Разработал воспитатель: 1 кв. категории Галина И.В. г. Арзамас 2019 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
Цель:
- формирование патриотических чувств: любовь к родному городу, гордость за его умельцев.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Способствовать развитию любознательности и познавательного интереса к историческому наследию;
- Способствовать обогащению и расширению представления детей об истории своего города;
- Совершенствовать навыки применения, полученной информации
в игровой, изобразительной, речевой видах детской деятельности, на этом НОД.
Средства:
слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, слайды колокольчиков; выставка колокольчиков; ноутбук; проектор; экран; мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу»; фонограммы: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», русская народная плясовая «Камаринская», русская народная плясовая «Субботея», шум воды; «микрофон».
Способы: слушание фонограмм: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», рассматривание колокольчиков в мини-музее; сюжетная игра «Экскурсовод»; проблемные вопросы: «Зависит ли звук колокольчика от материала, из которого он сделан?», «Можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?», использование ИКТ: мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу», слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу; музыкальная игра «С колокольчиками»; подвижная игра «Карусель».
Предварительная работа:
- беседы, ситуативные разговоры о городе и его жителях
- сюжетные игры: «Экскурсовод» (традиции и быт, сувенирная лавка, путешествие по городу)
- экспериментирование: «свойства материалов», «угадай по звуку»
- организация выставки колокольчиков;
- рассматривание альбомов «Мой Арзамас», «Все работы хороши», наборов открыток «Храмы Нижегородской области», иллюстраций в книге «Арзамас»;
- стихотворения о городе Арзамасе Н. Рачкова, В. Пастуховой;
- подвижная игра «Карусель»;
- изготовление колокольчиков из пластилина и бросового материала
- рисование «Любимый город»
- слушание музыкальных произведений о городе: песни «Арзамас» А. Целоухова, «Золотые купола», «Мой Арзамас» Сергея Малухина, «Арзамас» Н. Волчкова); игры с колокольчиками.
Литература:
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. — М.: ТЦ Сфера, 1999. — 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2004. — 156 с.
- Зимова Г. А., И. А. Гордеевцев. Город Арзамас. — Нижний Новгород, Изд. Штрих, 1999-120с.
- Казаков В. В., Селезнёв В. в., Морозова А. А., Устимова А. И. Путеводитель. Арзамас и Арзамасский район. – Нижний Новгород, типография НРЛ, 2012- 22с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. — Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55с.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско- патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного
Ход
Звучит фонограмма «Золотые купола» авт. Сергей Малухин.
В.: Дети, о чём в этой песне поётся?
Д.: о родине, о золотых куполах.
В.: Как вы понимаете слово «Родина»?
Д.: место, где родился, где живёшь.
В.: Какие слова, похожие на это слово вы знаете?
Д.: родной, родитель, родня, родиться.
В.: Действительно слова «родной», «родитель», «Родина» очень похожи. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине — о городе, в котором мы родились и живём (показ слайда: вид сверху города Арзамаса).
В.: Как называется наш город?
Д.: город Арзамас.
В.: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по удивительному старинному и молодому городу, где живут его коренные жители – арзамасцы, где живём мы с вами.
Дети, а вы знаете, чем славится наш город?
Чем он необычен?
Д: в городе много храмов, много церквей.
В.: В нашем городе находится несколько музеев, а чтобы узнать историю города нужно отправиться в краеведческий музей, который расположен рядом с Соборной площадью.
(показ слайда с видом здания музея. Дети подходят к выставке колокольчиков мини- музея группы)
В музее есть небольшая экспозиция колокольчиков, а сегодня, вы, ребята, её посетители. Давайте подойдём поближе и рассмотрим экспонаты. Скажите: из чего сделаны эти колокольчики?
Д.: из глины, металла, стекла, бересты.
В.: А мы с вами из какого материала мастерили колокольчики?
Д.: Из пластилина, бросового материала.
В.: А как вы думаете, зависит звук колокольчика от материала, из которого он сделан? Давайте проверим!
(дети поочерёдно звонят в колокольчики).
В.: Звук колокольчики так нравился людям, что они стали делать разнообразные колокольчики, чтобы использовать в повседневной жизни (показ слайдов). Их прикрепляли на дугу лошадям, использовали вместо звонка на двери.
В.: Весело и интересно дети играли в подвижные и музыкальные игры с колокольчиками. А вы хотите поиграть?
Музыкальная игра «Игра с колокольчиками»
(Дети стоят в кругу. Внутри круга — двое детей. У одного ребенка — маленький колокольчик, у другого — большой. Дети идут по кругу, держась за руки под музыку р. н. м. «Субботея». Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу на быструю часть музыки, с окончанием музыки передает колокольчик кому-либо из детей. Дети идут по кругу. Ребенок с большим колокольчиком идёт внутри круга на медленную часть музыки, затем передает колокольчик другому ребенку. Игра повторяется.)
В.: Мне кажется, что этот колокольчик о чём-то говорит (прислушивается). Он предлагает нам помощь в дальнейшем нашем путешествии. Вы согласны? Ну, тогда в путь. Колокольчик привёл нас на Соборную площадь.
(звучит запись колокольного звона, на экране слайды с изображением Воскресенского собора, колокольни, Никольского монастыря и Благовещенской церкви) Число туристов растёт из года в год, Арзамас становится городом туризма, и у нас есть на что посмотреть. Мы с вами превратились в туристов. Я – экскурсовод (берёт «микрофон») и расскажу вам о нашем самом главном храме — украшении нашей Соборной площади — Воскресенском соборе. Уважаемые гости нашего города обратите внимание на величественный собор. Он был построен на деньги наших горожан в честь победы русского народа в войне с Наполеоном. Ему почти 300лет. Собор был построен по проекту нашего земляка архитектора Коринфского. Равного ему по красоте нет даже в больших городах. Расписан учениками Ступинской художественной школы. Основные работы по росписи собора были сделаны отцом и сыном Серебряковыми. С Соборной площади открывается замечательный вид на Никольский женский монастырь и Благовещенскую церковь, которая раньше принадлежала мужскому монастырю. В нашем городе Арзамасе раньше было 36 действующих церквей и 4 монастыря, а сейчас действует 13 церквей. Поэтому и называют наш город городом золотых куполов. На службу в храм зовёт звон колоколов. На пасхальной неделе каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.
В.: А с колокольни очень хорошо видно нашу речку, на берегу которой стоит город Арзамас (слайд на экране). Речка эта называется Тёшей. Раньше она была чистой и широкой, на берегу реки стояла лодочная станция. Но, к сожалению, в последние годы Тёша стала мелкой и загрязнённой. (Шум воды) Если бы речка могла говорить, то сказала бы: (звучит запись на компьютере)
Я болею, я мелею, погибаю, умираю,
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам!
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, вёдра и бутылки.
Не ступить ногой на дно:
Всё засорено оно.
В.: Дети, можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?
Д.: очистить речку и берега от мусора, не бросать мусор в воду.
В.: На берегу мы нашли 2 конверта, посмотрим, что в них.
А в конвертах картинки с изображением того, чем славился наш город раньше, а чем сейчас. Каждому из вас достанется по картинке, ваша задача объяснить что это и когда Арзамас славился этим: раньше или сейчас (произведения златошвей, гуси, лук, кожаные изделия, БТР, машины Легмаша, счётчики, приборы и. т. д.)
Д.: БТР выпускается сейчас на машиностроительном заводе, гусей раньше выращивали для продажи в Москву и Санкт-Петербург и т. д.
В.: Раньше наш город славился златошвеями, которые вышивали золотыми нитями церковное облачение, кожевниками, которые выделывали кожу, а ещё славился везде наш Арзамасский лук и Арзамасские гуси. Сейчас город славен тем, что в нём работают заводы, фабрики. На заводах выпускают сложные приборы для самолётов, счётчики для воды, газа, выпускают военную технику — БТР, а так же машины, которые помогают поддерживать чистоту и порядок в городе.
В.: В самом центре нашего города находится берёзовая роща -центральный городской парк культуры и отдыха, в котором любят отдыхать семьями арзамасцы. В детском городке много аттракционов. Любите ли вы наш парк?
Д.: да, любим.
В.: Чьё имя он носит?
Д.: Аркадия Гайдара.
В.: Какие аттракционы вам больше всего нравятся?
Д.: Качели, карусели, батут и т. д.
Предлагаю вам покататься на карусели.
Игра «Карусель» под русскую народную музыку «Камаринская»
В.: В нашем городе много талантливых людей, которые занимаются в художественной, спортивной и музыкальных школах. Представьте, что вы сейчас-учащиеся художественной школы. Нарисуйте то, что вам нравится в нашем городе.
Дети рисуют под песню «Мой Арзамас» авт. Сергей Малухин.
В.: В заключении нашей экскурсии хочу спросить вас: «Понравился ли вам наш город? Что вам запомнилось больше всего?».
Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.
Ответы детей.
|