(рассматривание и сравнение картин «Золотая осень» В.Д. Поленова и «Золотая осень» И.С. Остроухова)
Составитель: воспитатель Русова Т.С.
Тема: «Осенние мелодии» (рассматривание и сравнение картин «Золотая осень» В.Д. Поленова и «Золотая осень» И.С. Остроухова).
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение.
Развивать у детей видение художественного образа в единстве содержания и средств выразительности-рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение; звучащие кое- где холодные тона настораживают, создают ощущение печали, грусти, прощанию природы и человека с теплым временем года.
Художники языком живописи могут рассказать об одном и том же, но каждый будет рассказывать по-своему, передавая свои чувства, выискивая средства своей выразительности.
Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения, эстетическими терминами (радостное, взволнованное, спокойное, восхищенное, печальное, легкая грусть и т.д.); наименованиями цветов и цветосочетаний (золотые, желтые, лимонные, рыжие и т.д.)
Предварительная работа
Наблюдение на прогулке за осенними проявлениями природы. Рисование осенних деревьев. Рассматривание в книгах иллюстраций с осенними пейзажами. Разучивание стихов, песен, пение песен об осени.
Материалы
Репродукция картин «Золотая осень» В.Д. Поленова, И.С. Остроухова.
Стихи О.Бергольц, И.Бунина.
Аудиозапись «Осень» А.Вивальди из цикла «Времена года»
Ход НОД
Организация
Дети свободно рассаживаются перед стендом, на котором висят репродукции. (Они пока закрыты).
Воспитатель:
- Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту.
В это время природа, словно, отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны глубоким сном.
Воспитатель: Как называется это время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: Правильно осень разная то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи. Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни. Художники писали об осени картины. Давайте вспомним, как мы с вами любовались красотой природы на прогулке. Мы вдыхали особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый аромат сухой травы, удивительный запах грибов. Мы слышали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Послушайте стихи
Есть время природы особого света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
Летучая, легкая паутина...
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!
О. Бергольц
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной. И.Бунин
- Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени рассказали поэты. А сейчас, мы посмотрим, как об этом рассказывали художники. (Открываю картинe «Золотая осень» В.Д. Поленова.)
- Ах, какая красота! Что за прелесть этот пейзаж.
-Что вы чувствуете, когда глядите на него?
-Какое настроение у вас возникает у вас?
-А почему у вас такое настроение?
-Какие краски использовал художник? (Желтые, красные, зеленые, оранжевые, бордовые.)
-А как эти краски можно еще назвать? (Теплые, нарядные.)
-Да, эти краски теплые, они создают у нас радостное, праздничное настроение.
-Вот молодцы! Художник почувствовал необыкновенный ар пылающий, нарядной осени, посылающий нам прощальный привет, желающий радовать нас, и нашел такие краски, которые и нам передали его удивление, его радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти. Скоро зима.
-Что изобразил Художник Поленов на своей картине?
и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становясь вдали всё светлее и светлее. Слева — небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца.
-Узнали их?
-Что за деревья? (Березки.)
-А как вы их узнали? (Белые стволы, тоненькие ветки, желтые листочки)
-На первых двух березках листочки уже осыпались, но оставшиеся просматриваются, как круглые золотые монетки. Эти березки достают вершинками до края полотна картины. А что видим дальше? Березовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое-где основания беленьких стволов. Они нарисованы выше середины картины, березки кажутся маленькими. Листва (кроны деревьев) написана обшей массой, которая словно горит ярким пламенем, желто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим еще дальше? Вдали, на косогоре, маленькая деревенька, чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона желтыми пятнами сияют берёзки. А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе, излучине реки?
-Березка, напротив нее дубовая роща.
-Какого цвета листья этих деревьев?
-Есть ли солнышко на картине?
-Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.
-Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайные дали полей и лесов в их праздничном наряде! Художник сопоставляет праздничную голубизну осеннего холодного неба с пламенеющим на солнце золотом листвы, рыжие, буро – зелёные краски увядающей травы и коричневые, красно – фиолетовые пятна кустарника – с густой синью реки. Это праздник золота и синевы, это торжественная, яркая мелодия прощания.
-А сейчас посмотрите на картину художника. (Открываю картину И.С. Остроухова)
Полюбуемся на нее.
-Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? (О золотой осени.)
-Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. На переднем плане усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что – то интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки — белобоки что-то рассказывают друг другу, какие – то новости о лесе и его обитателях.
-Отличается ли эта картина по цвету от первой?
-Чем?
-Ее краски более холодные. Желтоватые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зеленые голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже не большой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку.
А теперь давайте еще раз посмотрим на картины, полюбуемся ими. Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно каждый по своему. Эти картины мы можем рассматривать в любое время года. И мы будем слышать звонкую, яркую мелодию уходящей осени.
-А теперь предлагаю послушать музыку А. Вивальди, которая так и называется «Осень».
-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?
-Нежность, радость, светлую грусть! Природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете.
-Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники, композитор. Рассказали, словами, краской, музыкой!
|