Капралова Татьяна Александровна. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Проблема развития представлений о величине и ее измерении у детей 6-7 лет в психолого-педагогической литературе

Познание величины происходит на основе сенсорной системы, мышления и речи. Точное определение величины находится во взаимосвязи с навыками, полученными в практическом опыте пользования объектами, развитостью глазомера, включения в процесс восприятия слова, логических операций: сравнения, анализа, синтеза и другое [38; 40]. А. М. Леушина полагает, что для получения наиболее простых знаний о величине нужно установить определённые представления об объектах и явлениях, которые нас окружают [16]. Осознание величины как пространственного объекта взаимосвязано с сенсорным процессом, который направлен на рассмотрение объекта и выявление его свойств. В этой операции задействованы такие анализаторы, как зрительные, слуховые, осязательно-двигательные, при этом двигательные анализаторы носят главную составляющую в их совместной деятельности, снабжая правильное восприятие величины объектов. Благодаря анализаторным и межанализаторным взаимосвязям совершается принятие величин измерения. Формированию объективных качеств независимо от внешних обстоятельств помогают упражнения по восприятию объектов на разной дистанции и в разном положении [3; 16]. Важной сенсорной особенностью определения величины объектов считается глазомер. Согласимся с Руссо, полагавшего, что с помощью глазомера можно сравнивать величину объектов благодаря их сопоставлению, например, зданий, роста людей, деревьев и так далее. [12]. Развитие глазомера неразрывно сплетено со способностью овладения определёнными процессами сравнения величин объекта.

 

Скачать конспепкт

Оценка размера предмета необходима для верного и полноценного его описания. Для сравнения размеров предмета можно воспользоваться практическими действиями такими, как: наложение, приложение, измерение. В измерение включены два логических процесса: первый - деление (предмет разделяется на части), второй - замещение (каждая часть представляет собой единицу измерения или соизмеряется с ней). Следовательно, смысл измерения состоит в численном дроблении объектов и установлении величины данных объектов относительно принятой меры. С помощью измерения определяется численное отношение измеряемой величины с ранее подобранной единицей измерения, масштабом, либо образцом.

По мнению А. А. Столяра, при обучении в дошкольной образовательной организации измерительная деятельность характеризуется примитивным видом, который подготавливает дошкольников к последующему усложнению и глубокому уточнению материала, т.е. ребёнок меряет объект каким-то другим предметом, являющимся условной меркой, и именно благодаря этому ребёнок овладевает действием по измерению [39].

К. А. Киричек считает, что дошкольников можно познакомить с общепринятыми мерами измерения длины метром и сантиметром, а также функциями линейки, правилами измерения с её помощью [10]. Процесс измерения станет понятным дошкольникам при овладении алгоритмом измерения, то есть определёнными умениями, которые при неоднократном повторении становятся навыком [10]. Михайлова З. А. считает, что дети не могут отличить оборудования замеров от общепризнанной единицы замера [19; 20]. К примеру, возьмём метр, дети понимают только тот метр, которым отмеряют ткань и не могут понять, что метр, это единица измерения. Таким же образом, при слове «сантиметр» дети представляют сантиметровую ленту, которая в народе так и называется. Используя свой маленький опыт, дошкольники редко понимают, что средства измерения, используемые в одних обстоятельствах, могут применяться и в иных обстоятельствах для измерения чего-либо другого. Дети порой подражают действиям старших, не понимая самой сущности измерения и её предназначения. Непосредственно сам ход измерения довольно сложен, потому что требует особых знаний, умений, навыков и применение специальных измерительных приборов.

Таким образом, на основе анализ психолого-педагогических исследований, развитие представлений дошкольников о величине объектов, их ознакомление с величиной может быть организовано в следующей последовательности:

  1. ознакомление с размером на основе пространственного показателя объекта, ознакомление с параметрами величины объектов, сопоставление объектов по одному какому-нибудь признаку;
  2. сопоставление объектов на основе общей предпочтённой мерки, которая станет равной одному из сопоставляемых объектов, кроме того сопоставление объектов согласно многим параметрам величины, создание сериационных рядов согласно размеру и развитие глазомера;
  3. измерительная работа.

На основании анализа психолого-педагогической литературы были определены особенности развития представлений о величинах у дошкольников и выявлены требования к организации работы по формированию представлений о величинах в ДОО. Подробно они представлены в таблице 1.1

Подводя итог, можно сказать что, формирование представлений о величине у дошкольников будет происходить качественно, если обращать внимание не только на знания, которые нужно донести до воспитанников, но и учитывать их личные потребности и склонности.

2. Содержание работы по развитию представлений о величине и ее измерении у детей 6-7 лет в образовательной программе дошкольного образования

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование представлений о величине и ее измерении считается одним из основных компонентов математического развития дошкольников. Дети под величиной понимают, прежде всего, размер предмета, а также его длину, ширину, высоту, массу, объем, площадь; а под измерением — процесс получения количественного значения какой-либо физической величины с помощью средств измерения [18]. Действия с величинами и их измерением присутствуют в жизни ребёнка практически каждый день. Например, на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по лепке, педагог просит ребёнка взять небольшой кусочек пластилина, либо отщипнуть от значительного куска небольшой. Ребенок с помощью глазомера, то есть на глаз, устанавливает какой кусок меньше, какой больше и выполняет задание. На НОД по рисованию дети соблюдают пропорции в рисунке, изображая объекты различных величин. На НОД по математике экспериментируют с величинами, выясняя, например, почему одинаковые по форме и размеру величины могут иметь разную массу; определенный объем жидких и сыпучих веществ не меняется от формы сосудов и др. [11]. При общении дошкольники не редко сопоставляют себя с другими детьми – кто из них выше, кто старше и т.п. На основании таких действий создаются представления о величине. Ребёнок осваивает три свойства величины: сравнимость, изменчивость, относительность.

Одним из способов познания величин является метод сравнения, основанный на свойстве сравнимости при сопоставлении величин. Пользуясь способом сравнения величин можно определить их отношения через такие понятия, как: «больше, чем…», «меньше, чем…», «равно». Не всегда возможно сравнить предметы способами наложения или приложения (непосредственно), поэтому иногда для сравнения нужно произвести сопоставление их образов в уме (опосредованно сравнить). Таким образом, свойство сравнимости заключается в том, что величины можно сравнивать, сопоставив их, и при этом выявить их сходство или различие в целом, либо по какому-то одному признаку.

Одним из свойств величины является изменчивость. К примеру, изменение длины доски изменяет только её размер, но не изменяет её содержания и качества – доска также остаётся доской. Или воздушный шар, когда мы надуваем шар, он изменяется в величине, но не меняется по сути, воздушный шар как был шаром, так им и остался, только при надувании воздуха в нем стало больше.

Относительность - это третье свойство величины, состоящее в том, что один объект является маленьким по отношению к одним, но в то же время большим по отношению к другим. Например, возьмём три ленты разной длины: длинная, средняя и короткая. Средняя лента по отношению к длинной будет короткой, но по отношению к короткой будет длинной.

Как было сказано выше, сравнимость, изменчивость, относительность, являются свойствами величин, которые осваивают дети в окружающей их действительности, в специально подготовленной предметно-развивающей среде [10] и используют с целью определения величины объекта. Увидев предмет, дети сразу делают акцент на его общем представлении, его размере: большой или маленький. С взрослением детей нужно научить их выделять и линейные параметры: длину, ширину и высоту. По ведущему параметру характеризовать величину предмета, применяя точные определения: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий и так далее. Чаще всего дети характеризуют объекты по длине, потому что длина является самым выраженным параметром величины объекта по сравнению с другими. Вызывает затруднение показ ширины предмета, так как нет достаточно чёткого разделения измерений понятных для использования детьми.

Согласно примерной основной образовательной программе дошкольного образования обозначены следующие программные задачи:

  • учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета;
  • делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и так далее);
  • устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям;
  • формировать у детей первоначальные измерительные умения;
  • учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку);
  • учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;
  • дать представления о весе предметов и способах его измерения;
  • сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях; познакомить с весами;
  • развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры [22; 30].

В дошкольном возрасте дети знакомятся с основными величинами, представленными в рисунке 1.1 (см. Рисунок 1.1).

Согласно программе дошкольного образования понятие «длина» предмета изучается с помощью сравнения (на глаз, относительно тела), наложения или приложения. Длина это характеристика линейных размеров предметов. Применительно к понятию «масса» предмета важно, чтобы дети научились отличать массу и вес предмета. Данное понятие дети усваивают путем взвешивания или прикидки на руке. Объем, площадь, скорость – это величины, усвоение которых происходит в курсе начальной школы. Тем не менее, в детском саду также ведется работа по ознакомлению с ними. Детям показываются промежуточные меры и принципы измерения данных величин. Под измерением понимается количественная оценка величины [3; 9].

Просмотров: 578
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Шапилова Екатерина Анатольевна. Презентация к занятию для детей 3-4 лет «Восприятие величины (широкий- узкий)»
  • Мешкова Лариса Анатольевна. Презентация «Весовые измерения»
  • Мешкова Лариса Анатольевна. Конспект занятия: 'Весовые измерения'
  • Керефова Розия Арсеновна. Конспект совместной организованной ОД с детьми старшей группы с учетом интеграции ОО по теме: «Определение объема сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки», в игре математического характера «Мы печем печенье»
  • Сеидова Олеся Радиковна. Измерение длины с помощью произвольной меры
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Формирование представлений о величине и форме посредством театрализованной деятельности
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шабунина Эльвира Айратовна. Конспект подгруппового занятия по ФЭМП «В гости к лисе и журавлю» Тема: Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, Маллаева Гури Керимовна. Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Определяем плавучесть предмета»
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Кузнецова Марина Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для старшей группы по теме: «Деление предметов на несколько равных частей».
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Конспект НОД по математическому развитию детей подготовительной к школе группе - Ориентировка по план – карте, классификация объектов по заданным свойствам
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Бакушкина Светлана Александровна. Путешествие в прошлое предмета» (счетные устройства).
  • Марченко Наталья Валерьевна. Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Тема «Преображение»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь