Ольга Мелехова
Программное содержание:
- формировать знания детей о весеннем времени года
- знакомить с названиями времен года, их последовательностью
- познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной
- уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной
- активизировать словарь детей по теме «Весна»
- совершенствовать грамматический строй речи
- формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь; — отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре
- способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей
- воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту
Оборудование: Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего лес).
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением времен года (осень, зима, весна, картинки с изображением ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина «Весенняя полянка»; иллюстрации дикихживотных: (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.
Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»
Ход занятия
Педагог: Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … ВЕСНА.
Педагог: — Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса»? (Ответы детей). Да, чудо это что-то необычное и очень интересное.
Педагог: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды).
(Педагог выставляет иллюстрации двух времен года: осень и зима).
Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном (Дети- нет).
Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?
Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.
Педагог: А с чем приходит к нам зима?
Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.
(Педагог выставляет картинку весны).
Скажите, ребята, что изменилось теперь? (ответы детей).
Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка. Давайте проверим, запомнили вы, что изменилось? Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.
Артикуляционная разминка:
Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с
утвердительной
интонацией).
На первом предложении педагог дает
образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна!
Педагог: Ребята, время года, которое наступило теперь, называется весна. Давайте повторим все вместе: Весна! Весна приходит после зимы. (для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года по иллюстрациям: осень, зима, весна).
Педагог: ребята, солнышко весной какое?
Дети:, ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое
Педагог: первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше?
Дети: снег тает.
Педагог: а почему снег тает?
Дети: Потому что солнце греет.
Педагог: Снег тает и превращается во что?
Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.
Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?
Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.
Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?
Дети: Опасное.
Педагог: Почему?
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?
Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.
Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны — звонкие ручейки, лужицы.
Педагог: — Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)
Он прилетает каждый год
Туда, где его домик ждет.
Песни звонко запевает,
Весну зазывает. (Скворец)
Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)
Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).
Дождь, дождь! Надо нам
Расходиться по домам — хлопки ладонями по спине
Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. — поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. — постукивание пальцами
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. — поглаживание спины ладонями
Педагог: еще одна загадка
Ярко лучами сияя,
Землю оно согревает.
Светит нам в оконце.
Что же это? (Солнце).
Педагог: Молодцы!
Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей).
(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса).
Что вы услышали? (Ответы детей).
А хотите почувствовать весну? (Ответы детей).
Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.
- Почувствовали вы весну? Чем она пахнет? (Ответы детей).
А мы с вами отправляемся на весеннюю полянку, (картина- весенняя полянка)
Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.
Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей).
Отгадайте, какие животные живут на этой полянке:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)
На гору бегом, с горы кувырком. (заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
(Педагог вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных).
Педагог: весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами.
Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).
У зайчихи рождаются … (Ответы детей).
У лисы — … (Ответы детей).
У волка — … (Ответы детей).
Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной? (Ответы детей).
- Весной, когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?
Дети: Появляются листья на деревьях.
Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла.
Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?
Дети: Подснежник.
Педагог: Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.
Дети: ответы
Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, …
Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе. Один, два, три…
Вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось? (Ответы детей).
- У Весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?
|