Цель: расширить знания детей о морских профессиях.
Задачи: продолжать знакомить детей с профессиями, углублять знания о труде взрослых, уточнять и активизировать словарный запас по теме; развивать речевую активность, внимание, память, логическое мышление, побуждать любознательность, формировать положительное отношение и уважение к деятельности взрослых.
Оборудование и материалы: интерактивная доска; карточки с изображением атрибутов необходимых врачу, регулировщику, пожарному, художнику, продавцу, парикмахеру, строителю, воспитателю, учителю, портному, водителю; листочки в клетку на каждого ребёнка.
Скачать конспект
Ход:
- Здравствуйте, ребята! Проходите, вставайте в круг.
* Собрались мы вместе в круг Ты мой друг и я твой друг, Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!
-Подарите друг другу улыбку! Молодцы!
- Я для вас приготовила загадку: отгадайте слово по первым звукам названий изображённых предметов.
(на интерактивной доске появляется карточка, на которой зашифровано слово «труд»).
- Правильно, это слово «труд». И сегодня мы будем говорить о тех, кто любит и умеет трудиться.
(На столе лежат предметные картинки, относящиеся к определённым профессиям: белый халат и фонендоскоп; свисток и регулировочная палочка; каска и огнетушитель; краски и кисти; весы и касса; ножницы и расчёска; молоток и рулетка; детская книжка и мячик; классная доска и указка; швейная машинка и нитки; грузовик и автозаправка)
- Посмотрите внимательно на картинки. Перечислите, что изображено на них.
- Подумайте, какие картинки можно соединить в пары и назовите, людям какой профессии необходимы эти предметы? Начните свой ответ со слов «Я думаю, что…»
После игры дети садятся за столы. На экране появляется зашифрованная пословица о труде: девять карандашей, каждый разделён пополам линией, в одной половине число по порядку, во второй слог.
- А сейчас необычное задание. Посмотрите внимательно на доску, с помощью волшебных карандашей составьте и прочитайте пословицу.
(дети по очереди выходят к доске, расставляют карандаши по порядку и читают пословицу).
-Правильно, терпенье и труд всё перетрут.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А какие ещё пословицы о труде вы знаете?
(Дети вспоминают пословицы о труде:
Труд человека кормит, а лень портит. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.) Молодцы!
- Мы с вами живём в морском городе. Ребята, а вы помните как выглядит герб нашего города?
(На экране появляется изображение герба, разделённое на части по типу пазл. Один ребёнок по желанию выходит к доске и собирает герб города).
- Да, это щит, пересечённый на две части. В верхнем голубом поле золотые силуэты корабля и северного сияния над ним. В нижнем золотом поле – голубая рыба. Корабль и рыба символизируют самые распространённые профессии города – морские. Голубой цвет – море и полярную ночь. Золотой – богатство морей и земли, полярный день. Северное сияние – географическое положение города.
- Ребята, какое название имеет залив около Мурманска? (Кольский)
- Кольский залив – рабочее сердце города. Здесь трудятся люди разных профессий: рыбаки, рыбообработчики, судоремонтники, работники торгового порта.
- Ребята, какими качествами должны обладать люди, которые решили посвятить свою жизнь морю? (Они должны быть мужественными, сильными, смелыми, отважными, трудолюбивыми).
- Да, быть моряком не каждому дано. Это трудная работа. Дома моряки бывают редко, ведь рейс длится 2-3 месяца.
- А чтобы получше познакомиться с морскими профессиями я предлагаю отправиться на экскурсию по рыболовному траулеру.
(На экране появляется изображение рыболовного судна)
- Первым делом мы побываем в рубке, она расположена высоко над палубой и отсюда видно всё. Это рабочее место капитана и штурмана.
- Как вы думаете, кто самый главный на судне? (Капитан)
- Правильно, капитан. Ему все подчиняются, потому что в море без дисциплины нельзя. Капитан отвечает за груз, за жизнь людей. А если судно терпит крушение, то последним его покидает капитан. И не всегда успевает.
- Капитан задаёт маршрут следования, а штурман выбирает курс. Если курс не точный – израсходуется лишнее горючее. Но самое страшное: можно столкнуться с подводными скалами или сесть на мель.
- Сейчас мы с вами тоже попробуем проложить маршрут корабля на карте.
- Возьмите карточки, внимательно рассмотрите начало пути и продолжите его до конца маршрута, повторяя узор без ошибок.
(Дети выполняют задание на листочках в клетку)
- Молодцы! Ваш корабль доплыл до места назначения.
Динамическая пауза «Смелый капитан»
- Ребята, кажется, надвигается шторм. Вставайте возле своих мест, ноги на ширине плеч. Повторяйте движения за мной.
- Я на мостике стою и бинокль в руках держу (изображают капитана, смотрящего в бинокль)
-Волны плещутся слегка (волнообразные движения руками вперёд)
- Качка тихая пока. (руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)
- Волны сильными вдруг стали (волнообразные движения руками вперёд с большей амплитудой)
- И от качки все упали. (приседания)
- За канат держусь я крепко
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал. (выполняются движения в соответствии с текстом)
- Продолжаем нашу экскурсию.
(На экране появляется изображение машинного отделения)
- Мы спускаемся вниз, в машинное отделение. Здесь очень шумно. Люди говорят и не слышат друг друга из-за работы множества механизмов. Они должны работать непрерывно, иначе погаснет свет, судно остановится. А если это произойдёт во время шторма?
Заведуют всем этим механики. Несут они вахту день и ночь, сменяя друг друга.
(На экране появляется рабочее место радиста)
- Идём дальше. Ещё одна очень важная профессия – это радист. Он постоянно поддерживает связь с берегом и другими судами. А если случится беда – подаёт сигнал SOS.
(На экране появляется изображение палубы)
- И вот, наконец, мы на палубе. Здесь трудятся матросы. В рейсе они выполняют много разной работы: поднимают трал, обрабатывают рыбу, убирают судно, выгружают улов на берег. Тут же трудится тралмейстер. Он настраивает орудия лова, следит за спуском и подъёмом трала. От него во многом зависит, какой будет улов.
- Приглашаю вас поиграть в игру «Рыбаки и рыбки».
В море рыбаки ловят рыбу большими сетями – тралами. Сейчас мальчики сделают круг. Это будет сеть. А девочки превратятся в рыбок и будут плавать под музыку. С окончанием музыки, сеть закроется, и мы подсчитаем «улов».
(После игры дети проходят на свои места)
- Да, много рыбы ловят рыбаки! А куда идёт улов, после того, как его доставят в порт? (В магазины, в другие города, на рыбоперерабатывающие заводы, где делают консервы)
- Подводный мир морей богат.
- Отгадайте загадку про рыбу, которую я очень люблю:
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень страшные дела.
Это рыба……… (камбала).
(На экране появляется картинка с изображением камбалы)
- Интересный факт – это умение этой рыбы маскироваться. Улёгшись на самом дне, камбала практически моментально изменяет свой цвет и даже более того, на ней появляется рисунок схожий с рисунком песка или грунта. Таким образом, она становится совершенно незаметной для невооружённого взора.
(На экране появляются изображения других рыб, дети вместе с воспитателем вспоминают их названия)
- А какие ещё породы рыб добывают в северных морях? (треску, палтус, зубатку, мойву, окунь, селёдку)
- Молодцы!
- А насколько хорошо вы знаете о рыбах, мы проверим, поиграв в игру «Да – нет».
- Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечать «да» или «нет».
- Приготовились! Будьте внимательными!
- Может ли сазан жить в океане? (нет, это речная рыба)
- Мойва –это ярко-красная рыба с большими глазами? (нет, так выглядит морской окунь)
-Тело рыб покрыто кожей? (нет, чешуёй)
- Рыбы спят с открытыми глазами? (да)
- Рыбы дышат жабрами? (да)
-У рыб детки выводятся из яиц? (нет, из икринок)
- Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой? (да)
- Молодцы!
- А куда мы отправимся дальше, нам подскажет загадка:
Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обеды: Кашу, щи и винегрет (повар).
(На экране появляется картинка, на которой изображён кок на камбузе)
- Правильно, только на судне его называют кок, а место, где он трудится – камбуз. Он делает всё для того, чтобы моряки чувствовали себя, как дома: печёт хлеб, пироги, торты, лепит пельмени.
- Сейчас мы тоже попробуем приготовить обед. Поиграем в игру «Что лишнее?»
(На экране, по очереди появляются карточки, разделённые на 6 клеток. В каждой клетке изображение продукта, необходимого для приготовления конкретного блюда и один продукт лишний. Названия карточек: 1. «Варим суп» 2. «Делаем салат» 3. «Печём торт» 4. «Варим компот» 5. «Завариваем чай»
- Молодцы! Хороший обед приготовили!
- Итак, наша экскурсия подошла к концу. О каких морских профессиях вы узнали? (ответы детей).
- Кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (ответы детей).
Белокрылова Юлия Владимировна
Воспитатель МАДОУ г. Мурманска №19
|