Кондакова Юлия Николаевна. Программа «Чудо глина»

Программа «Чудо глина»

Кондакова Юлия Николаевна Воспитатель I категории, ГОБОУ «Центр адаптированного обучения», г. Великий Новгород

Аннотация: программа «Чудо глина» направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы с помощью игр и занятий с глиной для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: глина, коррекция, развитие, материал.

Настоящая программа «Чудо глина» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе образовательной программы Федотова Г.Я. «Послушная глина: Основы художественного ремесла», одобренная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве программно-методического пособия для педагогов дополнительного образования детей.

 

Педагогическая целесообразность и актуальность программы «Чудо глина» направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы с помощью игр и занятий с глиной для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Глина очень мягкий и податливый материал, и дети в детском саду обязательно должны лепить из нее. Глина — это тот материал, с которым ребенок может легко справится, она имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязанием и чувственность. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить ее и играть с ней.

Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Народное творчество должно стать основой к начальному воспитанию детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.

В ходе обучения и самообразования изучила эту тему и разработала программу «Чудо глина».

Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме лепки из глины с детьми дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья и написать перспективно-тематический план на 1 год (Таблица №1).

Перспективно - тематический план

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Знакомство с глиной

Познакомить детей с пластичным материалом – глиной, ее свойствами

(мягкая, влажная, при засыхании твердая). Учить разминать ком глины кончиками пальцев, раскатывание формы круговыми движениями пальцев обеих рук, затем ладонью. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Сентябрь

Украсим столбики для забора

Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек. Приучать к тому, что вылепленные изделия можно использовать для общей игры.

Октябрь

Колесики для пирамидки

Учить соединять концы вылепленного валика, затем украшать изделие, ритмично нанося точки и насечки. Приучать осмысленно пользоваться стекой, нанося ею узор.

Октябрь

Красивое печенье для кукол

Вызывать у детей желание украсить предмет. Учить наносить узор на поверхность предмета, действуя палочкой. Закреплять умение лепить форму диска путем расплющивания куска глины между ладонями.

Октябрь

Пряник для зайчика

Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска.

Октябрь

Лепка куклы из двух шариков

Закреплять умение лепить предмет из двух округлых форм. Учить наносить палочкой мелкие детали(глаза, рот нос) и украшения на платье куклы.

Ноябрь

Бусы

Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, разрезать стекой на равные части, раскатывать мелкие шарики тремя пальцами обеих рук, приучать пользоваться палочкой для прокалывания бусины, учить наносить краску на готовое изделие, нанизывать на ниточку.

Ноябрь

Грибок

Учить лепить гриб, передовая основные его части – шляпку и ножку. Учить раскатывать форму шара круговыми движениями пальцев обеих рук, затем ладонью, учить расплющивать шар между ладонями, придавая шляпки гриба.

Ноябрь

Птичка

Учить детей лепить птичку из двух шариков. Учить оттягивать хвост, прищипывать клюв. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей.

Ноябрь

Блюдце

Учить лепить блюдце путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю и середине блюдца. Закреплять умение пользоваться стекой.

Декабрь

Уточка

Учить раскатывать ком глины между ладонями. Путем оттягивания лепить шею, голову и хвост. Стекой намечать перышки, делать это ритмично.

Декабрь

Рыбка

Учить лепить рыбку из овальной формы, передавать характерную форму хвоста. Плавники лепить путем налепов и оттягивания. Налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки.

Декабрь

Жуки

Учить детей скатывать глину в шарик, сплющивать ее; осваивать технику оттягивания частей, придавая нужную форму поделке. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей.

Декабрь

Снеговик

Закреплять умение лепить предмет из трех округлых форм. Путем оттягивания вылеплять носик. Налепами или стекой изображать глаза.

Январь

Кукла в красивом платье

Учить лепить куклу из конуса «морковка» путем прокатывания ладонью куска глины по плоскости стола, больше нажимая ребром ладони с одной стороны, лепить голову из шарика и руки из валиков, соблюдая пропорции. Учить соединять части тела. Для большей выразительности образа наносить с помощью стеки мелкие детали: глаза, нос, рот, украшения на платье.

Январь

Лепка чашки

Учить лепить чашку из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, а ручку - путем защипывания глины кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один или несколько рядов.

Февраль

(2 занятия)

Чашка с блюдцем

Учить лепить посуду, пользуясь знакомыми способами лепки. Правильно передавать соотношения между предметами. Заглаживать поверхность предмета пальцем.

Февраль

(2 занятия)

Торт для кукол (лепка по представлению)

Учить делать из глины торт для кукол квадратной или круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять точками и полосками при помощи стеки.

Март

(2 занятия)

Настенное панно

« Подарок маме»

(центрический орнамент на изразцах)

Учить намечать центр плитки и приклеивать сначала середину цветка

(шарик), затем шесть одинаковых лепестков ( шариков) раскатывая их формой « морковки»; учить дополнять узор – украшать все уголки выкладыванием дуги – ветки и шарики – ягодки.

Март (2занятия)

Настенное панно

« Зайчик на поляне»

Учить детей во время лепки пользоваться предварительно созданным эскизом. Лепить туловище и голову раскатыванием в виде яйца, дополнять образ зайчика: лепим ушки, лапки, хвост, оформляем мордочку (глаза, носик, ротик). Пластину хорошо отглаживаем мокрой тряпкой.

Апрель

Ваза для цветов

Учить лепить вазу ленточным способом. Передавать форму предмета и украшать его налепами.

Апрель

Декоративная тарелка

Изображать тарелку, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно придумывать форму и края тарелки. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпкой.

Апрель

Петушок по мотивам дымковской игрушки

Учить лепить игрушку, используя прием лепки « яйца» для туловища, шеи и крыльев. Передавать форму основных частей игрушки и дополнять ее декоративными деталями прищипыванием и налепами. Учить раскрашивать готовую игрушку гуашью.

Апрель

Козлик по мотивам дымковской игрушки

Учить лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.

Май (2занятия)

Птица с красивыми крыльями

Учить использовать знакомые способы лепки при изображении птицы. Стимулировать к оформлению своей работы в декоративном плане: украшать крылья, хвост при помощи стеки и налепов.

Работа направлена на решение следующих задач:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к доброжелательному отношению друг к другу;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, художественного вкуса;

- формирование познавательных, практических и творческих умений и навыков.

Программа включает основные направления работы:

- Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале - глине.

- Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность, лепку из глины.

Для успешной работы с детьми созданы определенные условия, подобраны необходимые атрибуты.

Цель программы: создание условий для развития эмоционально- волевой сферы, формирования навыков творческой деятельности и самореализации ребенка через лепку из глины.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

u     формирование творческих способностей детей через лепку из глины – от самых простых до более сложных;

u     учить детей грамотно определять пропорции;

u     поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях.

Коррекционно-развивающие:

u     развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

u     развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

u     развить эстетическое восприятие, образное мышление, воображение; фантазию;

u     расширять представление детей о русском народном творчестве.

Воспитательные:

u     воспитывать аккуратность;

u     воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

u     воспитывать интерес к занятиям лепки из глины.

u     воспитание морально-этических качеств (уважения друг к другу, умения радоваться успехам других, взаимопомощи);

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса данного учреждения. Главная особенность данной программы – она направлена на большое развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, творчества, самостоятельности, инициативности у детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-6 лет.

Сроки реализации программы 1 год.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий в соответствии с нормами СанПиН.

Форма организации обучения: групповая

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса, применение дифференцированного подхода к детям, т.к. в силу своей индивидуальности, результативность может быть различной.

Форма проведения:

Проведение экспериментальной деятельности с глиной;

Продуктивная деятельность;

Индивидуальная работа;

Знакомство с русским прикладным искусством;

Самостоятельная лепка по замыслу.

Работа с родителями:

Методические приемы: наглядный, словесный, практический; экспериментирование; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; игра с глиной.

Должны знать и уметь:

5-6 лет

Знает свойства глины ( мокрой, как ее можно использовать)

Умеет аккуратно лепить, используя стеку;

Сглаживать пальцами поверхность;

Передавать образ предметов, игрушек;

Выделять выразительные средства дымковской, филимоновской игрушек;

Лепить цилиндр для получения полой формы;

Раскрашивать вылепленные изделия;

Иметь представления о декоративно – прикладном творчестве;

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

- диагностика уровня сформированности знаний и умений по теории программы;

- выставки поделок;

- открытые занятия для родителей, педагогов и других детей

Методическое обеспечение программы:

Природный материал – глина;

Оборудование для экспериментальной деятельности;

Атрибуты для работы с глиной;

Наглядный материал разного вида;

Тряпки и емкости для воды;

Стеки;

Гуашь12 цветов, кисти4

Лак без запаха ( био)

      

Ссылки на источники:

1. Горичева В.С., М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»

2. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности»

Москва: Айрис- пресс, 2007

3. Федотов Г. «Послушная глина» Москва « АСТ- ПРЕСС» 1997

Просмотров: 368
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Плотникова Антонина Анатольевна. «НАДО ЛИ УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА?»
  • Надежда Сергеевна Рыбак. Как учить стихи играючи
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Редактор. Учимся лепить из пластилина
  • Главный Редактор. Основные приемы и работы с игрушками из глины
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Дидактическое пособие: Миниатюрные игрушки из полимерной глины «Настенкино лукошко»
  • Сафронова Любовь Ивановна. Исследовательская деятельность на тему: «Сравнение свойств песка и глины»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Гришанина Лидия Михайловна. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников, Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней».
  • Шварцман Ирина Владимировна. Поделки из глины, Рыба
  • Руденко Наталья Александровна. Мастер-класс 'Розы из глины'
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Петрова Наталья Викторовна. Проект по экологическому воспитанию средняя группа «В мире камня и глины»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Редактор. Основные приемы работы с глиной
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия на день открытых дверей по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Конспект коррекционного занятия познавательной и эмоционально – волевой сферы у детей 6-7 лет «В гостях у Шишиморы».
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Линько Людмила Петровна. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Кречетова Наталия Михайловна Фрезе Надежда Владимировна. Создание агитбригады как эффективная форма работы с детьми по реализации программы «Разговор о правильном питании»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь