг упала шишка.
Прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился
И ногою топ.
Воспитатель наклоняет себе медвежонка и говорит детям, что медвежонок благодарит детей за стихотворение.
Воспитатель спрашивает детей:
- А хотят дети, что бы им не только рассказали, но и показали сказку «Три медведя».
Дети отвечают:
- Хотят.
Воспитатель предлагает сесть детям на ковер и приготовиться смотреть и слушать сказку.
Сказка «Три медведя»
Одна девочка ушла из дома в лес по грибы. Девочка взяла с собой большую корзинку для больших и маленьких грибов. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отварена; она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они гуляли по лесу.
В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашка была Мишуткина. Подле каждой чашке лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровны, и третий, маленький, с синенькой подушечкой, — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и потащила другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая – Михайлы Иваныча, другая средняя – Настасьи Петровнина, третья маленькая – Мишуткина. Девочка легла на большую – было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал из моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал из моей чашки?
А мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тоненьким голосом:
- Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? – зарычала Настасья Петровна не так громко.
Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тоненьким голосом:
- Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидел девочку и очень громко закричал:
- Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яй-яй! Держи!
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Воспитатель говорит:
- Вот и закончилась сказка, понравилась вам ребята?
Дети отвечают:
- Понравилась.
Воспитатель спрашивает медвежонка, понравилась ли ему сказка?
После этого воспитатель предлагает побеседовать по сказке и задает вопросы детям:
- Понравилась ли детям сказка?
- Все ли им понятно по сказке?
- Про кого эта сказка?
- Как девочка попала к медведям?
- Зачем девочка взяла большую корзину?
- Почему девочке удалось убежать от медведей?
Когда воспитатель побеседовал с детьми, предлагает им встать с ковра и отдохнуть. Проводит физкультминутку «Три медведя».
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама чуть поменьше ростом,
Ну а сын – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть на ковер. После этого предлагает инсценировать медведей: большого, среднего и маленького.
Воспитатель обращается к детям:
- А может мы с вами поиграем в игру «У медведя во бору» и научим игре медвежонка.
Дети соглашаются.
Подвижной игры «У медведя во бору».
Цель игры:
- Развивать двигательную и речевую активность детей
Задачи:
- Умение соотносить свои действия со словами
- Быстро реагировать на словесный сигнал
- Развивать выдержку
Атрибуты к игре: полумаска медведя
Игровые правила: медведь громко рычит, только после долгого звука р-р-р дети могут убегать. Они имитируют прогулку в лесу; бег по сигналу.
Ход игры:
Дети рассаживаются удобно на коврике.
- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картину. (показывается картина, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р» — рычит он. Давайте все вместе порычим как медведь. (Дети произносят «р-р-р-). Как тихо! Наверное, медведь ещё далеко. Давайте ещё раз порычим, но погромче. (Дети произносят звуки громче). Как громко рычит у нас Алмаз. Он и будет сейчас медведем. (Одевается на мальчика полумаска медведя, уводится в сторонку и садится на стульчик)
- Здесь будет жить наш мишка. А мы с вами пойдем в лес и будем собирать грибы и ягоды. Но как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой. Только убегать раньше, чем медведь зарычит «Р-р-р» нельзя. Когда будем с вами гулять по лесу, нужно говорить такие слова и вместе с ними будем выполнять движения:
Слова движения
у медведя во бору Все имитируют сбор грибов и
грибы, ягоды беру, ягод, медленно приближаясь
а медведь не спит к лесу, где живет медведь.
и на нас рычит «Р-р-р»
- Когда медведь зарычит, дети убегают, а он их догоняет.
Во время игры следить за тем, чтобы все дети близко подходили к медведю. Назвать тех, кто старается все время держаться позади всех ребят, подальше от медведя. Помочь таким детям преодолеть страх, подбодрить их. «Будь смелее, Амир, не отставай от всех детей!».
После того, как медведь поймает несколько ребят, выбирается по считалочке новый медведь и игра продолжается.
Анализ игры:
В конце игры выяснить, понравилась ли им игра. Отметить наиболее активных детей.
Воспитатель с детьми играют в игру. После игры воспитатель обращается к медвежонку:
- Понравилась тебе игра?
Медвежонок отвечает:
- Да.
Потом медвежонок говорит, что ему понравилось быть в гостях у детей и хочет подарить им книгу «Три медведя». Дети прощаются с медвежонком.
Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает посмотреть книгу «Три медведя».
|